«Всю неделю в театре царит невероятно творческая атмосфера, — написала на своей страничке в Фейсбук актриса Брестского академического театра драмы Ольга Жук. – Уникальный опыт для каждого, кто причастен к процессу!»
«Творческую атмосферу», которой хотелось напитаться и молодым, и опытным артистам БАТД, создали режиссеры, приехавшие в наш город по проекту Союза театральных деятелей России. Раздразнить привычный уклад жизни, внести свежую струю в «театральный процесс» захотелось гендиректору Александру Козаку. Александр Александрович не раз пускался на виртуозные эксперименты, приглашая в труппу представителей иной эстетики. Что делать, артисту полезно время от времени «поиграть в пластилин», где в качестве основного материала выступает он сам. На нашей сцене ставили именитые (и не очень) режиссеры Польши, Литвы и других стран, каждый раз «включая» не только актеров, но и всю труппу в иную реальность. Несмотря на близость культур, российские режиссеры привезли в Брест свои параллельные миры.
В феврале нынешнего года в Союзе театральных деятелей РФ возобновил работу Центр поддержки русских театров за рубежом. Возглавил его молодой куратор проектов Алексей Валиев-Корнилов. Центр работает по нескольким направлениям: мастер-классы, творческие лаборатории и другие креативные формы поддержки русскоговорящих трупп в любой стране мира. До конца года центр откроет свои лаборатории в театрах Узбекистана, Киргизии и Казахстана.
Трое молодых, но уже состоявшихся режиссеров приехали в наш город на неделю, чтобы сделать эскизы к спектаклям. В команде командированных: Данил Чащин — Московский художественный театр, Евгений Маленчев — Тульский академический театр драмы, Егор Равинский – Российский академический молодежный театр (Москва). Каждый из них поставил отрывок по пьесе или литературному произведению, который в будущем мог бы оказаться полноценным спектаклем. В воскресенье Данил Чащин показал свою работу по рассказу А.П. Чехова «Шуточка», Евгений Маленчев – по произведениям И.А Бунина «Темные аллеи», Егор Равинский — по малоизвестной пьесе А.Н. Островского «Невольницы».
Все работы были приняты неоднозначно – случились и «бочка меда», и «ложка дегтя». Но присутствующие, в основном люди театра, сошлись в главном: артисты БАТД показались незнакомыми не только для коллег, но и для самих себя. Блестяще сыграли Дарья Сотникова и Вячеслав Цыцковский в «Темных аллеях», новыми гранями открылись Татьяна Строк и Алексей Щербаков в постановке «Невольницы».
— Творческая лаборатория СТД – это пространство, где есть право на ошибку, — говорит Евгений Маленчев. – В репертуарном театре нет возможности делать рисковые вещи. А я стараюсь проходить с артистами максимально мучительный путь, находить самый скрытый смысл. Собрать спектакль за 4 дня невозможно, поэтому для меня не главное – впечатлить кого-то. Важно открыть личные вещи, которые сейчас интересны мне. У меня был план по рассказам Бунина. Но ничего из него не осуществилось. Я понимал: надо исходить из личного опыта артистов. Нужно было понять, какие «темные аллеи» у них в душе. Потом улавливал их импульсы, и хотелось попадать в самые болевые точки. В Бресте были взяты совершенно другие рассказы Бунина — как способ понять самого себя. Бунин гораздо талантливее, чем мог бы сам себе объяснить. Это когда рука человека талантливее, чем его мысль. Моя работа – не об истинах, а о поиске истин. Правильность – это не про искусство.
В условиях СТД по результатам лаборатории театр может взять один эскиз за основу будущей постановки на своей сцене. Экспериментаторские работы Чащина, Маленчева и Равинского были достаточно любопытны, чтобы каждая воплотилась в полноценное сценическое действие. БАТД вправе и отказаться от постановки представленных работ. Но… Союз театральных деятелей не только оплачивает переезды и гонорары режиссерам в рамках творческой лаборатории, но выражает готовность оказать финансовую поддержку и при постановке спектакля. Повенчать творчество с финансовой составляющей – это предложение, от которого трудно отказаться.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.