Яна Сахаревич поехала в столицу РФ в сентябре 2014 года. Решение не было спонтанным, но и тщательно подготовленным его не назовешь. По крайней мере, в тот момент, когда она села в машину, родители звонили своим друзьям в Москву: мол, приедет наша девочка, встречайте. Ничто определенное – жилье, работа – на новом месте ее не ожидало. Яна надеялась на свой сильный характер и немножечко на везение. Ведь красивой девушке с амбициями должна сопутствовать удача?
— Когда есть внутреннее жжение, которое не дает покоя, и хочется попробовать, возможности видишь везде. Я окончила БГУ по специальности «дизайн предметно-пространственной среды». Еще из Бреста высылала в московские фирмы резюме, портфолио работ, сделанных во время учебы в университете. Одна компания готова была меня взять, и я поехала на собеседование. Оказалась в красивом офисе – дорогая классика, все вокруг «золотое». Увидела это и отказалась от предложения: поняла, это не мое. Да, можно было бы хорошо выполнять, что просят. Но в этом не было бы меня, моей души. А я человек очень амбициозный: отказалась и стала искать дальше.
Каждый день Яна отправляла потенциальным работодателям по 10-15 писем. Если ответ не приходил, перезванивала, уточняла, пришло ли письмо. Понимала: назад пути нет. Ее в детстве учили: если ввязался в драку, стой до конца и будь что будет. В Москву приехала с одной сумкой и сразу осознала: никто не поможет, бороться придется в одиночку. Кого-то такая установка ломает, а Яне только придавала задора. Она была уверена, что найдет себе место по душе, потому что в «столице мира» всегда есть возможности. Ими надо воспользоваться.
— Откликнулась одна компания, пригласила на собеседование. Когда я вошла в салон, мне понравилось, в какой стилистике он выполнен. Это была одна из крупнейших мебельных фабрик России, но оказалось одно «но». Предложили начать с базовых, низших, работ – продавать мебель. Согласилась и успешно проработала у них год. За это время поднялась в карьере, стала дизайнером. Казалось, ну что еще? И вдруг случился переломный момент: я поняла, что деньги зарабатываю, но не реализую себя как творческого человека. В этой компании не создала ни один свой интерьер. Так где же я? Где то, что могу только я?
Мебельщики не хотели отпускать девушку. Белорусы в компании были в целом на хорошем счету, а тем более такая целеустремленная, способная ко всякому делу сотрудница… «Если захочешь вернуться, в любой момент», — сказали ей на фирме, но Яна закрыла дверь. И с этого момента в ее жизни начался самый сложный период: снова на нулевой отметке, снова надо искать себя. Зашла на Всероссийский архитектурный сайт Houzz, где представлены архитекторы, дизайнеры, студии; их работы, контакты. И начала отправлять всем дизайнерам посыл: готова работать помощником в проектах – понимала, что человека без рекомендаций никто в свой круг так просто не примет. Параллельно пошла на платные стационарные курсы дизайнеров. Программу курсов знала хорошо, учеба понадобилась, чтобы понять тонкости профессии в Москве, где – она успела понять – деловые отношения были гораздо жестче, чем дома.
— Отозвался архитектор Алексей Березняк, написал: «Яна, я сейчас рассматриваю трех кандидатов». Меня это задело: как это, кроме меня, еще кого-то будут рассматривать? Привыкла быть лучшей. В школе становилась лучшим учеником года, первые места занимала на различных конкурсах. И тут чувствую: для меня наступил соревновательный момент. Через день снова написала, и, наверное, Алексей почувствовал, что я -целеустремленный человек, неравнодушный. Кто-то может подумать, что такая навязчивость неприлична. Но, поверьте, в поиске любимой работы излишняя деликатность ни к чему. Надо настаивать. По факту это нужно вам. Тот человек найдет дело по душе, кто будет проявлять настойчивость, не бояться. Страх пожирает нас изнутри, а ничего в «плюс» не приносит. После моих упорных обращений работодатель выслал первое тестовое задание, я выполнила и начала с ним работать.
Первые же совместные проекты показали, зачем Алексей Березняк искал помощников. Он увлекся авторской мебелью из дерева, а выпускать из рук дизайн как наработанное направление было неразумно. Основную часть проектов он сразу отдавал Яне, и у нее появились постоянные заказчики, опыт общения с клиентом. Фактически она пользовалась авторитетом известного специалиста и, конечно, его советами. Разрабатывала концепцию, отправляла «куратору», который вносил корректировки и таким образом обучал свою помощницу.
— На этом этапе я постигала много нюансов, которым не учат в университете. В работе дизайнера ответственность – первое качество, которое требуется от профессионала. Дизайнер за проект получает достаточно крупные суммы, и клиент хочет видеть, куда они уходят. Я разработала такую маленькую, по сути безвинную, хитрость. Назначаю крайний срок сдачи проекта в пятницу, а присылаю накануне, в четверг. Мелочь, но очень эмоциональный момент для заказчика.
Когда мы работаем в рутине, всегда интересно открыть для себя что-то новое. На этапе работы с Березняком ей попались два интересных проекта. Один касался маленькой гостинцы в Майами, где нужно было сделать интерьер в стиле кино. Заказчице хотелось что-то отличное от других, чтобы при равных условиях в отеле люди приезжали именно к ней. А потом обратились клиенты из Таллинна – желали видеть свою квартиру в скандинавском стиле. Заказчики из стран Балтии обращались еще – молва разнесла: Сахаревич знает, как создавать скандинавский дух в отдельной квартире.
