Рассказать языком театра кукол о месте человека в Мироздании тинейджерам. При этом говорить с самым трудным возрастом не современным языком компьютерных игр, а слогом ученого Эпохи Высокого Возрождения. Такую задачу перед собой поставила молодой режиссер Ася Яковлева.
Участвуя в творческой лаборатории известного белорусского режиссера Игоря Казакова, проходившей в Брестском театре кукол, Яковлева предложила эскиз для постановки на сцене трактата Леонардо да Винчи «О науке и искусстве». Заметьте, не инсценировку в переводе сложной речи ученого на современный язык, а именно оригинальный текст Леонардо. Риск сумасшедший. Но из всех предложенных эскизов для реализации на сцене БТК Казаков выбрал именно эту, по-настоящему рискованную, но подлинно художественную работу. Месяц репетиций, и премьерный спектакль «О науке и искусстве» вышел к зрителю в субботу, 22 октября.
Великого просветителя сыграл артист Брестского театра кукол Роман Пархач. Его не гримировали под да Винчи. Практически без грима (иногда только в маске), артист не пытается перенести зрителя в какую-то конкретную эпоху. Потому как размышления «Что такое человек и каково его место во Вселенной» сегодня звучат как никогда актуально.
Если сосредоточиться только на том, как Ася Яковлева показывает человека – в различных эпизодах спектакля – осознаешь Его высокую ценность. Фигурка Человека появляется на сцене в рассеянном свете, откуда-то сверху, тем самым вызывая единственную ассоциацию его божественного происхождения. Свет и цвет в спектакле играет такую же важную роль, как и моно артиста. Работу художника постановки Дмитрия Поляшенко можно назвать самостоятельным произведением, достойным отдельного визуального наслаждения.
Наверное, многие ребята впервые увидели изображение Витрувианского человека с рисунка Леонардо да Винчи, датированного 1492 годом. Впервые узнали, как совершенен человек физически – рост равен ширине его распростертых рук, — и как он может быть красив духовно. «Хороший живописец должен уметь делать две вещи: первое – рисовать человека, и второе – показывать движение его души», – так писал великий мыслитель и живописец.
Постановка не сваливается в назидание. Размышления великого о живописи «наглядным пособием» иллюстрирует самая известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Портрет «оживает», выписывая смешные движения руками и ногами, а вместо прекрасного лика Джоконды и вовсе показывается голова рассказчика. И этот эпизод как камертон: своеобразный «урок» БТК о главных понятиях Мироздания не будет скучным.
И начинаются превращения и волшебства. Ученый рассказывает о шести красках, единственно существующих в природе: синий, зеленый, белый… И маленького зрителя приковывают к сцене метаморфозы, происходящие в больших колбах. Сначала действительно появляется синий цвет, потом в сосуд добавляют пару капель, и вот перед глазами чистый зеленый, а из него неким фантастическим образом возникает оранжевый… В такие моменты в детских театрах зрителя не сдерживают – ребята поднимались с мест, чтобы не пропустить любопытное.
А настоящий интерактив произошел, когда «Леонардо» набирал режущие слух аккорды: «Вам нравится?» – обратился он в зал. И дети охотно отозвались: «Не-е-т!» Хотя кто-то из творческих натур попытался встроиться в этот диссонанс и потряс головой, как на рок-концерте. Этот жест подхватили остальные неравнодушные, и режиссерский посыл снова получил зрительский «отзыв». Но самый сильный эффект, пожалуй, произвела иллюстрация музыкой понятий «кровь», «кости», «сухожилия»… Популярная классика была подобрана таким образом, что поразительно точно демонстрировала благородную роль крови в организме или треск «подуставших» с возрастом костей. С одной стороны, ассоциации забавны, с другой – прекрасно впивались в память.
И, конечно, как все предыдущие поколения, нынешние дети очень чувствительны к красоте. Раздумья о Мироздании, о звездах и Вселенной неожиданно воплотились на сцене в созвездие Большой Медведицы. Роман Пархач просто встал на лестницу и зажег модные желтые лампочки, выстроенные на авансцене в Ковш. Это было так просто и одновременно классно, что выдавало почерк режиссера современной школы – использовать простые, понятные средства для достижения самых высоких целей. Детский зал, не отдавая себе отчета, на этом месте хором выдохнул восхищенное «ах».
За кулисами
Ася Яковлева окончила Белорусский университет культуры и искусства как режиссер драматического театра. После окончания переехала в Питер получить профессию режиссера театра кукол, а после – училась в магистратуре МХАТа им. М. Горького в Москве. Сегодня работает приглашенным режиссером по всему миру. Недавно вернулась из Турции, в настоящее время ставит в частном театре в Минске.
– Как же вы пошутили с Моной Лизой? – спросили мы Асю.
– Мы придумывали все эти штучки, чтобы было доступно для ребенка. Слог Леонардо да Винчи довольно сложный даже для меня, взрослого человека. Поэтому для восприятия нужна помощь. В какой-то момент я смотрела спектакль, можно сказать, закрыв уши, чтобы не слышать звук. Следила только за «картинкой». Представляла, как будет восприниматься спектакль ребенком, который может не понять слов трактата. Мне было относительно все понятно на сцене. А если что-то не понятно, то, как минимум, интересно.
– Стилистика спектакля не привычна для сегодняшних подростков. Рисковали?
– Мы сохранили клиповое мышление в спектакле. Но вообще всегда так ставлю: стремлюсь к высокохудожественному. Так или иначе, когда слушаешь классическую музыку, нейронные сети создают новые связи, и мы становимся лучше, даже если эта музыка нам не совсем нравится. Надеюсь, мой спектакль сделает человека немножечко лучше, выше, может быть, добрее.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.