Государство пытается заставить монополиста наладить прямые отношения с потребителями. Но станет ли от этого теплее жильцам 200 тысяч квартир на Брестчине?
В отношениях между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями грядут серьезные изменения. Уже в этом году, согласно указу президента № 535 (от 31.12.2015), организации, осуществляющие тепло- и водоснабжение, должны начать заключение прямых договоров с жильцами многоквартирных домов. По сути, такое требование содержится и в законе о защите прав потребителей ЖКУ.
Напомним, сейчас в большинстве случаев отношения жильцов городских многоэтажек с организациями системы Минэнерго регулируются через посредников, коими могут выступать ЖЭСы, ЖСПК, товарищества собственников. Посредники рассчитываются за суммарное количество потребленной тепловой энергии, а потом уже взимают с непосредственных потребителей. На ЖЭСы, кооперативы, товарищества ложатся и все вопросы по взысканию задолженностей с неплательщиков. Однако данный порядок вещей не согласуется с действующим законодательством. К тому же он не позволяет четко рассчитать субсидии малоимущим гражданам на оплату ими коммунальных услуг, констатируют специалисты.
Указ № 535 предусматривает переход к персональным договорам. При правительстве создана межведомственная рабочая группа, призванная аккумулировать поступающие с мест предложения. В регионах вся подготовительная работа координируется местными исполкомами и отделами ЖКХ.
«Руководство Брестского облисполкома дало соответствующие поручения всем заинтересованным лицам, — рассказывает начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Алексей Мартысюк. — Откровенно говоря, не всегда мы встречаем понимание со стороны предприятий, подчиненных Минэнерго. Им, судя по всему, сложно будет отказаться от давно сложившейся практики. Но наша задача – донести до всех сторон необходимость перехода к цивилизованным взаимоотношениям. Если гражданин получает платную услугу, он должен иметь письменный договор с предприятием, которое ее оказывает (государственным, частным – не важно). И если у гражданина есть претензия к качеству услуги, он может предъявлять ее в установленном законом порядке».
Конечно, не все так просто. Прежде чем осуществить полный переход к новой системе, предстоит урегулировать многие вопросы, в том числе организационные и чисто технические. К примеру, четко определить границы ответственности систем подачи тепла между поставляющей организацией и совместным домовладением. Чтобы жильцы платили за потребляемое тепло, они должны иметь поквартирные приборы учета. Стоят такие счетчики недешево. К тому же установить их можно не везде. В старых домах с т.наз. вертикальной разводкой многие счетчики прямого действия не подходят. Оптимальными будут т.наз. испарители, которые устанавливаются на батареи. Но люди, по идее, должны при этом иметь возможность управлять процессом – регулировать подачу тепла, что не всегда позволяет та же вертикальная система подачи.
Всего на Брестчине около 200 тысяч потребителей проживают в многоквартирных домах. Типовые договоры с каждым из них вскоре придется заключать предприятиям жилищно-коммунальной сферы. Готовы ли они к этому?
P.S. Как видим, позиции сторон, чьи интересы затронуты в президентском указе, порой диаметрально расходятся. Стоит ли рассчитывать на понимание тех, кто твердо стоит на своем? Впрочем, нормы законодательства так или иначе придется выполнять. С учетом сложившихся особенностей функционирования системы оказания жилищно-коммунальных услуг. А первый, кто от этого выиграет, это, скорее всего, производители офисной бумаги. Сотни тысяч договоров, да в 2 экземплярах, это тонны дорогостоящего продукта…
Александр САЛИВОНЧИК, заместитель гендиректора РУП «Брестэнерго»:
«Позиция нашего Министерства (энергетики. – Ред.) четкая и однозначная. Должна сохраниться прежняя система расчетов, исходя из тех правовых отношений, которые сложились на сегодняшний день. Дело в том, что наши предприятия, которые вырабатывают тепловую энергию, фактически не оказывают услуги жильцам многоквартирных домов. Они поставляют тепло и горячую воду крупным потребителям, в том числе ЖЭСам и ЖСПК, на обслуживании которых находятся все коммуникации внутри дома. Если взять за основу нормативы, утвержденные правительством, по обеспечению социальных стандартов, температура в жилом помещении должна быть не ниже 18 градусов. Но для того, чтобы этот норматив везде соблюдался, необходимо соблюдение целого ряда условий, которые зачастую не зависят от тепловых сетей. Наша задача – обеспечить поступление в дом теплоносителя соответствующей температуры. А его равномерное поступление в квартиры – не наша зона ответственности. Это должна регулировать обслуживающая организация в лице ЖЭСа, ЖСПК и т.д. Передать это на баланс тепловых сетей технически невозможно, ибо в этом случае нам придется набирать в штат дополнительно только по городу Бресту десятки тысяч сантехников и других специалистов. Вы представляете, на сколько тогда вырастет стоимость тепла для конечных потребителей, то есть жильцов?»
