Шестого марта был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 95 (далее – Указ), существенно меняющий правила оказания поддержки гражданам, нуждающимся в расширении своей жилплощади. Событие прошло слабо замеченным. Между тем документ имеет ряд новаций, которые стоит осветить, а в ряде случаев напомнить.
Первое, на что стоит обратить внимание, это правила предоставления господдержки гражданам при строительстве, ремонте или покупке жилья. Они закреплены в Указе и объединяют все формы помощи тем, кто стоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако эти правила не распространяются на тех, кто признан нуждающимся по коллективным или другим договорам с предприятиями. Это значит, что помощь можно получить либо по государственным критериям, либо по негосударственным, но не по обоим сразу. При этом работники, состоящие на учете в исполкомах, могут получить поддержку от своего предприятия, но наоборот — уже маловероятно, если только не будет введен особый порядок.

Новый Указ предусматривает три вида господдержки: льготный кредит, разовую субсидию и помощь в погашении льготных кредитов на жильё. Эти меры уже существовали в прежних указах – в Указе Президента Республики Беларусь № 13 от 6 января 2012 г. «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13) и в Указе Президента Республики Беларусь № 240 от 4 июля 2017 г. «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее – Указ № 240). Однако Указ № 240 не охватывал всех категорий граждан, имеющих право на помощь, и дублировал некоторые нормы. Новый Указ объединяет старые документы, упрощает систему и устраняет возможные разночтения.
Прекращается выдача субсидий на погашение коммерческих кредитов и процентов по нему, вместо неё остается только льготный кредит. Между тем, с лета получить льготный кредит на квартиру в большом городе смогут только многодетные семьи. Остальным он доступен, если строить жилье в поселениях до 20 тысяч человек. Это может замедлить развитие строительства: застройщики смогут продавать квартиры только состоятельным покупателям. Скорее исключением для городских жителей кварталов малоэтажной застройки видится возможность получить льготный кредит на частный дом или квартиру в таунхаусе, но при условии, что строить их они будут сами или наймут строителей за свой счет. Ранее таких ограничений не было — Указ № 240 позволял нуждающимся купить или построить жилье в любом месте. Новые правила, по замыслу разработчиков Указа, должны стимулировать переселение в малые города и села.
Должен отметить, что я говорю о государственных льготных кредитах на 20-40 лет со ставкой 1-5 % в год в зависимости от заемщика. Льготные банковские кредиты по сниженной ставке по-прежнему доступны и в крупных городах. Кроме того, для нуждающихся в них доступен другой вид поддержки – одноразовая субсидия.
Различие между кредитом и разовой субсидией в том, что в базовом варианте первый покрывает до 90 % нормируемой стоимости строительства жилья, а вторая – только до 70 %. Горожане (в том числе жители больших райцентров), как и ранее, должны не менее 30 процентов стоимости строительства оплатить из внебюджетных источников, исходя из расхожего представления об очень большом разрыве в доходах городского и сельского населения. Если же нуждающиеся не могут построить нужное жилье в городе с использованием субсидии (не хватает собственных средств), то могут пожить временно в арендном жилье, которое тоже активно строится.
Между тем, официальная статистика показывает рост количества пустующих домов, в том числе в сельской местности. На 1 января 2024 года в Брестской области зарегистрировано 21 593 незаселенных жилых дома (за год увеличение составило 2,3 %), из которых 20 553 принадлежит гражданам (рост составил 2,9 %). Сократилось число пустых домов государственного жилищного фонда (с 338 до 317 ед.) за счет принадлежащих местным властям. Наибольшее число пустующих домов находится в Столинском, Ивановском, Пружанском, Лунинецком и Ляховичском районах. На них приходится 54,4 % всего незаселенного жилья. В Брестской области также зарегистрирована 1991 пустующая квартира, из которых 1579 входят в государственный жилищный фонд. При этом 1102 квартиры находятся в городах, 889 – в сельской местности. Из указанных квартир государственное арендное жилье составляет 64,8 % и 77,2 % соответственно. Наибольшее число пустующих квартир приходится на все города областного подчинения, а также Ляховичский и Кобринский районы.
Государственное арендное жилье мало востребовано из-за небольшого населения деревень и агрогородков, нехватки работы и проблем с транспортом. Особенно это заметно в районах Припятского Полесья, где нет крупных автотрасс. В больших городах такие квартиры часто находятся в отдаленных районах с плохой инфраструктурой, что делает их непривлекательными даже при низкой арендной плате.
