Когда я позвонил своей давней знакомой, чтобы пригласить в пресс-тур по Брестчине, она несказанно обрадовалась. Божена – так зовут польскую журналистку, теперь живет в Варшаве, и за последние несколько десятилетий мы не единожды встречались, общались, попросту дружили, одним словом. Потом встречи стали более редкими, наступил период отчуждения, разладились вконец и белорусско-польские отношения, но это уже большая политика.
Впрочем, на наших обыденных контактах это сказалось в меньшей мере, разве что на страницах наших газет стало в разы меньше материалов из приграничья – о бизнесе, партнерстве, многочисленных фестивалях, культуре и, конечно же, о людях. Так что визит польских журналистов на Брестчину – это своего рода журналистский прорыв, возможность прикоснуться к эксклюзиву, ответить на многочисленные вопросы, которые, что скрывать, волнуют наших соседей за Бугом.
Иными словами, это уникальный шанс узнать все из первых уст, и после длительного многомесячного молчания польские журналисты на Брестчине воспринимались почти как Колумбы, но только с другого берега. И поэтому мне были понятны и объяснимы враз нахлынувшие эмоции и настроения моей польской коллеги с ее желанием приехать. В этом сущность профессии журналиста – узнать то, что другие не знают, быть непременно первым, поделиться эксклюзивными новостями.
Но наутро все резко переменилось: ближе к обеду мне отзвонилась Божена и извинилась. Оказалось, что вернулись домой ее дочка и сын и в один голос заявили, что никуда ее не отпустят, что там, дескать, в Беларуси, по сути идет война, мало ли что может произойти, и даже польский МИД рекомендовал всем соотечественникам воздержаться от поездок за Буг. Божена призналась, что она мне верит, но, тем не менее, «не хочет устраивать дискуссию в собственной семье по этому поводу, не хочет, чтоб переживали дети и внуки», и после продолжительных извинений сказала, что в пресс-тур все же не поедет.
А мне невольно вспомнилась наша совместная журналистская акция на финише Советского Союза «600 километров вдоль Буга», когда мы – белорусские, украинские и польские журналисты – прошли этих 6 сотен верст по Волыни, Люблинщине и Брестчине и рассказали сотням тысяч наших читателей о том, как живут и творят, как трудятся и отдыхают, как встречают гостей на Прибужской земле. Собственно, именно эти цели преследовал и нынешний пресс-тур. Вот что говорят его участники после 3-дневного пребывания на Брестчине.

Иштван ГРАБОВСКИ, журналист интернет-портала «BP24»:

«Три дня на Белорусском Полесье были поистине фантастическими: и предприятие «Гранит» в Микашевичах, и музей Наполеона Орды, и в особенности музей народного творчества «Бездежский фартушок» оставили в моей душе неизгладимый след. В такие музеи люди должны ломиться, как у нас говорят, через «окна и двери».
То, что наши близкие соседи за Бугом – белорусы – умеют удивлять, знаю с очень давних пор, а конкретнее, с того самого международного фольклорного фестиваля в Ганнате под Виши во Франции в 1987 году, где собрались лучшие коллективы не только из Европы, но и из Азии, Африки, Латинской Америки. Я тогда был в составе польской делегации с замечательным ансамблем Академии физического воспитания и был почти уверен, как и все присутствующие, что наш коллектив лучший на этом фестивале. Но когда в субботу, на 6-й день этого грандиозного праздника, на сцену амфитеатра вышел ансамбль «Радость» из Бреста, то это было что-то! Яркие, самобытные костюмы под каждый новый номер, неповторимый даже для латиноамериканцев темперамент, экспрессия и поистине фантастические элементы танцев покорили всех без исключения!
Кульминацией этой танцевальной фантазии в исполнении подопечных Анатолия Воробьева, с которым в тот день хотели познакомиться все вокруг, стал номер, где задорный танцор завис в шпагате в воздухе на разноцветных растяжках своих партнеров… И «Радость» завоевала тогда Гран-при и собрала всю коллекцию самых престижных наград. Наши восторженные впечатления от пребывания на Брестчине не омрачило даже то, что уже на канале в Тересполе, будучи 10-ми, нам пришлось простоять почти 3 часа. Неужели руководство этого не видит?»
Гражина ХАНКЕВИЧ, журналистка orthodox.pl и общепольской газеты «Wspolnota»:

