В Бресте прошел XXXVII Международный фестиваль классической музыки «Январские музыкальные вечера». Четыре вечера в кругу любителей профессионального исполнения – это настоящая роскошь. «Январские музыкальные вечера» давно стали местом встречи давних друзей. Они притягивают людей одного поля – тех, кто любит нестандартное, сложное, глубокое.
Станислава Кропивницкая: «Классика имеет особую духовность»

Заместитель председателя Брестского музыкального общества Станислава Кропивницкая, по совместительству (как она выразилась) – внучка основателя фестиваля Лилии Григорьевны Батыревой. Кстати, имя Лилии Григорьевны не раз упоминали со сцены, и зал взрывался аплодисментами. Эти овации – человеку, который подарил городу один из его главных культурных брендов.
– Брестское музыкальное общество уже много лет организовывает этот фестиваль. В прежние годы мы встречали артистов из 40 стран, в этот раз география представлена не так широко из-за невозможности приехать. Но качество исполнения не меняется.
Как по-вашему, почему на протяжении всех минувших лет, интерес к «Январским музыкальным вечерам» не спадает?
– Классическая музыка имеет особую духовность. Ее чувствует человек независимо от возраста. Классика приносит умиротворение. Когда классику исполняют мэтры высокого класса, которых встречал наш город, люди с удовольствием будут идти в зал, чтобы прикоснуться к этой радости духа. Мы видим, что у брестчан есть потребность посещать этот фестиваль.
Для нас «Январские музыкальные вечера» связаны с именем Лилии Григорьевны Батыревой. Но сегодня мы не видим ее в зале…
– О, поверьте, Лилия Григорьевна по-прежнему является руководителем форума. Она контролирует каждый момент при подготовке и проведении фестиваля. Почтенный возраст не мешает продвигать ей фестиваль классической музыки. Я вас уверяю: она себя замечательно чувствует, и для нее организована трансляция онлайн.
Блистательное начало

Программу форума торжественно открыл симфонический оркестр заслуженного коллектива Республики Беларусь «Гродненская капелла» (художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист Беларуси Владимир Бормотов). Капелла была создана в начале 90-х и за годы своей деятельности принимала участие в различных международных форумах в разных странах.
В Бресте гродненцы показали высокий уровень исполнения, звучание знаменитых музыкальных произведений в исполнении коллектива часто принимало особенный, «бархатный» характер. А короткие «введения» конферансье для многих стали откровением.
Чья ты, AveMaria?
Знаменитая Ave Maria многие годы считалась произведением придворного композитора Медичи Джулио Каччини. Но исследования итальянских историков доказали, что это не так. Тогда кто написал эту божественную музыку? Оказалось, что это советский лютнист, гитарист и поклонник музыки барокко Владимир Вавилов, который написал музыку к композиции «Город золотой», которую в картине «Асса» исполнил Борис Гребенщиков. Сегодня со сцены часто объявляют так: «Джулио Каччини-Владимир Вавилов. Ave Maria».
«Спящая красавица», но дорогая
Вальс из балета «Спящая красавица» в своеобразном исполнении капеллы оставил неизгладимое впечатление. Идея перенести сказку Шарля Перро на балетную сцену возникла у директора Императорских театров России в конце XIX в. Стремясь создать что-то поистине грандиозное, на «Спящую красавицу» предполагали потратить сумму, которая составляла четвертую часть годового бюджета всех петербуржских театров. Для амбициозного замысла нужен был самый лучший композитор своего времени – пригласили Петра Ильича Чайковского. Премьера состоялась в начале 1890 года, и этот балет стал самой дорогой постановкой в истории Мариинского театра. Однако Александр III оценил признанный в веках шедевр скупо, сказал лишь: «Очень мило».
Шуточки «Веселой вдовы»

10 января звезды Московского государственного академического театра оперетты представили брестскому зрителю двухактную версию комической оперы Ференца Легара «Веселая вдова». Прекрасные актеры, блистательная классическая основа, виртуозная техника исполнения. Но шутки про брестский ликеро-водочный завод и опошление и без того легкого сюжета, когда уединение жены посла Валентины с французом Камиллом превращено из загадочного тет-а-тет в откровенно вульгарную сцену, вызывали уже не смех, а испанский стыд.
Те, кто видели классическую трехактную версию оперетты или советскую кинооперетту с Еленой Образцовой и Юрием Веденеевым в главных ролях, понимают, что, несмотря на одни и те же арии, в Брест приехало другое художественное произведение.
Изысканная страсть классики

11 января в камерном зале театра кукол колдовали голосовыми чарами оперные певцы. Троих грузинских джигитов оттеняла яркая дива в красном, российская певица Светлана Лачина. Бас Георгия Челидзе, баритон Мамуки Ломидзе, тенор Арамаза Дарашвили мастерски явили всю палитру мужских тембров, показав шедевры оперной классики. Верди, Пуччини, Массне, Россини, Мендельсон, Пьяццолла – кажется, все корифеи были в репертуаре. Сильное сопрано Светланы Лачиной сочеталось с выразительной пластикой ее движений, что придавало академичному звучанию искренности и страстности.

Когда на сцене опустился занавес, начался традиционный рождественский бал – оркестр грянул и закружил участников в изысканных танцевальных платьях и костюмах.
Джазовый финал

12 января состоялось торжественное закрытие «Январских музыкальных вечеров». Сцена безраздельно принадлежала заслуженному коллективу Республики Беларусь музыкальной капелле «Сонорус» из Минской области (руководитель Вячеслав Ларин). Солисты и музыканты капеллы исполняли различные рождественские песни на английском языке в стиле джаз: «The Little Drummer Boy», «Christmas Soul», «Have yourself a merry little Christmas»…
Многих зрителей огорчило сообщение, что обещанного Российского рогового оркестра из Санкт-Петербурга во втором отделении не будет. Этот уникальный музыкальный коллектив единственный в мире занимается возрождением традиций российской роговой музыки XVIII—XIX веков, и брестчане хотели ее послушать. Вечер продолжили джазовые композиции в исполнении капеллы «Сонорус».
– Мы выбрали джаз, так как «Январские музыкальные вечера», несмотря на то, что это фестиваль классической музыки, тем не менее, соответствуют январской атмосфере, полностью наполненной Рождеством и Новым годом. Хотелось, чтобы каждый вспомнил о своем доме, о семье, подумал о самых важных в мире ценностях, – сказал в интервью «Вечерке» дирижер оркестра Вячеслав Ларин.
В церемонии закрытия фестиваля принял участие мэр Бреста Сергей Лободинский. «Брестский зритель взыскательный и требовательный», – подчеркнул в своем выступлении Сергей Николаевич и пожелал беречь высокий уровень и уникальный рейтинг форума классической музыки.
Подготовили Татьяна ШЕЛАМОВА, Тамара ГЛУЩЕНКО, Юлия ЛОГАШЁВА
Фото Андрея РЫБАЧУКА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.