Главный тезис рыночной экономики – локомотивная роль
малого бизнеса для государства. Не нуждается в доказательствах и тезис об
индикаторной роли малого бизнеса: каково его состояние – такова и экономика. В
Беларуси малый бизнес пережил много пертурбаций как в отношениях с
государством, так и с его гражданами. Старшее поколение отлично помнит, как
гнобили первых кооператоров, частных предпринимателей, как трудно было
развивать свое дело в условиях предельно забюрокраченной плановой экономики,
какие проблемы одолевали малый бизнес в лихие 90-е. Нулевые принесли некоторую
упорядоченность в работы ИПэшников – государство установило правила игры,
которые более-менее устраивали обе стороны. Но два мощнейших экономических
кризиса – 2008 и 2011 годов – нанесли по бизнесу серьезный удар, поставив
значительный процент частных предпринимателей на грань выживания. Что
происходит с малым бизнесом (далее – МБ) сейчас? Какие проблемы его волнуют?
Обо всем этом мы решили поговорить в рамках круглого стола, собранного под
эгидой ОО «Союз предпринимателей Брестской области» (директор Елена Грушко). Организуя
встречу, стремились охватить максимальное количество направлений МБ. В
результате за одним столом собралось 9 собеседников, представляющих самые
различные отрасли: парикмахерские услуги, ремонт одежды, ремонт компьютеров,
языковые курсы, агроэкотуризм, ритуальные услуги, торговля одеждой и обувью,
создание веб-сайтов и бухгалтерский аутсорсинг. В ходе беседы определились
общие проблемы, характерные для разных направлений МБ. О главных темах, волнующих
участников круглого стола, мы и расскажем более подробно.
Кадры
Для сферы услуг сегодня больная мозоль – кадровая
проблема. Увы, несмотря на усилия профильных колледжей и ПТУ, подготовка будущих
работников далека от совершенства, особенно в части получения практических
навыков. Небольшой фирме невыгодно обучать сотрудника «с нуля». Причин
несколько: банальная нехватка на это времени и ресурсов, высокий риск лишиться
работника после обучения («я теперь сам умный, открою свое дело»), возможные
репутационные риски (некачественно сделанная услуга, особенно в старой,
солидной фирме, может свести на нет клиентскую базу).
Налоги
Нельзя не отметить и тему налогового
законодательства. К сожалению, Беларусь не может похвастаться достаточным
информационным освещением всех изменений и дополнений, ежемесячно происходящих
в белорусских законах. В результате зачастую МБ просто дезориентирован:
налоговая говорит одно, чиновники – второе, контролирующие органы – третье.
Налицо отсутствие четкой информационно-законодательной политики, в результате чего
все возможные претензии предъявляются – даже при отсутствии вины – к конечному
звену цепочки, частному предпринимателю. Многие из присутствующих на круглом столе
представителей частного бизнеса говорили, что испытывают острую нехватку
информации по возможным изменениям в своих системах налогообложения, по
оформлению бумаг на сертификацию и т.п. Неужели государству трудно вложить не
очень большие средства в упорядочивание работы основных фискальных структур и
ввести единую информационную базу, которая позволит предпринимателям
разобраться во всем самим?
Чиновники
Перечень проблем будет неполным, если мы не упомянем
чиновников. Бюрократический аппарат был и остается одним из главных препятствий
на пути развития МБ. Перечислим лишь некоторые претензии МБ к слугам
государевым. Первая – недостаточная компетентность. Так, представители агроэкотуризма
жаловались на неясности законодательства о деятельности лесных хозяйств, когда
предприниматели, получившие право пользования территорией, были вынуждены САМИ
искать необходимые законы, поправки, изменения в правилах, чтобы верно
зарегистрировать сделки, правильно оформить все надлежащие бумаги. Логичный
вопрос: для чего мы тогда содержим своими налогами немалый чиновничий аппарат?
Шла речь и о недобросовестной конкуренции в сфере
ритуальных услуг. Так, в 2011 году прокуратура отменила предписание, по
которому въезжать на территорию городского кладбища имел право только транспорт
коммунального спецпредприятия. Представьте себе картину: у ворот кладбища
покойника из частного катафалка добры молодцы спецпредприятия ЖКХ должны были
перегружать в свой автобус, который и рулил до могилы. Вызывают недоумение и
реалии по оказанию ритуальных услуг. Например, человек, у которого только что
умер родственник, приходит оформить необходимые бумаги, и его ненавязчиво
подталкивают к дверям расположенного рядом государственного ритуального
магазина да еще и имеют наглость утверждать, что если вы пойдете к частникам,
то лишитесь государственной выплаты на погребение.
