Андрей Володько родился в 1974 году в Барановичах. В 1997 году закончил обучение на факультете правоведения Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
Трудовую деятельность по специальности начинал в Барановичах, где работал помощником прокурора Барановичского района. В 1998 г. назначен на должность прокурора отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства прокуратуры Брестской области, затем некоторое время работал начальником организационно-контрольного отдела областной прокуратуры. С августа 2010 года Андрей Володько работал прокурором Ленинского района Бреста. 8 мая 2013 г. назначен прокурором города Бреста.
Прокурор Бреста Андрей Володько – о борьбе с коррупцией, аккумуляторном заводе и соблюдении трудового законодательства в период пандемии…
В 2020 году в Беларуси была объявлена амнистия в честь 75-летия Победы, уважаемый Андрей Чеславович, можно ли привести оценки, как повлияла она на обстановку в Бресте и каков опыт предыдущих амнистий? Много ли досрочно освобожденных встают на путь исправления и честного труда?
— Планируется освобождение из мест лишения свободы около 120 жителей Бреста в соответствии с Законом от 18 мая 2020 г. «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Кроме того, будут освобождены от уголовной ответственности с прекращением предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве органов уголовного преследования и не рассмотренным судами, несовершеннолетние лица, беременные женщины, женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до 18 лет, лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, инвалиды, ветераны боевых действий и другие категории граждан, совершивших преступления до вступления в силу данного закона. Значительной части лиц, отбывающих наказание, срок наказания будет сокращен на один год.
Амнистия не будет распространяться на лиц, совершивших некоторые виды преступлений, относящиеся к категориям особо тяжких, тяжких и менее тяжких, в том числе преступлений против жизни и здоровья граждан, и некоторых других. Применение амнистии будет зависеть от возмещения причиненного преступлениями вреда, материального ущерба, доходов, полученных преступным путем.
Как показывает опыт применения предыдущих амнистий, использование данного института не оказывает существенного отрицательного влияния на криминогенную обстановку. Так, по информации органов внутренних дел, ни один из освобожденных из мест лишения свободы по закону об амнистии 2019 года не совершил в городе нового преступления. В целом по итогам прошедшего года рецидивная преступность в Бресте сократилась на 1,5%, а за 5 месяцев 2020 года – более чем на 14% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
Следует отметить, что, как и предыдущая, нынешняя амнистия не распространяется на лиц, допустивших особо опасный рецидив, злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, а также лиц, к которым в течение 2015–2020 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости.
Криминогенная обстановка в Бресте: есть ли у нас «одноэтажная» преступность – из старых районов с деревянной застройкой — и преступность новых районов, высокоэтажных, новеньких, красивых? Или все воры, образно говоря, одинаковы, им все равно, где и у кого красть?
— Характеризуя в целом криминогенную обстановку на территории города Бреста, особенно в сфере корыстных посягательств, следует обратить внимание на отмеченную на протяжении последних лет тенденцию уменьшения преступности по направлению деятельности уголовного розыска, в том числе краж имущества, и все большего распространения «интеллектуальной» преступности, преступлений в сфере высоких технологий.
Так, в январе — мае текущего года количество зарегистрированных на территории города преступлений сократилось на 22,7%, с 1008 до 779, уменьшилось количество тяжких преступлений, сократилась подростковая и групповая преступность, меньше совершено краж, мошенничеств, случаев умышленного уничтожения или повреждения имущества, хулиганства, отсутствовали факты разбойных нападений.
Вместе с тем на протяжении нескольких лет постоянно увеличивается количество преступлений в сфере высоких технологий, большинство из которых относятся к хищениям путем использования компьютерной техники. В 2019 году их количество увеличилось со 158 до 290, а по итогам 5 месяцев текущего года – с 86 до 118. Все большее распространение имеют факты совершения преступлений данного вида посредством предоставления потерпевшими сведений о реквизитах своих банковских карт, с которых затем производилось похищение денежных средств.
Увеличение с 4 до 20 в прошедшем году и с 5 до 14 за пять месяцев текущего года зарегистрированных в Бресте вымогательств также связано с использованием нового способа их совершения – посредством интернет-переписки в социальных сетях под угрозой распространения информации потерпевших интимного характера.
Актуальной для Бреста остается проблема алкоголизации и преступлений на почве пьянства. Негативная тенденция роста зарегистрированных на территории города преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, отмечалась по итогам 2019 года (с 373 до 410) и сохраняется в текущем году — каждое третье преступление в городе совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.
