В отчаянном положении массово оказались сегодня арендодатели. Коммерческая недвижимость, приобретенная в центре города, суперсовременные «метры», построенные в микрорайонах, не находят своего потребителя. Пустыми стоят торговые площади, гуляет ветер в офисных помещениях. Но в Бресте есть феномен – торговый центр «Экватор», где все предназначенные для аренды площади заняты, а лист ожидания составляет запрос на сотни квадратных метров. 10 составляющих успеха раскрывает директор ООО «ЭКВАТОР-Брест» Светлана ШУКАЙЛО.
1. «Мы стараемся меняться»
– Торговый центр открывался в три этапа: в конце 2016 года – супермаркет «Green», в марте 2017-го – торговая галерея, в июле 2017-го – детская площадка и фонтан. И все эти годы мы старались меняться. Наша галерея небольшая, но она всегда должна оставаться интересной. Если 5 лет подряд работают одни и те же магазины, люди к этому привыкают, им нечего нового посмотреть. А мы стараемся постоянно открывать что-то новенькое. Бывают случаи, кто-то сам уходит: нет ожидаемых оборотов, выручки. И мы подбираем нового арендатора. Но в нашем торговом центре это большая редкость – уход по собственному желанию. Обычно, если мы видим: арендатор слабый или концептуально он уже не вписывается в новый формат, а на это место хочет прийти интересный магазин, предлагаем уйти. Если вижу, что арендатор не интересен, он не меняется, устарел, предлагаю либо предпринять какие-то шаги, либо предупреждаю, что с ним будем расставаться. Мы стараемся работать деликатно, но если ничего не предпринимать, трафик, естественно, будет падать, и, в конце концов, арендаторам в «Экваторе» станет невыгодно работать.
2. «Брестчане – наша опора»
– После того, как детский ассортимент мы переместили из галереи в отдельные помещения, нам пришлось несколько пересмотреть концепцию организации торговли. Например, отпала необходимость в детском кафе «Какао». Мы предложили собственнику: либо меняете формат своего кафе, либо мы приглашаем другого арендатора. До сих пор два сетевых оператора из Минска просятся на это место. Конечно, сетевые операторы имеют большой запас прочности, с ними легче работать. Но у меня принцип: нельзя обижать брестских; местный бизнес – наша опора. Бывший собственник кафе «Какао» произвел ребрендинг, сделал кафе для взрослых с хорошим названием «Разам», и это место стало более привлекательным. Мы тогда попросили поставить низкую мебель – диванчик, кресло, чтобы создавался уют.
3. «Сохраняем интригу»
– В торговом центре выработаны стандарты: по витринам, вывескам, объявлениям… Никогда не может появиться объявление, написанное небрежно от руки и прикрепленное к дверям скотчем. То же самое касается уборки: витрины, витражи должны быть идеально чистыми. Со временем интерьер магазинов устаревает, и в идеале уже через лет пять необходимо проводить редизайн. Постоянно работаем с арендаторами в этом направлении и стараемся помочь в сложных ситуациях. Например, мы долго работаем с магазином белорусского производителя «Любава». Времена непростые, и не все сейчас могут вложить крупные средства в новый интерьер и оборудование, поэтому мы смогли найти с ними ту золотую середину, которая устроила и нас, и их. «Любава» – единственный в Бресте фирменный магазин бренда, одежда бюджетного сегмента, востребованная в микрорайоне. И мы продолжаем с ними работать. Скоро в галерее после ремонта откроется обновленный, красивый магазин сети БЧК («Брестский чулочный комбинат»), к 8 Марта, если все пойдет по плану, откроется первый в Бресте магазин одного из известных сетевых операторов товаров для кухни, дома и отдыха. Это будет товар от первого поставщика в Республику Беларусь. Название магазина пока хотелось бы держать в секрете, сохранить интригу и сделать приятный сюрприз для наших покупателей.
4. «Магазины подбираем под образ покупателя»
– Когда мы начинали в 2016 году, какое-то время у нас стояли пустые магазины, но мы не приглашали всех подряд – формировали галерею из тех, кто мог бы работать в «Экваторе» в концептуальной зависимости. Первоначально мы определили образ своего покупателя: человек с постоянным доходом и уровнем достатка «средний» и «средний плюс». Поэтому сразу отмели предложения «секонд-хенд», стоков, торговли низкокачественным дешевым ассортиментом. Выработали принцип: предложение должно быть разнообразным, чтобы в «Экватор» было интересно приехать всей семьей из любого района Бреста. Однажды случилось так, что возле магазина «Мила» освободилось помещение, стали проситься представители аналогичного ретейлера. Мы дали отказ: во-первых, в «Экваторе» был аналогичный магазин, во-вторых, на тот момент мы понимали, что центру необходим магазин обуви. Возможно, мы потеряли время на переговоры, но сегодня у нас есть обувь повседневная, модельная и спортивная. Есть женская одежда, мужская, детская, домашний текстиль, свежая выпечка и элитные сорта чая и кофе, ряд услуг: можно сделать ключи, отремонтировать зонтик, купить путевку, напечатать документы и т.д. Несколько точек общепита со вкусной едой. Галерея формировалась продуманно.