— В это же время я нашла бюро, где нужно было делать проекты быстро. У них концепция: дизайн-проект квартиры за 5 дней. С такой скоростью никогда не работала. Это уму непостижимо. Но через месяц-второй я научилась скорости. Было очень сложно, но этот опыт помог узнать цену минуте. Теперь я отношусь ко времени уважительно. В те месяцы работала по 20 часов в сутки, очень мало спала, ходила с красными глазами. Это был период, когда я боролась за «копейку», мне нужно было на что-то жить, оплачивать жилье. Как-то зимой ездила со знакомыми девочками украшать елки за городом. Мороз минус 20, и особенных сумм не заработали, но хоть какие-то деньги были наши. А у родителей попросить было стыдно. Думала: не маленький ребенок, уехала – крутись.
Именно в то время, когда она питалась фасолью с овощами (потому что сытно и недорого), Яна увидела сообщение о конкурсе малоэтажного строительства. В городе Чехове Московской области проводили эксперимент – готовились строить каркасные дома по особенной технологии. Яна приняла участие в проекте, со многими познакомилась, а в результате был выпущен журнал. В нем молодая дизайнер из Бреста применила любопытный сравнительный анализ: один и тот же интерьер представляла в дорогом и бюджетном вариантах. Сделала подборку одинаковых предметов. В одном случае интерьер обходился в 1000 условных единиц, во втором – в 100.
Жизнь сделала поворот, когда Яна зашла в дизайнерскую студию на Арбате. Руководитель отдалилась от традиционной стези – дизайном занимались рядовые работники. Яна понравилась ей не только как специалист, грамотно и быстро выполняющий проект, но и как человек. Дочь библиотекаря, Сахаревич живет с книгой. Хозяйке импонировала ее начитанность, стало важно ее экспертное мнение, и когда студия решила отказаться от дизайна интерьеров вовсе, Яне поступило эксклюзивное предложение: «Оставайся в офисе, можешь заниматься своими делами».
Так судьба толкнула Яну на авторскую стезю. Она обратилась в фирму, которая занималась согласованием перепланировок, и предложила услуги дизайна. Произошла синергия: клиент приходил в бюро за регистрацией перепланировки, а ему советовали дополнительную услугу. Дизайнер выполняла свою работу по фиксированной цене; фирма имела возможность ставить сверху любой процент. Здесь она проработала 3 года, пока цены на ее услуги не выросли.
— За это время у меня появился большой опыт реализации проектов. Я участвовала практически во всех мероприятиях в Москве, у меня росла узнаваемость. Меня пригласили в тур для дизайнеров, который организовала крупная немецкая фабрика. Из Москвы было только 5 человек. Я поняла, что даю студии, в которой «подрабатывала», значительно больше, чем в своем первоначальном статусе. И мы расстались. Но расстались только в деле. До сих пор дружим. Для меня важно сохранять отношения с близкими по духу людьми.
Новая точка отсчета возникла, когда Яна Сахаревич стала активно заниматься своим продвижением. На российских порталах начали появляться ее статьи о дизайне, о модных тенденциях. Стала вести авторскую колонку Designers from Russia – рассказывала, как не убить интерьер, какие тренды, цвета и оттенки важно использовать в модном интерьере. Потом написала экспертную статью для крупной мебельной компании, и маховик был запущен – фамилия Сахаревич стала на слуху, ее начали узнавать на столичных профессиональных акциях. Однажды к ней пришел клиент по рекомендации, и это означало, что отныне она может работать индивидуально. Яна даже пригласила помощника – парень из Днепропетровска делал 3D-моделирование проектов, фактически рутинную работу дизайнера.
— Постепенно я стала превращаться в другого человека. В первые годы в Москве это был не человек даже, а сплошной трепещущий нерв. А потом обрела себя, и появилось спокойствие. Занимаюсь дизайном интерьеров, предметным дизайном, являюсь автором коллекции уникальных ковров. Их ткут вручную в Непале и присылают самолетом в Москву. Ковры по моим эскизам выставлены в крупнейшем шоуруме в центре столицы. Неплохо продаются. Сейчас я делаю вторую коллекцию, мы ожидаем образцы из Непала. Еще разработала коллекцию светильников для крупнейшей российской компании. Мне интересно расширение своих компетенций. Когда ты делегируешься в чем-то другом, для себя новом, ты ищешь там вдохновение.
Яна Сахаревич – еще и автор книги по дизайну. В Москве тираж разошелся полностью.
Два экземпляра были подарены Брестской областной библиотеке им. Горького. Сегодня в продаже книгу можно найти… в Нью-Йорке. Как она туда попала, история отдельная. Яна смотрела ю-туб канал Ильи Варламова, где он гулял по Нью-Йорку. И вот известный блогер заходит в магазин русской книги в центре города, общается с хозяйкой… Яну тут же пробила мысль: «Там должна быть моя книга». Контакты магазина нашла в интернете, написала письмо, и через час получила ответ от владелицы. Оказалось: в Москве у нее есть склад, куда прибывают книги из разных российских издательств. Яна доставила книгу по адресу, оттуда издание улетело за океан.
Кроме этого, сегодня Яна Сахаревич ведет свой телеграм-канал о дизайне, выпускает подкасты, которые представлены на разных площадках, в том числе Яндекс, Google, Itunes Spotify… Консультирует учеников по своим авторским программам онлайн по всему миру, преподает в Московской школе архитектуры и дизайна. Школа существует более 20 лет и обучает преимущественно непрофессионалов, которые хотят развиваться в дизайне.
— Если хочешь реализоваться, очень важно исходить из посыла «я хочу», а не «нужно» или «не нужно». Всегда этим руководствовалась. Просто берешь и делаешь. И когда ты закручиваешься в своем ритме, появляется какой-то сгусток энергии, который притягивает людей, идеи, успех. Это необъяснимо, но это работает.
Спрашивала Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.