Людмила ВЕРЕМЧУК, брестчанка:
«Для меня, как, очевидно, и для подавляющего большинства жителей многоэтажек, важно, чтобы услуги ЖКХ были качественными и максимально доступными. В нашем доме давно существует проблема неравномерной подачи тепла. В моей квартире и у соседей очень жарко. В другом подъезде люди мерзнут – температура зимой бывает иногда не выше 17 градусов. Причем так стало после того, как коммунальщики поменяли какие-то задвижки. Кто виноват? Все только друг на друга кивают. Что изменится, если будут прямые договоры? Боюсь, что ничего. Более того, если сейчас мы хотя бы можем пожаловаться в ЖЭС, который все-таки к нам ближе, то обращаться в котельное хозяйство, мне кажется, вообще бесполезно. Вряд ли они побегут в каждый дом разбираться. А крайними, боюсь, окажутся простые жильцы».
Игорь ВЕРЕМЕЙКО, заместитель начальника КУП «ЖРЭУ города Бреста»:
«Система взаимоотношений между поставщиками энергии и жильцами давным-давно себя изжила. Сегодня многоквартирные дома почти все находятся в совместном домовладении. Те же ЖЭСы не являются собственниками зданий, они призваны выполнять функции по их эксплуатации и обслуживанию. На мой взгляд, между нами (ЖРЭУ. – Ред.) и жильцами должны заключаться договоры на техническое обслуживание, и это четко соблюдается. Чтобы чинить трубы, убирать в подъезде и т.д., нам (ЖРЭУ. – Ред.) не нужны соглашения с «Брестэнерго». Все остальные услуги должны регулироваться договорами с теми, кто их непосредственно оказывает. Кстати, и это тоже сегодня уже работает. К примеру, у каждого жильца заключены договоры с водоканалом, электросетями, горгазом и т.д. Почему нельзя иметь такие же договоры на оказание других услуг – по теплоснабжению, вывозу ТБО и т. д.?»
Александр ГОРДЕЮК, начальник отдела реализации Брестского котельного хозяйства:
«Пока, честно скажу, не готовы. Не стану скрывать: нам гораздо проще и понятнее иметь дело с тысячей юридических лиц, чем с десятками тысяч индивидуальных потребителей. Предстоит большая работа по определению границ ответственности между тепловыми сетями и домовладениями. Что касается системы расчетов и других вопросов, они должны быть урегулированы на уровне Министерства ЖКХ и правительства. Надеемся, что будут найдены разумный компромисс и взаимовыгодное, оптимальное и максимально приемлемое решение для всех сторон».
Елена ФОМИНА, председатель ЖСПК:
«Мы давно за такой подход. Потребитель, получивший услугу, должен платить тому, кто это услугу оказывает. И, соответственно, добиваться, чтобы услуга оказывалась на должном уровне. В противном случае мы никогда не сможем выйти на четкую и действительно прозрачную систему оплаты жилищно-коммунальных услуг населением».
Фото Николая ЧЕБЕРКУСА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.