5. «Заботимся о партнерах»
– Администрация торгового центра всегда знает, чем живут его арендаторы: выживают-не выживают, какие меры предпринимают во время кризисов. Маркетинг постоянно обзванивает владельцев магазинов с вопросом: «Что у вас нового, какие акции?». Маркетолог торгового центра самостоятельно делает фотографии магазинов и товара. Все это выкладывается на нашем обновленном сайте и в социальных сетях; у нас очень много подписчиков в Инстраграм. На днях планируем открыть новый магазин спортивной обуви. Уже взяли у владельцев необходимую информацию и разместили анонс на своем сайте. Они признались, что редко можно встреть такое заинтересованное отношение к арендатору – как правило, собственники сдают помещения и впоследствии только следят за тем, чтобы вовремя поступали деньги на счет.
6. «Снижаем арендную ставку в кризис»
– Мы поддерживали своих арендаторов в трудные моменты. Понимаем, сколько испытаний выпало на владельцев бизнеса в последние годы: пандемия, резкие колебания курсов валют. А ведь до сентября нынешнего года арендная ставка была привязана к евро. Кризисные ситуации, конечно, вызывают резкое падение трафика. Во время пандемии в апреле 2020 года, не дожидаясь писем от арендаторов, мы снизили стоимость аренды одного квадратного метра на величину от 20 до 50 процентов. Величина скидки для каждого арендатора устанавливалась индивидуально в зависимости от маржинальности его деятельности и сезонности товара. Скидки действовали примерно 4 месяца, пока трафик не оживился. Мы никогда не пытались заработать сверхприбыли. В договоре аренды написано, что при определенных условиях администрация торгового центра имеет право повысить ставку на 10 или 20 процентов. Но этим правом мы воспользовались только один раз, подняв арендную плату на 5-10 процентов.
7. «Реклама поддерживает трафик»
– Зимой 2020 года трафик торгового центра составлял 12 500, летом – 15 500 посещений в день. Когда были введены ограничения, связанные с распространением COVID-19, произошел резкий спад – как у всех. Но постепенно трафик начал выходить на прежние показатели. Сегодня мы фиксируем 11 500-12 500 посетителей в день. Для привлечения новых покупателей из всего города мы много сил и средств вкладываем в рекламу и продвижение нашего объекта.
Наша фишка – культурные мероприятия. Самым крупным нашим достижением стал фестиваль «Экватор Фест». Во время празднования 1000-летия Бреста во время фестиваля торговый центр посетили около 80 тысяч человек. Минувшим летом впервые попробовали новую форму: летние музыкальные вечера по пятницам два раза в месяц. Заключили контракт с талантливыми организаторами, отвели для артистов небольшую эстраду (вход с Гаврилова), по пятницам навешивали огоньки, ставили лавочки, для детей – пуфики. Пели известные брестские исполнители, скрипачки играли классику, хиты из кинофильмов, однажды людей развлекал фокусник. С каждым разом людей собиралось все больше и больше. Заметили, что каждый раз на концерт стал приходить дедушка – при костюмчике, в белой рубашечке с галстуком. Придет за два часа до начала и ждет… Людям надо что-то дать интересное, чтобы за душу брало. Мы проводим мероприятия круглый год: новогодняя дискотека, 8 Марта дарим цветы, проводим бьюти-мастер-классы, 23 февраля в расписании – мужской квест, 9 мая – выставка военной техники с солдатской кашей, концертом детских коллективов, 1 июня – конкурс рисунков на асфальте, спектакль театра кукол… Календарь культурной программы расписан на весь год.
8. «Предлагаем эксклюзивные технические возможности»
– Нам не хватает места, и мы стали активнее использовать прилегающую территорию. Возле «Экватора» появилось первое в Бресте кафе-контейнер. Предприниматель пришел с идеей, и мы стали думать: что нужно для небольшой кофейни – вода, канализация, электричество? Наверное, впервые в Бресте на всей территории парковки мы организовали 12 электрощитков мощностью 15 киловатт каждый. Это дало нам возможность проводить сельскохозяйственные ярмарки с приглашением не только фермеров, которые выращивают овощи-фрукты, но и тех, кто торгует мясом, яйцом. Они приезжают с холодильниками и подключают технику прямо на улице. Можем предложить места для фуд-траков, иных точек быстрого питания. Обычно такая точка потребляет не более 5 киловатт, а значит – к одному размещенному на парковке щитку мы можем подключить три небольшие точки.
9. «Часть проблем арендатора берем на себя»
– Недавно у нас начал работать небольшой фастфуд – шаурма. Когда ребята пошли брать технические условия на торговый объект, возникли сложности. Их разрешение мы взяли на себя; наши инженеры быстренько решили все вопросы с технической документацией и разрешениями, а собственники за свой счет проложили канализацию и воду. Все было согласовано в кратчайшие сроки, и шаурма уже предлагается посетителям. Наша команда – опытная, при необходимости мы помогаем арендаторам оформить техническую документацию, получить все допуски. Ничего невозможного нет.
10. «Создаем настроение покупать»
– Мы часто слышим: «У «Экватора» есть какая-то аура, необъяснимая притягательная сила; заходишь в торговый центр, и хочется что-нибудь купить». А это просто результат того, что мы продумываем каждый шаг. Кроме постоянной ротации, после 6 лет работы мы начинаем вкладывать деньги в обновление интерьера. В ближайшее время собираемся создавать экозону с фонтанчиком (три выпуска живой воды), зеленью и музыкой природы, своеобразное место релакса. В стиле «эко» добавим современные элементы дизайна по всей галерее, чтобы максимально соответствовать природным ассоциациям с названием «Экватор» и объединить все пространство торгового центра одной идеей.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.