Пьянство явилось главным фактором количества способствовавшим увеличению совершенных в городе в текущем году убийств и покушений на убийства (с 1 до 4) и умышленных причиненй тяжких телесных повреждений (с 5 до 11), большинство из которых совершены в состоянии алкогольного опьянения в ходе бытовых конфликтов, в том числе после совместного распития алкоголя преступником и жертвой. Непринятие своевременных мер по лечению их от алкогольной зависимости, отсутствие должного взаимодействия органов внутренних дел с жилищно-коммунальными и социальными службами, учреждениями здравоохранения, равнодушие родственников и соседей не позволило предотвратить случившихся трагедий.
7 апреля глава государства в Минске на совещании сравнивал смертность от пневмоний со смертностью от внешних причин. Если с первой категорией разбирается медицина, то внешние причины – это вопрос правоохранителей в том числе. Было сказано про 400 самоубийств и 85 убийств по Беларуси за январь – март. А как в Бресте? Суициды, ДТП, убийства, несчастные случаи – от каких причин уходят из жизни наши сограждане? И можно ли сократить количество жертв?
— Предотвращение гибели людей от преступных посягательств и иных внешних причин — одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, которая осуществляется в координации с иными субъектами профилактики.
К сожалению, необходимо отметить, что количество граждан, ставших жертвами насильственных преступлений на территории города Бреста, увеличилось по итогам прошедшего года с 12 до 13, а за январь — май текущего года с 4 до 7. Абсолютное большинство погибло в результате убийств и умышленного причинения тяжких телесных повреждений. Кроме того, от иных внешних причин в 2019 году в городе погибло 79 человек, за истекший период 2020 года – 45.
Проведенный прокуратурой анализ показал, что в основе большинства случаев смерти граждан от внешних причин, как в результате преступных посягательств, так и в случаях, когда гибель была связана с собственными умышленными либо неосторожными действиями граждан, лежит такое антисоциальное явление, как пьянство. Так, наибольшее количество погибших в Бресте — от отравления чрезмерным употреблением алкоголя – 34 человека в прошедшем году и 23 – в текущем. Все 6 человек, погибших в этот период на пожарах, находились в состоянии алкогольного опьянения.
Существенный удельный вес в общем количестве фактов гибели граждан занимают самоубийства – 31 и 18 соответственно. Одной из основных причин добровольного ухода из жизни явилось систематическое злоупотребление спиртными напитками, способствовавшее деградации личности, отклонениям в поведении и психике пострадавших, семейной и бытовой неустроенности.
Вместе с тем особую озабоченность вызывают факты суицидов несовершеннолетних и престарелых граждан, т.е. лиц, нуждающихся в повышенном внимании и уходе. Указанные факты свидетельствуют об упущениях в работе органов управления образованием, социальных служб, милиции и иных заинтересованных.
Наибольшее количество погибших в Бресте — от отравления чрезмерным употреблением алкоголя: 34 человека в 2019 году и 23 – в текущем. Все 6 человек, погибших в этот период на пожарах, находились в состоянии алкогольного опьянения…
В результате дорожно-транспортных происшествий в прошедшем году погибло четыре и в текущем году один человек. Основными причинами совершения ДТП, повлекших гибель и травмирование граждан, являются превышение установленной скорости движения, а также нарушение правил проезда пешеходных переходов, перекрестков, маневрирования, остановки и стоянки транспортных средств, нарушение правил дорожного движения пешеходами и велосипедистами.
Актуальной является проблема безопасности и охраны жизни граждан при купании. На территории города распространены случаи купания взрослых и детей в запрещенных местах, не оборудованных для отдыха на воде. Граждане игнорируют установленные в таких местах запретительные знаки, отправляются купаться в состоянии алкогольного опьянения, а ответственные за обеспечение безопасности на водах органы не всегда принимают необходимые меры по профилактике правонарушений в таких местах. В результате в прошедшем году на водоемах в результате утопления погибло 5 человек, за истекший период 2020 года – уже три.
Одна из тем, неизбежно возникающих при разговоре о правопорядке, это борьба с коррупцией. Есть ли в Бресте коррупционные проявления и можно ли ставить на одну доску врача, выписавшего липовый больничный, и чиновника, распоряжающегося, допустим, госзакупками или распределением контрактов?
— Безусловно, коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу национальной безопасности, оказывает дестабилизирующее влияние на все сферы деятельности общества, существенно тормозит социально-экономические преобразования.
Прокуратура города постоянно проводит анализ эффективности деятельности правоохранительных и иных государственных органов по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений, исполнению требований Закона «О борьбе с коррупцией» в Бресте.
24 преступления коррупционной направленности зарегистрированы в Бресте за январь — май текущего года.
