Обязан ли я впускать в дом представителей газоснабжающей организации для проверки оборудования, которое исправно работает? Таким вопросом нередко задаются наши земляки, имеющие в своем хозяйстве газовую плиту, водонагреватель (т. наз. колонку) или отопительный котел.
Все эти приборы таят в себе потенциальную опасность, потому нуждаются в регулярном обслуживании, парируют специалисты. По их словам, котел или газплита, не прошедшие ТО, могут не просто выйти из строя, а повлечь за собой угрозу жизни и здоровью как самих пользователей, так и соседей по дому. Тем не менее, наши люди – по большей части материалисты. То, чего они реально не видят (а угроза аварии, как правило, невидима), зачастую признавать не хотят. Тем более, если за диагностику приходится раскошеливаться. Услуга платная: проверить состояние газплиты обойдется собственнику квартиры дороже 5 рублей, а вот котел потянет уже почти на 40. По нынешним временам сумма немаленькая. На ее отсутствие в данный момент ссылаются абоненты, когда отказывают сотрудникам «Брестгаза» либо других фирм, имеющих на это лицензию, в проведении плановой проверки. В этом, видать, и корень проблемы.
«Действительно, тяжело бывает сразу заплатить, – рассуждает Михаил, житель частного сектора. – Мы живем от зарплаты до зарплаты. Да, у них (газовиков. – Ред.), по-видимому, существует некий внутренний график, но нас предупреждают, как правило, по телефону, за несколько дней. И сложно бывает, особенно в отопительный период, выкроить 40 рублей, когда все траты уже распланированы. А тут еще автомобиль неожиданно потребовал ремонта, и пришлось срочно покупать запчасти. Вот если бы они заранее, месяца за три хотя бы, предупреждали. А еще лучше включить эту сумму в плату за газ, постепенно разбив на год. Тогда бы не было никаких проблем. Она не такая уж большая, но одномоментно для среднего белоруса это много».
97
случаев нарушения правил пользования газом в быту выявлено за два месяца 2017 года в Бресте и Брестском районе…
«Работник горгаза явился без предупреждения. Смазал мыльным раствором вентиль на вводной газовой трубе. Отметил год выпуска плиты. Проверил исправность электророзжига. Составил и дал подписать акт. В графе «наименование работ, оборудования, материалов» указано: «техническое обслуживание газового оборудования – 1 шт.». Взял 5 рублей с копейками и уехал», – рассказывает Анна Петровна, жительница обычной брестской многоэтажки.
Насколько правомочны действия сотрудников газоснабжающей организации? Спросим у Ивана ЧАЙЧИЦА, заместителя прокурора города Бреста:
«В данном случае действуют договорно-правовые отношения. Если мы откроем типовой договор на обслуживание газового оборудования, там наверняка есть такой пункт в разделе «Обязанности потребителя»: потребитель обязан в согласованное время обеспечить доступ работникам газоснабжающей организации для выполнения работ по техническому обслуживанию оборудования и снятия показаний приборов учета». Это же прописано в правилах пользования газом в быту, утвержденных правительством. Ведь речь идет о мерах по обеспечению безопасности газового оборудования, ликвидации потенциальной угрозы аварийной ситуации», – утверждает заместитель прокурора.
Кстати, в конце прошлого года прокуратура Бреста проводила проверку соблюдения законодательства в данной сфере. И выявила, что требования установленных законом правил выполняются ПУ «Брестгаз» не в полной мере. Причина банальна: собственники квартир и жилых домов нередко отказывают им в доступе. В некоторых многоэтажках не обследованными на предмет исправности газового оборудования оставались до 40 % квартир. Похожая картина и в частном секторе. Между тем, существует определенный алгоритм действий газоснабжающей организации, который также прописан в правилах. Если плановое обследование не произведено по причине отсутствия допуска со стороны потребителя, оно должно быть проведено не позднее, чем через 65 дней. В противном случае газоснабжающая организация может (и должна по правилам) отключить подачу газа, даже в отопительный период, информируя об этом органы местной власти. Если человек отказывается выполнять предписания представителей газоснабжающей организации о срочной замене (ремонте) устаревшего (неисправного) оборудования или иным образом нарушает правила пользования газом в быту, в силу вступает уже статья 20.9 КоАП РБ – административная ответственность предполагает штраф от 4 до 20 базовых величин.
Что конкретно должны проверять специалисты и чем чревато пренебрежение правилами пользования газом в быту? Отвечает Виктор ЖОЛНЕРУК, заместитель главного инженера ПУ «Брестгаз»:
«Техническое обслуживание прописано в нормативных документах и должно осуществляться согласно графику. В жилом секторе – один раз в десять лет, если в квартире установлена только газовая плита, или ежегодно, когда речь идет о газовых котлах и водонагревателях. Любые газовые приборы старше двадцати лет подлежат замене и запрещены к дальнейшей эксплуатации. Это должны понимать потребители – речь в данном случае идет об их же безопасности. Даже если двадцатилетний прибор внешне исправен, в нем наверняка есть высокая степень износа деталей и механизмов, соединений, которые могут вызвать утечку газа. Новые приборы, как правило, оборудованы автоматикой безопасности, которая отключит прибор в случае возникновения аварийной ситуации (допустим, при плохой тяге или иных серьезных неисправностях). Но за работой автоматики также необходимо следить, в том числе в ходе ежегодных проверок. Они включают в себя и осмотр основных узлов, резьбовых соединений, при необходимости прочистку каналов, клапанов и т. д. Более сложный ремонт осуществляет специальная бригада слесарей. Игнорирование правил в части регулярного технического обслуживания газовых приборов может привести как к аварийной ситуации, так и к преждевременному выходу их из строя, что повлечет за собой еще большие расходы для потребителя».
От редакции
Не секрет, что повышенный интерес к данной проблеме, в том числе со стороны правоохранительных органов, во многом был вызван нашумевшими ЧП в масштабах страны, когда в Борисове и других городах взрывались газовые котлы и приводили к трагедиям со смертельным исходом. Чтобы этого избежать, одного ужесточения мер ответственности, полагаем, недостаточно. Да, людей необходимо убеждать, что регулярное обслуживание котлов и других газовых приборов – не чья-то прихоть, а мероприятия, направленные на обеспечение их же безопасности. С другой стороны, и специалистам стоит подходить к своим обязанностям более ответственно. И для потребителей не мешало бы создать более комфортные условия, в том числе в финансовом плане. Ведь ситуация в чем-то схожая с автомобильным техосмостром. После введения т.наз. дорожного сбора (который напрямую привязан к ТО) «проходимость» технического осмотра автомобилистами резко снизилась. И никакие призывы к совести не в силах «раскошелить» пустой кошелек.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.