«Самым запоминающимся для меня стал Музей народного искусства в Бездеже. Такого приема никто из моих коллег-журналистов не ожидал. Во время нашего визита по уникальным местам Полесья мы зашли в единственный в своем роде музей полесских фартуков в Бездеже, который считается центром ткачества и народного декора в Беларуси. Нас удивила форма приема. Перед крыльцом здания давал концерт местный фольклорный ансамбль «Сваякi», поражавший своей экспрессией. Уникальное ремесло плетения и вышивки фартуков – это традиция, передающаяся из поколения в поколение.
В музее хранится 2500 необычных экспонатов. Каждая уважающая себя хозяйка считала делом чести, чтобы ее фартук (который надевали только в праздничные дни) имел свой особенный дизайн и цвет. Именно поэтому вышивки на собранных экспонатах не повторяются.
Внутри мы были удивлены цветовой гаммой и изобретательностью мастериц, которые, несмотря на течение времени, умеют поддерживать давние традиции и творчески дополнять их. Экскурсовод Ирина Гончар рассказала нам о том, как проходит путь от льняного зерна до ткани. Льняные фартуки в Бездеже ткали на ручных станках, что позволяло получать причудливо украшенное полотно. Узоры на ткани были вдохновлены природой, фольклором и повседневной жизнью, а процесс производства требовал точности и терпения. Фартуки, созданные в этой деревне, были не только функциональны, но и полны художественного вкуса. Все они были украшены вышивкой, изображающей цветочные и геометрические мотивы, а также символами, связанными с сельской жизнью.
В коллекции музея более 200 старинных фартуков, и ни один рисунок на них не повторяется. Музей народного искусства «Бездзежский фартук» – единственный в мире музей фартуков, он был удостоен специальной премии вашего Президента за создание уникальной коллекции подлинных образцов народного искусства, значительный вклад в сохранение и популяризацию местных ремесел, обрядов и диалектов.
Всем своим соотечественникам буду советовать посетить и музейный комплекс известного художника, пианиста и композитора Наполеона Орды в Вороцевичах. Мастер оставил 1150 акварелей и графических работ, изображающих архитектурные жемчужины той эпохи – великолепные замки, усадьбы, храмы и другие значимые здания, построенные несколько веков назад и ставшие известными благодаря рисункам Наполеона Орды».
Яцек КОРВИН, главный редактор газеты «Подлясянин»:
«Наибольшее впечатление на меня произвел кафедральный костел в Пинске. Этот новейший памятник сакральной архитектуры вот уже 100 лет (с 1896 года) является кафедральным храмом в ранге малой базилики. Архитектурно красивая церковь была построена в начале XVIII века в стиле барокко. Ее строительство финансировалось местными магнатами и духовенством, а дизайн приписывается выдающимся архитекторам того времени. Храм вошел в память верующих католиков как место многолетнего пастырского служения о. Казимира Свёнтека, который был возведен сначала в сан архиепископа, а затем кардинала, первым в истории Беларуси.

Нашим гидом по митрополичьему собору был ректор Пинской курии отец Анджей Рылько, который с большим знанием предмета и на прекрасном польском языке познакомил нас с богатой историей костела, известного множеством реликвий, богато украшенными барочными алтарями, образом Пинской Мадонны, необычной кафедрой, вырезанной из одного липового ствола, и уникальным органом, вторым по величине в Беларуси. Он издает 1500 звуков и вызывает восхищение органистов со всего мира. Сегодня базилика является не только местом молитвы, но и важным центром марианской преданности и ценным памятником, привлекающим как верующих, так и туристов, интересующихся историей и сакральным искусством.
Благодаря любезности отца канцлера Рылько мы смогли посетить помещения францисканского монастыря, которые помнят начало XVI века, хорошо сохранившиеся фрески из жизни святого Франциска и саркофаг с захоронением кардинала Казимира Свёнтека (умершего в 2011 году).
Именно в стенах базилики получил образование будущий кардинал К. Свёнтек. У него была особенно трудная история жизни. В возрасте 3 лет он был сослан вместе с семьей в Сибирь (под Томск). После окончания семинарии в 1939 году и получения должности викария в Пружанах он был приговорен к заключению в тюрьме в Бресте со смертным приговором. Начало германо-советской войны в 1941 году привело к его освобождению, но через три года (в декабре 1944 года) он был вновь арестован НКВД и приговорен к 10 годам заключения в лагерях строгого режима. В Пинск он вернулся только после смерти Сталина, в 1954 году, поселившись в комнате, предоставленной простой семьей. Несмотря на сан архиепископа, Митрополита Минского и кардинала, он не изменил своему скромному жилищу. В Пинском кафедральном соборе в честь митрополита Свёнтека остались многочисленные памятные знаки и награды, которых он был удостоен во многих странах мира. Побывали мы и в православных храмах, и в Пинской синагоге, лишний раз убедившись, как мирно и в согласии уживаются на Полесье представители различных конфессий».
Аркадиуш МИХНЕВИЧ, репортер радио «Eska-2»:
«В пресс-тур я отправился с огромным желанием. Еще свежи впечатления от оценок и интереса, которые вызвали мои репортажи на радио «Eska-2» в прошлый приезд. Мне тогда удалось познакомить польского слушателя с Брестской областной клинической больницей, ее главврачом, профессором Александром Карпицким и рассказать о трансграничном сотрудничестве белорусских и польских медиков, об условиях, созданных в вашей стране для иностранного капитала, в том числе и польского. И как в прошлый раз нас поразил Брест, так и в этот раз мы восхищались столицей Полесья – Пинском.