Применительно к прошедшему году можно отметить увеличение с 14 до 18 зарегистрированных фактов хищений путем злоупотребления служебными полномочиями. В то же время с 7 до 5 уменьшилось количество зарегистрированных фактов злоупотребления властью, с 82 до 65 сократилось количество фактов взяточничества. За 5 месяцев 2020 года зарегистрировано 24 преступления коррупционной направленности.
Исходя из материалов уголовных дел и количества зарегистрированных преступлений, наиболее коррумпированными в городе в прошедшем и текущем годах явились сферы связи и информатизации, управления в отрасли сельского хозяйства и продовольствия, строительства, образования, а также частный сектор экономики. Особо подверженной коррупционным рискам для государственных организаций и субъектов хозяйствования остается сфера закупок (работ, услуг).
Например, выявлены 16 фактов получения взяток уже бывшим главным инженером Брестского филиала РУППС «Белпочта» за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, связанных с заключением договоров на поставку товарно-материальных ценностей, а также выбора подрядчиков для производства строительных работ. Приговором суда ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с лишением на 5 лет права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей. В доход государства взыскано более 28 тыс. рублей — стоимостной эквивалент неосновательно приобретенной выгоды.
В прошедшем и текущем годах должностные лица учреждений здравоохранения за незаконное оформление листков нетрудоспособности к уголовной ответственности не привлекались. Вместе с темпри установлении таких фактов за свои противозаконные действия они также будут нести соответствующую ответственность.
Важная составляющая деятельности по предупреждению коррупционной преступности — меры по выявлению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных проявлений, а также установление причин и условий их совершения. В этих целях органы прокуратуры проводят проверки по вопросам соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией на предприятиях и в организациях. В прошедшем и текущем годах прокуратурой Бреста по выявленным на предприятиях и в организациях нарушениям антикоррупционного законодательства и недостаткам в профилактической деятельности внесено 47 актов прокурорского надзора, за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, 49 лиц привлечены к дисциплинарной, 11 лиц — к административной и 20 лиц — к материальной ответственности.
Два с половиной года длится кормление голубей на площади Ленина, столько же идут протесты против открытия аккумуляторного завода. Теперь у предприятия новые владельцы. Насколько ситуация находится в правовом поле и может ли прокуратура выступить в этом вопросе третейским судьей?
— Поскольку аккумуляторный завод расположен не в черте города Бреста, а на территории Брестского района, то «третейским судьей» в вопросах функционирования этого производства городская прокуратура выступать не может. Так как противников завода волнуют, в первую очередь вопросы обеспечения охраны окружающей среды таким «третейским судьей» должны являться компетентные государственные организации, подчиненные Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, и иные уполномоченные органы. Как вы уже знаете, главой государства поддержана инициатива противников строительства аккумуляторного завода о проведении местного референдума на предмет дальнейшей судьбы этого предприятия.
Сложная экономическая ситуация плюс пандемия привели к тому, что производства останавливаются, людей сокращают, отправляют в отпуска. А вы пытаетесь учитывать интересы нанимателей, которые должны что-то предпринимать, когда просто закончились деньги?..
— Прокуратура города уделяет большое внимание вопросам исполнения предприятиями и организациями трудового законодательства, соблюдения трудовых прав граждан, в том числе вопросам своевременной и полной выплаты работникам заработной платы и иных полагающихся по законодательству выплат. За прошлый год и истекший период года нынешнего по фактам нарушений трудового законодательства прокуратурой Бреста внесено 44 акта прокурорского надзора, по требованию прокуратуры 38 лиц привлечены к административной и 17 — к дисциплинарной ответственности.
В истекшем периоде обращений работников, которым бы не была выплачена зарплата ввиду пандемии коронавируса, не поступало.
Вместе с тем в истекшем периоде обращений работников, которым бы не была выплачена зарплата ввиду пандемии коронавируса, не поступало.
Наличие проблем у нанимателей, связанных с экономической ситуацией субъектов хозяйствования, прокуратурой учитывается, в том числе при принятии решений об ответственности, но и обеспечение соблюдения прав работников остается для нас приоритетной задачей.
Сегодня охраной правопорядка в городе занимаются несколько структур в погонах. Как налажено их взаимодействие? Что Вам удалось сделать общими усилиями? Вас как горожанина что больше возмущает: торгующие укропом в неустановленном месте бабушки или сквернословящие на брестском Арбате молодые люди?
— Начну со второй части вопроса. Мне, и как прокурору города, и как горожанину, конечно же, не доставляет никакого удовольствия выслушивание сквернословия ни на брестском Арбате, ни на других улицах и в общественных местах нашего города, и правоохранительными органами принимаются меры, направленные на пресечение как этого, так и иного противоправного поведения наших граждан.