В таких условиях стоило бы разрешить продажу пустующего арендного жилья нуждающимся, в том числе с помощью льготных кредитов. Также ограничение мешает развитию городов-спутников: если их население превысит 20 тысяч, там нельзя будет строить многоквартирное жилье с помощью госкредитов. В итоге переселиться, например, из Бреста в Жабинку с их помощью смогут около 5,5 тысячи человек, что не помогает решить проблему перенаселения областных центров и столицы.
Усиливается принцип одноразовости предоставления государственной поддержки. Граждане могут воспользоваться только одним видом поддержки. На льготный кредит и одноразовую субсидию одновременно могут претендовать дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации, или которые вступили в брак; семьи с детьми-инвалидами или инвалидами с детства 1 и 2 групп; участники боевых действий на территории других государств, подпадающие под подпункты 1.1 – 1.3. Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах»; граждане, перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС или других радиационных аварий, и еще небольшой ряд категорий граждан. Многодетные семьи либо ставшие таковыми после предыдущего улучшения жилищных условий в этот перечень не входят, но путем увеличения своего численного состава детей могут претендовать на неё повторно. Ранее Указом № 13 допускалось основание, когда такие семьи могли претендовать на господдержку в случае, если её реализация не приводила к улучшению жилищных условий. И по-прежнему из перечня тех, кому положена помощь от государства, выпадают семьи, которые улучшили условия, но при рождении, к примеру, второго ребенка вновь формально стали нуждающимися (по метражу на одного человека). Как и ранее, получить право на льготный кредит они смогут только после рождения третьего ребенка. Либо должны расширять жилплощадь за свой счет.
В перечень граждан, которым положены льготные кредиты и одноразовые субсидии, добавлены космонавты и ряд работников правоохранительных структур по аналогии с военнослужащими (в соответствии с Указом 240). Например, прокурорские работники, имеющие не менее 5 календарных лет выслуги на государственной гражданской службе в органах прокуратуры, ранее могли претендовать на господдержку только при условии попадания в категорию малообеспеченных. Теперь критерий дохода для них полностью снят, остался только стаж работы.
Кроме того, ветераны боевых действий на территории других государств из общей очереди (как по Указу № 13) «переместились» в категорию внеочередников.
Еще одно важное изменение — отказ от долевого строительства с оплатой за счет государственных кредитов (предусмотрен другим документом, подписанным 6 марта – Указом Президента Республики Беларусь № 94, который вводит государственный заказ на строительство жилья). Суть его заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется УКСами и другими государственными организациями без привлечения граждан. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется заказчику. После его ввода в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на покупателей квартир. Это приведет к исчезновению кооперативного строительства, ведь мало кто может позволить себе растянуть расходы на год и больше. Государство, похоже, тоже не готово финансировать такие проекты. Теперь в целом схема строительства жилья становится простой: заказчик (УКС или другая организация) заказывает, а подрядчик строит за счет льготного кредита жилье, которое потом продают с обременениями, создавая товарищество собственников, и в итоге дом вводят в эксплуатацию. Кооперативное строительство останется, возможно, уделом только для богатых, под управлением девелоперов, а кооперативные дома в этом случае снова станут жильем бизнес-класса (как когда-то в БССР в сравнении с типовым жильем) или даже люкс.
Финансовая помощь, как третий вид государственной поддержки, сохраняется для молодых и многодетных семей на тех же условиях, что и в ранее действовавшем Указе № 13. Порядок и условия её получения полностью перенесены в новый Указ.
В целом весьма положительным является вводимый универсальный порядок предоставления господдержки посредством интеграции правовых норм Указа № 240 и Указа № 13 с сохранением существующих категорий граждан, имеющих право на получение, и с определением единого механизма обеспечения поддержки. Это упрощает процесс выделения поддержки и делает его более понятным, поскольку документ стал гораздо короче, а значит, легче в управлении. Убираются противоречия в законодательстве.
В то же время очевидно, что государство с лета будет поддерживать строительство, реконструкцию и приобретение в собственность жилья средним классом, многодетными семьями и в малых городах и сельской местности. Малоимущим горожанам, фактически, останется только вариант арендного жилья. Вместе с тем, сокращение числа получателей господдержки может снизить объем строительства в будущем. Чтобы стимулировать же переезд в сельские районы, нужно создавать там рабочие места, развивать инфраструктуру и досуг. И, наконец, устранить различия в условиях помощи для горожан и сельчан, так как они задуманной цели не достигают: количество пустующих домов и арендного жилья в сельской местности и малых городах пока только растет.
Марк АЗИМОВ
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.