Режиссер Брестского академического театра драмы Денис Федоров обратился к редкому на современной сцене жанру – классическому детективу. Интересно, что «Мышеловка» была написана Агатой Кристи не в жанре рассказа или повести, а именно для театра, как драматургическое произведение. Так что инсценировку пьесы делать не пришлось – только следовать слову классика и воплощать его на сцене. Правда, делать это не так просто: «Мышеловка» переведена на 23 языка и поставлена более чем в 40 странах мира. Из открытых источников известно, что в 2012 году в столице Великобритании состоялось 25-тысячное представление пьесы и зафиксирован рекорд непрерывности постановок.
![](https://i1.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7208_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i0.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7152_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i2.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7160_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i2.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7174_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i0.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7204_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i1.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7199_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i2.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7198_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i0.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7196_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i1.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7194_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i1.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7187_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i0.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7182_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i0.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7180_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i2.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7155_dxo.webp?ssl=1)
![](https://i2.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2024/05/mg_7184_dxo-1.webp?ssl=1)
«Мышеловка» относится к самым загадочным детективам, принадлежавшим не только авторству Агаты Кристи. В ней заложен сюжет, который до последнего не раскрывает преступника. Нет тех обычных подсказок, заставляющих читателя-слушателя-зрителя к заключительным фразам произведения уже точно назвать имя злоумышленника. Причем этот лихо закрученный сюжет был написан Кристи по мотивам подлинных событий. Работая над сюжетом, автор прибегла к нашумевшему криминальному делу о смерти мальчика, умершего от руки приемного отца. С пьесой связан необычный факт. Она была написана к юбилею королевы Марии. Представительница монаршей семьи была поклонницей детективов Агаты Кристи. Зная об этом, радиовещательная компания ВВС обратилась к писательнице с просьбой создать постановку на основе ее произведений. Тогда автор и сочинила радиопьесу «Три слепых мышонка». После Агата Кристи переписала ее в полноценную пьесу.
По сюжету в Лондоне совершено убийство, у тела жертвы находят записную книжку. Полиция объявляет в розыск предполагаемого убийцу: мужчину в темном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе. Об этом событии гудит вся Англия. Между тем в пансионе, который получила в наследство супружеская пара, собирается разношерстная публика. Не слишком приятную миссис Бойл, бывшую судью, вскоре находят убитой. По законам жанра, в какой-то момент гости оказываются отрезанными от внешнего мира невиданным снегопадом, и почти одновременно выясняется, что сержант Троттер, прибывший без приглашения, подозревает всех в совершении преступления.
– Хотелось поставить детектив и при этом поработать с классической драматургией, – рассказывает режиссер спектакля Денис Федоров. – Агата Кристи написала великолепный текст, и мы хотим показать его красоту. В спектакле «Моцарт и Сальери» наша команда пыталась снять штампы восприятия очень известных людей, и в этой работе мы продолжаем снимать штампы. Отношение в обществе к произведениям Агаты Кристи как к чтиву развлекательному, а у нее трагически выписаны образы. Вся эта история в «Мышеловке» – психологическая, история про настоящих людей. Это рассуждение об одиночестве, и поэтому пьеса очень актуальна. Это разговор о современном человеке, о времени, когда разрываются социальные связи, каждый привыкает носить свою социальную маску, навязанную часто извне, – например, социальными сетями.
Многое в спектакле завязано на глубоко продуманный образ пространства. Действие происходит не в закрытом доме – красивом до невозможности английском отеле. Ничего привычного! Художник спектакля Анна Горбас (Москва) представила декорацию в виде леса – пространства вне времени и конкретного «адреса», где блуждают души каждого из героев. Заявленное пространство исключает спектакль как акт реалистического искусства. В нем обещают что-то фантастическое и немного мистическое.
Премьера «Мышеловки» состоялась 17 мая в Большом зале БАТД.
Татьяна ШЕЛАМОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.