Художественный фонд Музея Белорусского Полесья
сегодня насчитывает порядка двух тысяч картин, среди них несколько десятков подлинных
работ известных русских художников XIX- начала XXвеков. Полвека назад они стали основой для
создания в Пинске картинной галереи.
Энтузиаст из репрессированных
Автором и главным исполнителем немыслимого
по нынешним меркам проекта являлся ныне покойный бывший заведующий отделом социалистического
строительства тогда еще Пинского краеведческого музея, уроженец станции Птичь Петриковского
района Гомельской области Владимир Владимирович Боровиков. Человек, прошедший войну
и дважды побывавший в сталинских лагерях, впоследствии реабилитированный и восстановленный
на историческом факультете Среднеазиатского государственного университета, который
ему удалось окончить лишь в 1957 году, через двенадцать лет после поступления в
вуз. Должность научного сотрудника музея в Пинске стала первой в его послужном списке
на ниве истории и культуры.
Взяться за создание при музее картинной галереи,
вспоминает пинский художник Николай Григорьевич Козловский, Владимира Боровикова
подтолкнуло выступление первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева на одном
из партийных форумов, где тот указал на недостатки деятельности Министерства культуры,
дескать, в хранилищах ведущих музеев страны пылятся и остаются недоступными для
трудящихся масс тысячи картин, а народ на периферии остается необразованным и продолжает
ходить в церковь. Необходимо активнее проводить в глубинке работу по эстетическому
воспитанию населения. Его слова, позже вылившиеся в соответствующие постановления
партии и правительства, Владимир Владимирович расценил как сигнал к действию. Руководство
музея и города инициативу научного сотрудника поддержало, воплощать ее в жизнь доверили
ему же.
Три дня у Фурцевой
В адрес ведущих музеев страны пошли написанные
Боровиковым письма с просьбой поделиться с пинчанами частью художественных фондов.
Вершиной активности в этом деле стала поездка в Москву. Существует легенда, что
настырный полешук с русской фамилией целых три дня провел в приемной тогдашнего
министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и все-таки добился встречи с ней. Свидетелей
этой аудиенции нет, но люди, знавшие характер Боровикова, вполне допускают подобное
развитие событий. Итогом поездки искусствоведа в Белокаменную стал приказ министра,
обязавший музеи страны оказать пинчанам помощь в формировании собственного художественного
фонда.
Восемь малозначимых работ, дабы выполнить
волю высокопоставленной чиновницы, Пинску уступила Третьяковская галерея. Несколько
десятков картин современных советских мастеров кисти провинциальному белорусскому
городу передала Дирекция выставок Государственного художественного фонда СССР. Больше
всего экспонатов в столицу Полесья поступило из Художественного музея БССР. Среди
них полотна известных русских художников XIX– начала
XXвеков Ивана Шишкина, Виктора Васнецова, Василия
Поленова, Василия Перова, Ильи Репина, Николая Касаткина, Михаила Лебедева, Эмануэля
Аладжанова, Константина Маковского, Леонида Соломаткина, белорусских живописцев
Витольда Белыничского-Бирули и Юдэля Пэна.
Иван Шишкин. Сад Лаваля
Юдэль Пэн. Девушка с шалью
Ломать, чтобы построить
В 60-х годах минувшего столетия краеведческий
музей поселили в трехэтажном здании на улице Ленина, сегодня здесь находится Брестский
филиал Института радиологии. Для размещения постоянно действующей картинной галереи
требовалось найти подходящее помещение. И не на окраине, а в историческом центре.
Решение этого вопроса оказалось не менее сложным, чем заполучить картины. Затянувшиеся
переговоры на этот счет с городскими властями, делится с журналистом пинский художник
Сергей Жилевич, вынудили Владимира Владимировича пойти на неординарный шаг. Завотделом
краеведческого музея дал обет не бриться до тех пор, пока не решится вопрос с помещением.
Результатом стала густая борода. С ней он больше не расставался. Таким и остался
в памяти лично знавших его людей.