Суть работы чиновников – в эффективном управлении
городским хозяйством и расходовании денег, взимаемых в виде разнообразных и
весьма немаленьких налогов с нас, граждан. К сожалению, о достойном воплощении
вышеперечисленного остается пока лишь мечтать.
Аренда
Остается проблемой и вопрос арендной платы. Да-да,
еще одна постоянная головная боль любого ИПэшника. Запутанная схема применения
повышающих и понижающих коэффициентов по оплате аренды достойна отдельного
разговора, и мы еще обязательно к ней вернемся. Сегодня же поговорим о другом.
Не секрет, что смехотворная зарплата работников образования вынуждает их
массово подаваться в сектор частного преподавания. Но проблема большинства
учебных центров и курсов, куда они приходят на подработку (а иногда и в
качестве основной работы), – сезонность. Все мы знаем, что в летние месяцы за
редким исключением учебные центры имеют в активе нуль, а зарплату и арендную
плату никто не отменял. В результате руководители судорожно ищут, чем бы
заткнуть дыры, а педагоги лишаются даже тех крох, что имеют. Неужели нельзя городским
чиновникам встретиться с представителями образовательного сектора и обсудить
ситуацию? Например, ввести понижающий коэффициент арендной платы на летний
период, либо вообще объявить мораторий на нее с июня по август?
Сертификация
Отдельной темы заслуживает недавняя инициатива
правительства, переложившая груз обязательной сертификации продаваемого товара
на конечное звено – тех, кто реализует продукцию. В результате огромное
количество ИПэшников оказалось у разбитого корыта. Мало того, что получение сертификата
сам по себе процесс дорогой и трудоемкий, так еще и необходимость в нем возникает
каждый раз при обновлении ассортимента либо товарного ряда. Итогом данной меры,
призванной улучшить ситуацию для потребителя, стало лишь закрытие множества
мелких ИП, для которых дополнительные затраты оказались просто не под силу.
Последствия кризиса. Новые удары
Кризисы 2008 и 2011 годов если не подрубили малый
бизнес под корень, то значительную его часть как минимум поставили на грань
выживания. Эффективность некоторых направлений упала до того, что ИП едва
хватает средств на аренду и оплату коммунальных услуг. Даже относительно благополучная
часть предпринимателей, до кризиса имевшая ежемесячный доход в 2-3 тыс.
долларов, сегодня прилагает отчаянные усилия, чтобы заработать хотя бы 800-900
долларов. И вместо того, чтобы радикальными мерами попробовать спасти и
поддержать этот сектор белорусской экономики, некоторые действия властей
направлены на то, чтобы свести его на нет. Так, согласно недавно опубликованным
инициативам правительства, к 2016 году 99,9 % всех предпринимателей, включая
тех, кто работает без аренды помещения, будут обязаны использовать в своей
работе кассовые аппараты, подключенные через сотовую связь к единому центру
обработки данных в Минфине. В своем желании добиться тотального контроля над
денежным потоком (что не удается даже в Штатах) чиновники из мира финансов, по-видимому,
забыли, какие дополнительные расходы повлечет за собой эта мера для частного
бизнеса. Может, контролеров приведет в чувство то, что через пару лет им
придется ездить в Речь Посполитую не только за товарами, но и чтобы зонтик
отремонтировать или починить сломавшийся ноутбук?
Итоги
Малый бизнес сегодня переживает, наверное, самые
непростые времена с конца 80-х годов. Общая экономическая нестабильность, некоторые
странные (мягко говоря) инициативы правительства, стремление государства
контролировать каждый заработанный рубль приводят к стремительному сокращению количества
занятых в МБ, увеличению числа безработных и повышению криминализации общества
(речь идет о контрабандистах). Какие меры необходимы сегодня для исправления
ситуации? Прежде всего, это изменение налогового законодательства, а именно – мораторий
на налоговые отчисления для ИП на первый год работы, льготные условия аренды
для отдельных категорий ИП, всяческое поощрение семейного бизнеса (налоговые
льготы, предоставление специальных условий для строительства частных кафе,
гостиниц и проч.), разрешение ИП принимать на работу хоть одного не члена семьи
(данная инициатива уже три года бродит по инстанциям), изменения в пенсионном
законодательстве (сегодня ИПэшник может рассчитывать максимум на 70 (!)
долларов пенсии). Главное же – государство должно обеспечить стабильность
экономики, а не менять правила игры по нескольку раз в год. В противном случае
мы получим экономический кризис, по сравнению с которым события двух- и
пятилетней давности покажутся просто цветочками.
Автор благодарит всех, кто принимал участие в
круглом столе: Валентина Игнатовича, Тамару Карельцеву, Леонида Коренчука,
Виталия Лисецкого, Валентина Попова, Игоря Попова, Александра Темникова,
Владимира Третьяка и Татьяну Юхнович.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.