В последний день фестиваля по традиции «Вежи» всегда звучит завершающий «аккорд». Такая постановка, которая не может быть проходной. В нынешнем году это спектакль культового белорусского режиссера Евгения Корняга. Его работа «Пачупки» – продолжение обладателя Гран-при «Белой Вежи-2021» – «Шлюб з ветрам». По признанию режиссера, два спектакля, которые уже вышли на сцену нашего фестиваля – это две части трилогии о жизни человека, в которой есть три знаковых момента: рождение, свадьба, смерть.
– Это три спектакля по белорусским народным песням, – рассказал Евгений Корняг журналистам, – сегодня мы показываем вторую часть – «рождение ребенка». Третья будет – «смерть», но она не будет печальна. Белорусские песни, которые звучат в наших спектаклях, – это то, из чего, мне кажется, состоит Беларусь. По сравнению с «Шлюбом з ветрам» сегодняшний спектакль более сложный по партитуре, актеры больше научились петь. Здесь мы с Катей Аверковой (музыкальным редактором – Т.Ш.) делаем акцент на голосе, на пении. Мысль может потерять глубину, когда спектакль сделан без слов, без диалогов, только с помощью белорусской народной песни. Поэтому мы рекомендуем прочесть текст – в программках есть тексты, – иначе будет сложно сфокусироваться на действии. Спектакль поставлен так, чтобы его смотреть два-три раза и выучить текст. Он во многом построен на моих впечатлениях из детства, когда я проводил время в деревне. Кто знает обряды, которые мы показываем, узнает их, кто не знает – придумает свое.
– Песни, которые звучали в «Шлюбе з ветрам», собраны по деревням, аутентичные. Катерина Аверкова сделала своременные аранжировки. Это вызвало интерес к белорусской песни?
– Мне безумно нравится, как звучит белорусская народная песни в ее аранжировке. Потому что, мне кажется, такая вещь, как белорусская народная песня, обязательно должна быть прочтенной по-современному, иначе ее надо отправлять в музей. Не в театр. А театр – это рефлексия на современный мир. Наши предки пели во время работы. Поэтому иногда то, что поется в народной песне, не понятно зрителю. Но песня народна была не для понимания другими, она служила поддержкой во время работы – сложной или нудной работы. Мои спектакли родились тогда, когда я услышал, что может делать Катя. И теперь в Минске у нас уже есть свой зритель.
«Пачупки» Евгения Корняга попал в лауреаты «Белой Вежи-2022» как «Лучший музыкально-пластический спектакль». Увидеть его на регулярной основе можно в Республиканском театре белорусской драматургии.
Другие награды распределись так:
Лучший спектакль театра драмы – «#ЭтоВсёОна» (Творческое объединение #театр_чё (Москва, Россия);
Лучший спектакль театра кукол – «Старосветские помещики» (Гродненский областной театр кукол);
Лучший моноспектакль – «Буйволица» (МТФ «Armmono» (Ереван, Армения);
Лучший актерский ансамбль – «Дурман, или Игра воображения» (Датско-российский театр «Диалог» (Копенгаген, Дания);
За воплощение темы исторической памяти – «Эсимде» (Бишкекский городской драматический театр имени А. Умуралиева (Бишкек, Кыргызстан).
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.