Объявленная президентом модернизация явно буксует: склады
завалены излишками продукции, а экспорт неумолимо сдает позиции. Опора на
привычные методы управления и страх перед структурными реформами не позволят
властям реализовать этот действительно необходимый стране проект, говорят
независимые эксперты.
28-29 мая в Брюсселе на заседании рабочей группы по Беларуси
в рамках сессии Парламентской ассамблеи «Восточного партнерства» («Евронеста»)
также обсуждались вопросы модернизации. Там говорили об инициативе Евросоюза
«Европейский диалог по модернизации с Беларусью» (ЕДМ), от участия в которой
официальный Минск отказался.
Власть может только снять сливки
По словам аналитика BISS (Вильнюс) Дениса Мельянцова, сейчас
ЕДМ подходит к завершению своего второго этапа — «обозначения тех сфер, в
которых возможна разработка программы реформ».
Смысл этого этапа, поясняет эксперт, состоит в том, чтобы
предложить идеи, которые были бы важны и интересны как для государства, так и
для гражданского общества, оппозиции.
Но пока процесс идет без участия государственных экспертов.
Это может показаться нелогичным: власть и стремится наладить отношения с
Европой, и возводит эту самую модернизацию в ранг фетиша. Почему бы не убить
двух зайцев сразу?
Собеседник БелаПАН видит
субъективные причины в таком поведении официального Минска: «Изначально
программа была нацелена на поддержку гражданского общества и готовилась без
участия белорусских властей».
Подключиться к ней сейчас — значит показать свою невысокую
роль в процессе и навредить имиджу, поясняет логику властей Денис Мельянцов.
Вдобавок уж очень не любят белорусские чиновники садиться за
один стол на равных с представителями гражданского общества и оппозиции.
Вместе с тем, государство легко может воспользоваться
подходящими для себя наработками экспертных групп ЕДМ, уверен политолог: «Если
у программы появится бюджет, предложения будут разработаны глубоко, то они
могут оказаться востребованы властью».
Власти, надо отметить, заняли весьма удобную позицию: ноль
затрат, ноль уступок, зарубежное финансирование, а на выходе — готовые планы
действий. Да вот только готова ли власть к настоящей модернизации хотя бы в
сфере экономики?
Все получается, если не мешать
Политолог Юрий Дракохруст полагает, что, взяв курс на
модернизацию, каких-то результатов белорусская власть, безусловно, может
добиться: «Новые станки дадут продукцию лучшую, чем старые, вопрос в цене и в
эффекте». Эксперт поясняет: «Могут быть потрачены большие деньги, которые надо
отдавать, а новые товары не найдут сбыта».
Экономист Антон Болточко также отмечает, что «средства,
направленные на модернизацию нефтеперерабатывающих, химических и калийных
заводов, могут принести свои плоды в виде дополнительных прибылей».
Однако собеседник БелаПАН замечает,
что «инвестиционные проекты государства (в том числе и модернизационные) чаще
всего неэффективны: затраты больше финансовой отдачи». Исходя из этого, эксперт
прогнозирует рост ВВП и других количественных показателей, но падение
показателей качественных.
Показательным примером успешной модернизации без
вмешательства государства можно считать оборонку.
Так, военный аналитик Александр Алесин приводит примеры
систем пассивной локации и беспилотных летательных аппаратов, разработанных
белорусскими учеными. По его словам, «это передовое слово в мировой военной
науке и технике», которое к тому же пользуется нешуточным спросом.
«Успех продиктован высокой подготовкой ученых-изобретателей,
это не заслуга и не инициатива властей», — говорит аналитик. Умным людям просто
дали делать свое дело.
Вот с этого, вероятно и стоило начинать любые разговоры о
модернизации — раскрепостить творческий потенциал оставшихся в стране
профессионалов.
Александр Алесин убежден: «Модернизировать старые
белорусские промышленные гиганты по приказу из министерства невозможно». Единственный
выход, по словам эксперта — «дать руководству этих предприятий возможность
более оперативно реагировать на требования рынка».
А вместо этого власть требует от директоров производить
больше, выполнять план, давать рост ВВП, не оглядываясь на наличие спроса.
Как итог, склады завалены продукцией, экспорт падает. А
государство, вопреки недавним рекомендациям Евразийского банка развития,
стимулирует внутренний спрос на свои складские запасы, понижает ставку
рефинансирования, рискуя разогнать новый виток инфляции.
Опыт азиатских «тигров» повторить проблематично
В белорусском случае проблема не только в авторитаризме.
История знает примеры успешной модернизации в странах, которые при этом были
политически несвободны: Сингапуре, Южной Корее, отчасти — Индонезии.
По мнению Антона Болточко, есть три основные проблемы на
пути авторитарной модернизации в Беларуси.
Во-первых, это непрофессионализм кадров. «Так, в Сингапуре
многие работники министерств проходили обучение за рубежом», — отмечает
эксперт.
«Во-вторых, исторически сложившиеся различия в отношении к
основным экономическим категориям: собственность, ответственность, деньги и так
далее», — продолжает Антон Болточко.
«И главное, авторитарные страны со свободным рынком сильно
отличаются от Беларуси, где страна авторитарна и в экономическом плане», —
резюмирует собеседник БелаПАН.
И действительно, успехов азиатские «тигры» добились, когда
начали проводить рыночные реформы, освободили экономику. «Ни в одном из
государств-«тигров», например в КНР, госсектор не может похвастаться большими
успехами», — добавляет Юрий Дракохруст.
Белорусская же экономика принадлежит государству примерно на
три четверти. А приватизации Александр Лукашенко противится, как может.
И дело не только в страхе потерять экономическую власть и
дать вырасти влиятельным олигархам. Проблема глубже. Способное вырасти из
патерналистских пеленок общество собственников — это не старый добрый
электорат, на поддержку которого власть традиционно опирается.
Показателен здесь и опыт тех же азиатских «тигров». Вслед за
экономической свободой общество потребовало политических прав.
Поэтому до тех пор, пока воля к власти и страх ее потерять
определяют поведение главы государства, ждать подлинной, пусть даже сугубо
экономической, модернизации не стоит.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.