Выставка «Палитра памяти» Владимира Чернышова (Минск) открылась в Художественном музее в Брестской крепости 22 ноября. Представлены 47 работ в смешанной технике, но больше всего – живописных портретов и эскизов к кинофильмам. Событие, организованное в рамках проекта «Музеи Беларуси вместе с Белкарт», приурочено сразу к трем знаменательным датам: 85-летию со дня рождения художника, 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 100-летию Белорусского кино.
…Кино, по расхожему выражению, искусство коллективное. То же справедливо и в отношении театра. А вот живопись – это чаще всего удел одного мастера. Уроженец Пензенской области, выпускник ВГИКа и Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Федорович Чернышов испробовал себя во всех трех ипостасях. Служил художником-постановщиком на киностудии «Беларусьфильм» (25 кинокартин) и главным художником Национального академического драматического театра имени М. Горького (1995-2001), поездил по свету, накопил солидное портфолио в станковой живописи и графике.
Прохаживаясь по выставке, фиксируем хронологию представленных работ. 1974 – портрет 4-кратной олимпийской чемпионки по фехтованию Елены Беловой; 1985 – «Скала Шаляпина»; 1993 – диптих «Солнце в Жировичах»; 2000 – портрет народного артиста СССР Ростислава Янковского, почти 60 лет отдавшего Горьковскому театру. 2018-2021 годами датируется самая свежая из представленных в Бресте работ Чернышова – триптих «Романтика Магнитки», где на одном из полотен изображен Евгений Евтушенко.
Есть среди людей искусства у Чернышова любимые персонажи – Шаляпин, Рахманинов (ему посвящен целый триптих), Финберг, Лученок, Рубцов… Их нет уже с нами, а живопись Чернышова остается.
И яркое пятно в ней – гурзуфский портрет жены Валентины Ивановны, тогда – просто Вали.
Именно ей выразил на вернисаже благодарность за помощь в организации выставки Юрий Хведынич, директор филиала «Художественный музей» УК «Брестский областной краеведческий музей». Также Юрий Васильевич отметил, что выставка состоялась и благодаря поддержке проекта «Музеи Беларуси вместе с Белкарт».
Знаменитый художник-эмальер, воссоздатель Креста Евфросинии Полоцкой Николай Кузьмич высказался у микрофона: «Замечательные портреты, замечательный художник, который проживает свою жизнь в нашей Беларуси и посвятил эту ретроспективу 80-летию ее освобождения. Спасибо за выставку в Бресте, и жаль, что автор в силу обстоятельств не смог приехать».
«Выпускников ВГИКа всегда отличал высокий интеллектуальный уровень, — высказался выдающийся брестский график Лев Алимов, хорошо знакомый с В. Чернышовым. – Сейчас многие выступают за отказ от услуг художника-постановщика, думают, что всё можно сделать на компьютере. Убежден, что это ошибочный подход, и творчество Володи подтверждает мои слова. Его эскизы к кинофильмам – своеобразные стоп-кадры будущих картин».
Брестская аудитория устроена так, что в любой экспозиции ищет «брестский акцент». Здесь, в частности, это и портрет «летающего мужика» Владимира Бедули (1985), и эскизы к фильму «Дочь командира» — «Тревога» и «Качели. 1941». Дети качаются под прицелом гитлеровца на фоне Холмских ворот…
А нам во время подготовки публикации удалось выяснить и такой штрих в биографии В. Чернышова: однажды, не то в 70-х, не то в 80-х, он ездил в творческую командировку на Урал в компании «полесской ласточки», поэтессы Жени Янищиц. Люди искусства, как видно, обладают взаимным притяжением.
Выставка «Палитра памяти» продлится в Художественном музее до 11 декабря и организована в рамках проекта «Музеи Беларуси вместе с Белкарт», направленного на популяризацию белорусской истории и культуры, а также поддержку музейного дела.
Музей работает с 10.00 до 17.30, выходной день — понедельник.
Тел.: +375 162 28 91 76.
Аркадий РОМАНОВ
Фото Геннадия Козловского
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.