В первый день ярмарочного марафона в Брестской области казалось, сама природа испытывает на прочность праздник торговли. В субботу, 7 октября, дождь к десятому часу утра все-таки перестал, но комфортной погоду назвать было нельзя. Овощам, возможно, лежалось в мешках и на прилавках комфортно, а вот люди, пришедшие на них посмотреть, поеживались от ветра. В воскресенье осадков не было, зато ветер старался за двоих. И все-таки ярмарки состоялись.
Перед стартом за пару дней анонсировалось организаторами, что желают поучаствовать в ярмарке более 400 субъектов хозяйствования, фермеров и частных лиц с дарами со своих садов и огородов. При последующем подсчете оказались в масштабах Бреста и его девяти торговых площадок 399 участников, из них 308 – физические лица. Они и вели себя на ярмарке довольно активно, то есть вежливо приставали к покупателям и предлагали закупиться от души. В субботу торговля проходила в шести точках областного центра, в воскресенье – в четырех. Можно для сравнения вспомнить, скажем так, показатели минувшего года. В октябре 2022 года количество продавцов на ярмарке было 526, то есть более чем на сотню больше, чем в году текущем.
На старте даже временные ярмарочные прилавки выглядели ярко, почти празднично. Это потому, что кроме картофеля (он традиционно превалировал среди прочих товарных позиций) покупателям предлагались перцы, томаты, яблоки и груши, клюква и даже цветы. Кроме того, мед, саженцы плодовых и декоративных деревьев. Не так масштабно, как овощи, но были представлены мясные и молочные продукты, а также выпечка.
Потенциальные покупатели вели себя в первые дни ярмарки традиционно. Многие приходили как бы в разведку: посмотреть, что привезли, по какой цене продают и есть ли смысл торговаться. Подобный «базарный» подход был реален и реализовывался на практике в тех случаях, когда партнерами в торгах выступали частный производитель и достаточно опытный покупатель. Представители сельхозпредприятий и организаций по первому впечатлению купеческой активности не проявляли. Неудивительно, ведь ярмарка – это развлечение для покупателя, для продавца – работа. И достаточно сложная.
Ярмарки привлекают покупателей тем, что на подобных торжищах цены могут и должны быть ниже, чем в магазинах. Так оно по большому счету и есть. Пожалуй, нет смысла постфактум рассказывать, что и сколько стоило на отдельно взятых торговых площадках. Тем более что к следующему этапу ярмарок цены могут поменяться, значит, информация будет неактуальной. Однако есть смысл привести диапазон цен от самой низкой до самой высокой на популярные виды овощей. Таким образом, первое число минимальная цена, число через дефис – максимальная.
- Картофель — 0,3-0,88 рубля,
- Капуста — 0,59-1,5 рубля
- Лук — 0,57-1,5 рубля
- Яблоки — 0,9-4.0.
Очевидно, что в таком разбросе главное не столько желание повыгоднее продать, но также сорт и внешний вид предлагаемого товара. В сравнении с ценами прошлого года разбежка невелика, но она есть и, увы, в сторону увеличения стоимости. Иное дело – попутные овощам товары – мясо и молоко. Реализация мясных изделий в этом году резко упала. Если в 2022 году за первые дни ярмарок было реализовано 1,58 тонны продуктов, то в этом – 0,4. По ценам большой разницы нет, но ниже они не стали. Ценовой сюрприз случился на ярмарке с «молочкой». В минувшем году ценовой разброс составил такую группу цифр: 4,99-8,0 рубля; в году текущем – 13,32-17,33. Такое впечатление, что сыры стали делать из молока каких-то других коров, может, голландских (есть же сыр «голландский»).
Кстати, специалисты подвели предварительный итог первых дней ярмарки в денежном выражении. Общий товарооборот составил 320 тысяч рублей. Много это или мало? Покажет покупательская способность белорусского рубля на мировом шабаше валют. Шутка.
Нужны ли подобные ярмарки в наше время? Похоже, да. Хотя есть и другое мнение. Как ни странно, его придерживаются молодые люди и почтенные пенсионеры, но исключительно горожане. Мнение таково. Нет смысла затаривать домой овощи мешками. Во-первых, в городской квартире без подвала хранить столько бульбы негде, сберечь до весны нереально. Во-вторых, мы так хорошо живем, что овощи есть в магазинах круглый год, так зачем запасаться.
Каждый решает этот вопрос по-своему. А пока не поздно готовьте, сограждане, тележки и прицепы автомобилей к следующему этапу коммерческого праздника урожая.
Иван ОРЛОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.