К кому обратиться и что потребовать, если вы купили некачественный товар?
Есть несколько вариантов, предусмотренных п. 1, 3 — 6, 8, 9 ст. 20 Закона о защите прав потребителей.
Первое: покупатель обращается к продавцу и может требовать: заменить товар на качественный; исправить недостатки товара; возместить расходы на исправление недостатков; соразмерного уменьшения покупной цены товара; возвратить деньги за товар. Аналогичные требования можно предъявить к изготовителю, поставщику, представителю за исключением соразмерного уменьшения покупной цены товара. Второе: окупатель может обратиться в ремонтную организацию, указанную продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) и требовать исправить недостатки товара.
При покупке некоторых товаров выбор возможностей ограничен (абз. 5 и 22 ст. 1, п. 2 и 7 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, перечень технически сложных товаров, постановление от 27.12.2023 N 944). Так,если недостатки товара не могут быть устранены (пищевые продукты и др.), при наличии любых недостатков можно требовать: заменить товар; уменьшить цену и вернуть часть денег; полностью вернуть деньги за товар. При этом обращаться можно к продавцу – с любым требованием; а к изготовителю, поставщику, представителю только с требованием о замене товара или возврате денег.
Если товар технически сложный (бытовая техника и т.п.) или дорогостоящий (цена его 400 и больше базовых величин) при наличии существенных недостатков, которые: нельзя устранить, или нарушены сроки безвозмездного устранения недостатков товара, можно требовать замены товара или возврата денег. При этом обращаемся к продавцу, изготовителю, поставщику, представителю с любым требованием.
При наличии несущественных недостатков в технически сложном товаре покупатель в праве требовать: исправить недостатки товара; возместить расходы на исправление недостатков; частично вернуть деньги за товар. В таком случае обращаемся к продавцу с любым требованием, к изготовителю, поставщику, представителю с требованием исправить недостатки или возместить расходы, а в ремонтную организацию только с требованием исправить недостатки.
Какой вариант выбрать – покупатель решает сам. Например, потребитель принял решение вернуть некачественный мобильный телефон. Продавец отказывается его принять и направляет в ремонтную организацию. В таком случае необходимо обратиться в ремонтную организацию за заключением, что телефон действительно некачественный и имеет дефекты, и с учетом полученного заключения определить какое требование покупатель может заявить.
В какой срок можно заявить требование?
Покупатель вправе заявить требование к продавцу (изготовителю, поставщику, представителя, ремонтной организации) в отношении недостатков товар в течении гарантийного срока или срока годности товар. Если на товар установлен гарантийный срок больше двух лет, то требование можно заявлять в течении установленного гарантийного срока. Если же на товар установлен гарантийный срок меньше двух лет, либо не установлен вообще, требование можно заявлять в течении двух лет после покупки. При наличии указания о сроке годности товара требование возможно заявить в течении установленного срока годности (п.1ст. 21 Закона о защите прав потребителей).
Гарантийный срок и срок годности отличаются. После истечения гарантийного срока товар можно использовать (например, мебель). А после окончания срока годности товар утрачивает свойства и его использовать вредно (например, продукты питания). Необходимо обратить внимание! Срок, когда вы вправе требовать замены технически сложного товара, расторжения договора его купли-продажи и возврата денег ограничен. Он равен 30 дням с момента получения товара от продавца. По истечении 30 дней такие требования можно предъявить только если (п. 7 ст. 20 Закона от 09.01.2002 N 90-З): в товаре обнаружены существенные недостатки; продавец нарушил срок безвозмездного устранения недостатков этого товара.
В отдельных случаях можно обратиться к продавцу не позднее 2 лет. Однако это надо сделать в пределах срока службы товара (период, километры пробега, циклы срабатывания, в течение которых, по уверению изготовителя, товар можно использовать). Если срок службы не установлен — в течение 10 лет со дня продажи товара. При этом вам нужно доказать, что брак производственный, рецептурный и недостатки появились еще до покупки товара (п. 6 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).
Как убедить продавца в плохом качестве товара?
Если продавец сомневается, что у товара есть недостатки, он обязан провести проверку качества товара за свой счет (п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Срок, в который продавец должен вам ответить, — не больше 14 дней — если вы просите заменить товар на другой, и 7 дней — если хотите вернуть полную стоимость товара (п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Если же после проверки спор между покупателем и продавцом так и не разрешился, то продавец обязан провести экспертизу товара (ч. 2 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). В сравнении с проверкой экспертиза — более глубокое исследование товара и его характеристик. Экспертиза может показать, что, например, товар не бракованный или покупатель сам виноват в появлении недостатков (неправильно хранил, перевозил товар и пр.). В таком случае покупатель должен возместить продавцу: стоимость экспертизы; расходы на перевозку товара на экспертизу и пр. (ч. 3 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Если продавец отказался проводить проверку качества и экспертизу, потребитель самостоятельно может обратиться в экспертное учреждение и заказать экспертизу (ч. 1, 2 п. 12 Положения об экспертизе товаров №26). Если же наличие брака подтвердится, то продавец обязан возместить расходы на экспертизу (п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Если после экспертизы продавец все равно не хочет вернуть деньги за товар, поменять или отремонтировать его, то покупатель может защитить свои права в суде.
Покупатель может самостоятельно представлять свои интересы в суде, либо обратиться к адвокату, чтобы он представлял его интересы в суде (если суд вынесет решение в пользу покупателя все расходы по оплате юридической помощи должны быть возмещены продавцом). Также покупатель может обратиться в горисполком или общественное объединение потребителей, которые могут обратиться в суд за защитой интересов покупателя (при этом если решение будет в пользу покупателя, продавец уплатит штраф в размере 100% присужденной суммы) (п. 2 ст. 44 Закона о защите прав потребителей, абз. 3 ст. 283 и подп. 1.1.9 п. 1 ст. 285 НК, ст. 124 ГПК). Кроме того, покупатель может обратиться в местный исполком или администрацию с заявлением о нарушении прав потребителя (п. 1 ч. 1 ст. 9.1, п. 35 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП). Продавцу это грозит штрафом в размере до 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.11 КоАП, постановление от 27.12.2023 № 944).
Таким образом, если продавец отказывается добровольно удовлетворить требование покупателя, он может понести значительные расходы при рассмотрении дела в суде.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.