Мне, и как прокурору города, и как горожанину, конечно же, не доставляет никакого удовольствия выслушивание сквернословия ни на брестском Арбате, ни на других улицах и в общественных местах нашего города…
Возможно, торгующие укропом или другой сельскохозяйственной продукцией в не установленных для этого местах бабушки совершают менее общественно опасные действия, чем сквернословие на улицах города. С другой стороны, в Бресте организовано достаточно большое количество обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами мест для реализации продукции садоводства и огородничества, в том числе выращенной на своих приусадебных участках. Кроме того, безобидной торговля в неустановленных местах кажется только до того момента, когда употребление приобретенной в таких местах сельскохозяйственной продукции или иных товаров причинит вред здоровью покупателя. Поэтому и торговля в неустановленных местах является нарушением закона и влечет соответствующую ответственность.
Теперь про первую часть вопроса. В соответствии с действующим законодательством прокуратура координирует правоохранительную деятельность органов внутренних дел, государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью в Бресте образовано и функционирует возглавляемое прокурором города координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией. Координационным совещанием проводится постоянный анализ криминогенной обстановки и вырабатываются меры по разрешению проблемных вопросов правоохранительной деятельности.
В результате реализации ряда мероприятий по итогам пяти месяцев 2020 года на территории города количество уголовно наказуемых хулиганств сократилось более чем в два раза (с 40 до 17).
Реализация органами исполнительной власти, внутренних дел, принудительного исполнения и иными субъектами профилактики мероприятий, определенных координационным совещанием, позволила значительно сократить количество преступлений, связанных с уклонением родителей от содержания детей и возмещения госрасходов (с 85 до 65 по итогам пяти месяцев).
В связи с ростом на территории города убийств и фактов умышленного причинения тяжких телесных повреждений вопрос эффективности деятельности соответствующих ведомств по предупреждению преступлений против жизни и здоровья также будет в ближайшее время рассмотрен на координационном совещании при прокуроре города.
Сразу после революции 1917 года в милицию было принято направлять лучших. На Ваш взгляд, эта тенденция сохранилась? Как Вы отслеживаете правомерность действий милиции? Насколько в этом вопросе всё благополучно?
— Полагаю, что абсолютное большинство сотрудников органов внутренних дел и в наши дни являются достаточно квалифицированными и профессионально относятся к исполнению возложенных на милицию задач и функций.
На органы прокуратуры, в свою очередь, возложены обязанности по надзору за исполнением органами внутренних дел требований законодательства. В данном направлении важной составляющей надзорной деятельности прокуратуры города является обеспечение гарантий законности, защиты прав граждан в сфере уголовных правоотношений. Результатом надзорной работы прокуратуры за истекший период 2020 года явилась отмена для восполнения полноты, всесторонности и объективности около 200 процессуальных решений ОВД администраций Ленинского и Московского районов Бреста, принятых по заявлениям и сообщениям о преступлениях.
200 процессуальных решений ОВД администраций Ленинского и Московского районов Бреста, принятых по заявлениям и сообщениям о преступлениях, отменены прокуратурой города за 5 месяцев 2020 года.
При реализации полномочий в сфере надзора за соблюдением законности при ведении административного процесса и привлечении граждан к административной ответственности на постановления должностных лиц ОВД администраций Ленинского и Московского районов Бреста и брестской Госавтоинспекции в текущем году принесены 52 протеста, отменено 39 незаконных решений, вынесенных по результатам окончания подготовки дел об административных правонарушениях.
По изложенным в актах прокурорского надзора требованиям прокуратуры виновные в нарушениях законодательства сотрудники органов внутренних дел подвергаются мерам дисциплинарного воздействия.
Девятое августа – экзамен для власти и ее правоохранительного блока. Какие меры предпринимает прокуратура для обеспечения законности предстоящих выборов президента и как намерена взаимодействовать с представителями инициативных групп, адвокатами, судами и т.д.? Ведь многие вопросы могут возникать и в нерабочее время, выходные дни и так далее. И тут от правоохранителей требуется оперативная реакция в рамках Закона.
— Органы прокуратуры в силу возложенных на нас законом обязанностей обеспечивают надзор за исполнением законодательства о выборах. В целях обеспечения соблюдения избирательного процесса прокуратура организует соответствующий мониторинг и оперативное взаимодействие с другими правоохранительными и иными государственными органами, судами, избирательными комиссиями и иными заинтересованными. В день выборов президента Республики Беларусь 9 августа будет организовано дежурство прокурорских работников на рабочем месте и обеспечен прокурорский надзор за исполнением законодательства.
Июнь 2020 года