Я не люблю смотреть
фильмы в кинотеатрах. Может быть, сказывается то время начала 90-х, когда они
пребывали в состоянии перманентной разрухи, может быть, я просто не люблю массовость,
в общем — не важно. Но именно по этой причине только сейчас я могу написать
рецензию на долгожданную премьеру от Виктора Шамирова, ставшую «гвоздем»
кинопроката в этом году.
Начну с того, что
театральные проекты режиссера Виктора Шамирова (а он, прежде всего, театральный
режиссер, один из лучших учеников Марка Захарова), стартовавшие в начале
нулевых, быстро снискали ему славу одного из самых кассовых постановщиков на
российской сцене. Почти каждый его проект приносил очень хорошие сборы, встречал
очень теплый прием у публики, и многие («Трактирщица», «Lady?snight», «Сирано») успешно идут вот уже
по 8-10 лет, что считается невероятно долгим сроком для обычной антрепризы.
В середине нулевых
Виктор снял (кстати, за очень небольшие по киномеркам деньги) легкую
«солнечную» кинокомедию «Дикари», которая собрала в прокате сумму, в несколько
раз превышающую бюджет фильма, вызвала восторг критиков и зрителей. Все
ожидали, что успешное начало даст российскому кино целую череду хороших картин,
однако Шамиров взял длительную паузу и только два года назад вновь обратил свой
взор к кинематографу. Итогом стало появление трех несомненно удачных киноработ:
во многом автобиографичной комедии «Упражнения в прекрасном» (2011),
пронзительной и трогательной мелодрамы «Со мною вот что происходит» (2012) и
предмета нашего сегодняшнего разбора – трагикомедии
Фильм «Игра в правду»
по сути – перенос на экран известной одноименной пьесы Филиппа Леллуша, которую
Шамиров поставил в 2007 году в рамках своего
«Независимого театрального проекта». Впрочем, если быть честным, от
пьесы Леллуша в спектакле и фильме осталась лишь фабула, все остальное –
диалоги и место/время действия – почти полностью переписаны режиссером.
Доработка была сделана столь удачно, что спектакль играется до сих пор, при
полном аншлаге.
Итак, вкратце завязка
сюжета. На традиционные пятничные посиделки собираются трое «мужчин за 40»,
неразлучных друзей еще с институтской скамьи. Один из них – хозяин убогой, «a
la совок», квартиры, где происходит встреча, физик-неудачник (Гоша Куценко),
другой — весьма успешный бизнесмен (Дмитрий Марьянов), третий — менеджер
автосалона, обремененный многодетной семьей (Константин Юшкевич). В ходе
подготовки пятничного ужина герой Куценко рассказывает друзьям, что сегодня они
будут «употреблять» не в гордом одиночестве, а в компании своей бывшей
однокурсницы (Ирина Апексимова), которую они не видели почти 20 лет (и в
которую все трое были безнадежно влюблены). Компания радостно оживляется, хочет
основательно «тряхнуть стариной» в этот вечер и с нетерпением ожидает прихода
старой знакомой. Впрочем, не буду спойлерить, чтобы не портить вам впечатления
от просмотра. Когда четверка героев соберется вместе, один из них предложит
«сыграть в правду», то есть честно и откровенно отвечать на поставленные
другими вопросы, какими бы жесткими или бестактными они не показались.
Благодаря этой игре, каждый из присутствующих узнает за вечер очень много
нового… Любовь, измены, драки и даже сгоревший автомобиль — вот лишь неполный
перечень откровений, которые обрушат друг на друга герои фильма. Завершится же
все совсем неожиданно, но — открою секрет – хорошо.
Данный фильм (как и все
предыдущие киноработы Шамирова) лишь окончательно подтвердил: в российском кинематографе
появился достойный продолжатель дела Георгия Данелии. Шамиров показал себя
великолепным мастером психологического кино, умеющим честно, достоверно и
главное без злобы представить нам самих себя такими, какие мы есть, при этом
предельно реалистично передавая в каждом кадре время и эпоху. Герои его картин
узнаваемы и не кажутся картонно-ходульными персонажами.
Весь фильм не покидает ощущение, что каждого
из героев ты встречал в реальной жизни, настолько убедительны в своей игре
актеры. За Марьянова и Юшкевича можно быть спокойным всегда, даже в провальных
проектах они зачастую спасали фильмы от краха, но и Гоша Куценко под чуткой
режиссерской рукой Шамирова (кстати, они старые друзья) сумел выдать весьма
высокий класс актерской игры, и его персонажу действительно веришь. Единственным
микскастингом выглядит героиня Апексимовой, на мой взгляд, ее игра слишком
резка и временами перехлестывает. Но, возможно, зрителям она покажется
убедительной. Работу оператора и художника тоже стоит оценить: удивительно
точно воссоздана атмосфера квартиры 80-х, где вот уже много лет не делался
ремонт, великолепные ракурсы, незлоупотребление спецэффектами и новинками
монтажа — все заставляет снять шляпу перед оператором картины Семеном Яковлевым
и художником Андреем Понкратовым.
Фильм «Игра в правду»
стал настоящим хитом летнего сезона. Безусловно, основной целевой аудиторией,
которая по достоинству оценит картину, станут те, кому уже за 40, но и молодежь
найдет в фильме немало поучительного и веселого. Остается пожелать Шамирову:
так держать, ждем новых премьер!
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.