Помещение выделили на первом этаже здания
бывшего иезуитского коллегиума. Предоставленной площади, однако, было маловато для
размещения экспозиции, и в одну из ночей, чтобы расширить пространство и выставить
максимальное число картин, Боровиков разобрал временную кирпичную кладку, за которой
находилась неиспользуемая комната для технического персонала. На самовольство научного
сотрудника городские власти тогда закрыли глаза.
Открытие в Пинске своей «третьяковки» состоялось
в мае 1965 года и было приурочено к 20-летию победы над фашизмом. Оно стало одним
из знаковых событий в культурной жизни послевоенного города. Познакомиться с творчеством
признанных в мире мастеров живописи пинчане приходили целыми семьями. За семь последующих
лет галерею посетили 250 тысяч человек.
Бездомная галерея
В середине восьмидесятых памятник архитектуры
XVII века закрыли на реставрацию, картины переехали
в хранилище. Экспозицию обновленное здание приняло лишь спустя полтора десятка лет.
Музею предложили занять в нем первые два этажа. Тогда же оказалось, что проектом
реставрации не предусмотрено отдельное помещение для картинной галереи. Позже ее
предполагалось разместить в пристройке девятиэтажного дома на углу улиц Первомайской
и Завальной, но впоследствии ту отдали под зал игровых автоматов. Впервые после
продолжительного перерыва русскую живопись широко представили в 2005 году, разместив
экспозицию на музейных площадях. Позже проходили тематические выставки с участием
работ прославленных мастеров.
Последние три года в одном из выставочных
залов работала мини-галерея, где была представлена портретная живопись ХVIII– ХIX веков,
картины как русских художников, так и Великого княжества Литовского, подаренные
городу государственным и политическим деятелем того времени Матеушем Бутримовичем.
Два месяца назад помещение закрыли на ремонт, произведения искусства поместили в
хранилище. После окончания ремонта и оборудования зала персональной подсветкой для
каждого полотна их вернут на прежнее место.
Спрятать «Море» не смогли
Ценители искусства всегда удивлялись, как
мог Боровиков заполучить для Пинска картину «Море» Ивана Айвазовского. Сегодня работу
самого известного мариниста России Художественный музей республики наверняка ни
за что не отдал бы. По словам Николая Козловского, участника торжественного открытия
галереи в мае 1965 года, причина успеха проста: написанное в середине XIXвека художественное полотно размером 3 х
2 метра в старой тяжелой раме столичным музейщикам трудно было спрятать от Владимира
Боровикова, лично отбиравшего в запасниках экспонаты. Чтобы перенести картину, требовались
крепкие мужские руки, которых в столичном учреждении культуры тогда не хватало.
У пинчан такой проблемы не было. На помощь местному музею по необходимости приходили
моряки 1-го учебного отряда ВМФ СССР. Сегодня музейщиков выручают пограничники.
Переместить чучела огромных зубров в открывшийся отдел природы помогли именно они.
Впрочем, наличие ценной картины – не только
успех, но и проблема. «Море» Айвазовского вот уже несколько лет не участвует в выставках.
Холст картины провис и нуждается в натяжении. Сделать это могут только в реставрационной
мастерской, и стоит такая работа больших денег. Их у музея нет. Поэтому бесценное
произведение искусства сегодня находится в состоянии абсолютного покоя, дожидаясь
лучших времен. Когда они наступят – вопрос риторический. Аналогичным образом, дабы
не навредить, в учреждении культуры поступили и с другими объемными произведениями.
В реставрации нуждаются и небольшие по формату картины.
Иван Айвазовский. Море.
Мечта в наследство
В год 60-летия со дня рождения Владимира
Боровикова наградили Почетной грамотой Министерства культуры БССР. Других наград
он не имел и не ждал. Единственное, что он попросил у городских властей, забронировать
за ним место на закрытом городском кладбище, чтобы быть похороненным рядом с близкими
ему людьми. В прошлом году создателю картинной галереи исполнилось бы 100 лет.
Накануне юбилея художник и скульптор Сергей
Жилевич, профессиональная карьера которого началась со знакомства с В.В. Боровиковым
и организованной им персональной выставки, изобразил своего старшего товарища в
граните. У мастера есть мечта — установить данную скульптуру в сквере у Музея Белорусского
Полесья. Общество на озвученную в местной печати идею художника ответило молчанием…
Музей Белорусского Полесья.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.