К новому сбору вопросов действительно очень
много: почему такая разница в ставках для юридических и физических лиц? Почему
ставками облагаются и машины с ДВС, и машины с электроустановкой, но не
облагаются «гибриды»? Почему человек, купивший авто в России (где сбор уже
действует больше года), должен повторно оплачивать его утилизацию в Беларуси? Почему,
наконец, сам сбор рассчитан в иностранной валюте (российский рубль), а платить
его будут в белорусских деньгах? Попробуем во всем этом разобраться.
Суть вопроса
Итак, давайте разберемся с формулировкой
«утилизационный сбор» – что вообще это такое? Предполагается, что в конце
жизненного цикла любой машины государству (а не последнему владельцу) придется
доставить ее на комбинат по переработке, откуда металл будет направлен на
автозавод для производства новых машин. Все прекрасно, но отметим, что в России
(Украине, Беларуси) жизненный цикл машин достаточно долог, а ржавеют во дворах
разве что отечественные экземпляры 60-80-х годов производства. Для них введение
утилизационного сбора не означает ничего – ржавели и будут ржаветь. Если же
авто попало в катастрофу, после которой восстановлению не подлежит, все равно его
судьбой будет заниматься хозяин, а не государство.
Да, в Европе ситуация иная. Там к процессу
утилизации ненужных старых машин подходят ответственно, отчасти еще и потому,
что под это подогнана необходимая правовая база: оставить ржаветь на улице
ненужные «ауди» или «опель» вам никто не даст. Вздумаете возмущаться – замордуют
штрафами за порчу экологии. Вот только утилизационный сбор почему-то в Европе
составляет не 450 евро, а всего 100. При том, что процент реальной утилизации
старого автобарахла составляет 80-90 %! Резюме: данный сбор, никоим образом не
отразившись на инфраструктуре переработки старого железа, стал для российского
автопрома лишь возможностью компенсировать потери от снижения таможенных пошлин
на ввоз иномарок после вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Кстати,
вопрос о правомерности данного сбора до сих пор обсуждается в арбитраже ВТО.
А что у нас?
В Беларуси решили не изобретать велосипед, тем паче
что состоим мы с Россией в одном Таможенном союзе. За основу взяли российские
расчеты, более того, оставили в качестве исчисления всех коэффициентов и
базовых ставок российскую валюту, затем издали указ, что и в Синеокой с 1 марта
2014 года вводится утилизационный сбор.
Какими конкретными опустошениями кошелька он обернется
для рядовых граждан? Для начала оговоримся, что базовой ставкой исчисления
утилизационного сбора приняты 20 000 российских рублей для легковых авто,
а для легких коммерческих и грузовых – 150 000 руб.
Уже к этим базовым величинам будут применяться
многочисленные коэффициенты (см. врезку). Если перевести весь этот вал цифр на
простой язык, то получается, что физические лица обязаны будут уплачивать 0,1
от базовой ставки в белорусских рублях (по курсу рос. рубля к белорусскому на
день оплаты), то есть примерно 550 тыс. б. р. Если легковушка старше 3 лет, то
коэффициент составит уже 0,15, т. е. около 800 тыс. б. р. Важно отметить, что
сбор уплачивается однократно, при постановке авто на регистрационный учет, и
только на автотранспортные средства, ввезенные в РБ или произведенные в ней
(либо в странах-членах ТС) после 1 марта 2014 года. В первом случае получателем
денежных средств является таможня, во втором – Министерство по налогам и
сборам.
Что касается юридических лиц, то для них
утилизационный сбор может стать последним гвоздем в крышке гроба. Особенно это
коснется дилерских организаций, занимающихся перепродажей подержанных авто из
Европы и Америки. Например, на отдельные категории машин надбавка в виде
утилизационного сбора для юрлиц может составить до 8-10 тыс. долларов.
Совершенно очевидно, что при таком прайсе официально продавать подержанные авто
будет просто невыгодно, соответственно, резко вырастет доля «теневого» рынка,
плюс перекупщики будут стараться оформлять максимальное количество авто на
физлиц. Так что никто не рискнет сейчас предсказать судьбу белорусского
авторынка. Думаю, что какие-то изменения коэффициентов для юридических лиц
неизбежно будут приняты.
Еще одной «радостной» новостью стало то, что белорусы,
решившие купить авто в России, должны будут уплачивать утильсбор дважды: по
месту покупки и по месту назначения. Во всяком случае никаких льгот на такие
случаи не предусмотрено и никаких разъяснений по этому поводу пока нет.
Pro et contra
Правительство уверено, что принятие подобного
законопроекта положительно скажется на белорусской экологии и экономике. По
словам заместителя министра промышленности РБ Геннадия Свидерского, президентский
указ № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» принят «в
целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны
окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот
в качестве вторичного сырья». Надо только отметить, что необходимо иметь и
мощности для переработки автохлама плюс каналы его сбора. Кстати, к российским
стандартам в Беларуси приведены не только размеры утилизационного сбора, но и
таможенные пошлины. С введением утилизационного сбора, в соответствии с
решением ЕЭК № 100 от 23.12.2013 г., ставки ввозных таможенных пошлин на
транспортные средства снижаются. Соответственно, с 01.03.2014 г. в Республике
Беларусь ставки таможенных пошлин будут полностью унифицированы с действующими
в Российской Федерации.
Автоперегонщики отреагировали на введение утилизационного
сбора достаточно вяло. Так как машины регистрируются на физлиц, лишние 45 евро
не выглядят для них большим обременением. В разговоре со мной на границе один из
перевозчиков высказался максимально четко: «Возили, возим и будем возить».
Комментарий управляющего автоцентра «Атлант-М Запад» Николая Морощука читайте в свежем выпуске «Вечерки» за 12 февраля. |
Новые автомобили, импортируемые из-за пределов
Таможенного союза в Беларусь, не должны заметно вырасти в цене, так как при
введении утилизационного сбора должно произойти снижение ставок импортных
пошлин до российского уровня (по легковым автомобилям – с 30 % до 25 %). Увы,
это, вероятно, окажется единственным позитивным моментом во всей истории с
утилизационным сбором.
Наиболее сильно подорожают автомобили, производимые
в странах СНГ, не являющихся членами Таможенного союза (Узбекистан, Украина),
то есть Daewoo, ЗАЗ и т. п. При их ввозе утилизационный сбор будет уплачиваться
по ставкам для юридических лиц».
Автобизнес по минимуму
Что ж, после введения ежегодной «обязаловки» под
названием «налог на участие в дорожном движении», 45 евро однократного платежа
не выглядят чем-то чрезвычайным. Все всё понимают – государству необходимо
пополнять бюджет. Забота об экологии и переработке вторсырья, скорее всего,
останется пустым звуком, ведь для реализации нужны вложения в инфраструктуру,
несопоставимые с объемами поступлений в бюджет от утилизационного сбора.
Крайней стороной опять остается белорусский
автобизнес. Резко выросшие пару лет назад таможенные ставки и без того свели к
минимуму продажи недорогих европейских машин. Теперь же «забота о природе»
грозит полностью перечеркнуть отрасль, которая исправно наполняла бюджет
страны. Что будет дальше? Вопрос остается открытым.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.