Настоящими жемчужинами выглядят сегодня Францисканский костел, дворец Бутримовича, костел Карла Борромео, иезуитский коллегиум. Мы посетили дом, где родился и где прошло детство известного польского журналиста, фотографа, публициста Рышарда Капустинского, который получил множество наград, считался кандидатом на Нобелевскую премию, побывал в десятках горячих точек и освещал в печати 27 революций и переворотов. Приятно осознавать, что в Пинске с большим почтением и уважением относятся к памятным местам, в одинаковой мере близким как белорусам, так и полякам. И то, что одна из улиц в городском микрорайоне Залесье носит имя Рышарда Капустинского, – еще одно тому подтверждение».
Роман ЛЯШУК, журналист интернет-портала «Подлясянин»:
«Пресс-тур по белорусскому Полесью смог убедить нас, в какой индустриальный регион превратилась некогда аграрная окраина. Мы побывали на предприятии «Гранит» в Микашевичах и Пинском мясокомбинате. Карьеры «Гранита» впечатляют особенно, а его продукция широко востребована. В бетонных конструкциях многочисленных новостроек и в твердом покрытии современных магистралей и виадуков – везде можно отследить результат работы более чем 2-тысячного коллектива «Гранита», который производит около десятка самых востребованных фракций щебня и гранита. То же самое можно сказать и о достижениях коллектива пищевиков, который производит продукцию под известным в Беларуси брендом «Пикант».

Обращает на себя внимание и то, что наряду с неплохими зарплатами работники обоих предприятий имеют впечатляющий так называемый социальный пакет: и медицинское страхование за счет работодателя, и льготные путевки в санатории, и бесплатный бассейн, и многочисленные выплаты в связи с рождением детей, юбилеем, вступлением в брак. Так что не все измеряется простым механическим переводом зарплат в американские доллары.
Как рассказала нам заместитель генерального директора Светлана Сорока, в минувшем году на предприятии переработано почти 42 тысячи тонн скота, произведено почти 27 тысяч тонн мяса, 13 тысяч тонн колбасных изделий и почти 5 тысяч тонн полуфабрикатов. Дегустация «Пиканта» нас настолько убедила, что после посещения предприятия мы не смогли пройти мимо фирменного магазина и увезли с собой не только богатые впечатления, но и неподражаемый вкус белорусского Полесья».
В польских СМИ появились первые репортажи, статьи и корреспонденции о Брестчине. О реальных событиях, которые у нас происходят, о впечатлениях, которые вынесли из этой поездки наши коллеги. Мы обязательно к ним вернемся и в «Вечернем Бресте», и на сайте.

А еще я направлю самые яркие публикации или хотя бы ссылки на них в интернете моей хорошей знакомой в Варшаве, журналистке по имени Божена. Направлю вовсе не для того, чтобы она сожалела о том, что такие яркие и свежие строки вышли не из под ее профессионального пера, а чтобы в ее творческом арсенале были аргументы, с помощью которых можно переубедить не только собственных детей…
Владимир МУРАВСКИЙ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.