Александр Романовский возглавил Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» в 2009 году. В городе над Бугом он был человеком новым, поэтому это назначение для многих брестчан стало большой неожиданностью. Во-первых, потому что в коллективе полно своих хороших специалистов и руководителей. Во-вторых, сможет ли новичок сохранить и умножить традиции коллектива? Прежний генеральный Василий Белко всю свою душу вкладывал в предприятие, сам разрабатывал многочисленные рецепты винно-водочных изделий… В-третьих, брестская «ликерка» в последние годы с трудом выдерживала конкуренцию на рынках стран СНГ, и даже многие брестчане начали отдавать предпочтение известным украинским брендам. Но все эти опасения уже позади. Александр Владимирович стал своим в коллективе, и предприятие уверенно движется вперед.
Александр Владимирович, в Бресте Вы уже год. Можете подвести первые итоги работы «Белалко»?
Я нисколько не жалею о том, что пришел работать в «Белалко». У предприятия славная вековая история. Брестский ликеро-водочный последние годы занимал по объемам выпускаемой продукции второе место после минского «Кристалла». Предприятие всегда славилось оригинальными разработками, очень качественной продукцией. Я поставил себе задачу продолжить традиции моего предшественника Василия Трофимовича Белко. Изменить резко и принципиально рецептуру нельзя, ведь основные ингредиенты водки постоянны – спирт и вода. Плюс технология и люди. Одной из моих задач было сохранить коллектив. Средняя зарплата на предприятии 1 530 000 рублей. У меня есть только три критерия, по которым я увольняю: воровство, пьянство и окончание контракта у тех, кто не вписался в коллектив.
В настоящее время идет поэтапное обновление производства. К примеру, с 1 января 2010 года Брестский ликеро-водочный не покупает спирт: работаем на сырье, которое производят наши отдельные структурные подразделения – Ивацевичский спиртзавод и Бродницкий крахмальный завод, где налажено еще и производство крахмала.
Не планируете взять себе какой-нибудь колхоз и выращивать зерно самостоятельно?
Белорусские сельхозпредприятия работают по современным технологиям и поставляют нам качественное сырье. И вообще, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, «Белалко» есть над чем работать. В прошлом году в развитие производства Ивацевичского спиртзавода и Бродницкого крахмального завода было инвестировано 4 млрд рублей, и это дало определенный результат. После реконструкции объем выпускаемого спирта за 5 месяцев 2010-го вырос на 41,4 %. Выпуск товарной продукции в сопоставимых ценах увеличился на 106,6 %, потребительских товаров – на 107,7 %.
В последние годы у брестчан сложилось негативное мнение, что качество продукции «Белалко» упало по причине использования в производстве конфискованного спирта.
Подобной практики быть не может. Государственная политика такова: все конфискованные спиртосодержащие жидкости отправляются на одно предприятие – Бобруйский гидролизный завод, который выпускает технический спирт. Поэтому здесь нет даже темы для обсуждения. Весь конфискат идет только на технические нужды.
«Белалко» продвигает свою продукцию на мировой рынок. Насколько успешно идет этот процесс?
Должен сказать, что товар, который предлагает наше предприятие, соответствует мировым стандартам. В Европе четко отслеживаются качество и цена алкогольной продукции. В этом аспекте мы можем на равных конкурировать с европейскими производителями, но каждая страна защищает свой рынок. А водки и вина на нем сегодня в избытке.
Тем не менее «Белалко» ежегодно наращивает экспорт. К примеру, за 5 месяцев текущего года темпы поставок водки достигли 129,9 %. Мы активно занимаемся расширением рынка сбыта. Увеличиваем экспортные поставки в Литву, Эстонию, Латвию, где хорошо помнят Советский Союз и качество белорусской водки. Там уверены: в Беларуси плохое делать не будут. Поэтому с 2005 года объем поставок в Прибалтику постоянно увеличивается.
В настоящее время для нас открывается экспортный потенциал в Грузии и Туркменистане, в этом году начали работать с Азербайджаном и Казахстаном. Партнеры по СНГ берут в основном нашу сувенирную продукцию, т. к. у них много подделок, а сувенирные образцы фальсифицировать практически невозможно. На товар в эксклюзивной упаковке, как правило, устанавливаются свободные цены, мы можем варьировать их в зависимости от ситуации на рынке. Давно работаем с Германией. К чемпионату мира по хоккею, к примеру, специально сделали водку «Голкипер». Общий экспорт за 5 месяцев этого года возрос на 174,7 %.
Каждый месяц выезжаю в страны Европы и СНГ, изучаю рынок, методику продаж, многие другие нюансы.
Странно, что Вы не говорите о сотрудничестве с Россией. Эта страна закрыта ввиду большой конкуренции?
Ни в коем случае. Сейчас изучается вопрос поставок, но, конечно, работать там непросто. Объемы рынка российского и белорусского несоизмеримы. Но мы достаточно уверенно чувствуем себя не только на своем рынке. Даже по ценовому фактору можем конкурировать с соседями по простым водкам. Например, водка «Кленовая» по своим параметрам способна успешно конкурировать с российскими аналогами. Но, с другой стороны, эта категория продукции имеет больший риск «фальшивок». Значит, надо искать иные варианты, защищать свою продукцию, в том числе оригинальными бутылками, которые нельзя подделать.
А брестскую водку часто подделывают?
В Беларуси хорошо поставлена правоохранительная работа в этом направлении. Подделки есть, но это единичные случаи. У нас своя форма защиты.
Дадите совет нашим читателям: как отличить подделку от качественного продукта?
Не думаю, что открою Америку, рекомендации известны. Конечно же, делать покупки надо в наших фирменных или государственных магазинах, где все проверяется. У нас, к слову, 8 магазинов, в том числе в Щучине, Минске и Бресте. С помощью этих подразделений изучаем спрос на рынке и ценовой фактор.
Если же возникли сомнения по качеству, обращайтесь на предприятие. Телефоны приемной и отдела маркетинга указаны на каждой бутылке. Нередко у покупателей возникают вопросы по крепости. Сегодня любой может купить спиртометр, измерить крепость напитка и заявить, что, мол, водка не соответствует стандарту Но, во-первых, класс точности у этих приборов невысок, во-вторых, ГОСТами определена крепость от 37,5 до 56 градусов. Самая крепкая водка – наш «Первач».
Сами-то что пьете?
Белую водку.
Названия вашей продукции появляются случайно или это длительный процесс, как и разработка дизайна бутылки?
В процессе разработки названия имеют право участвовать все сотрудники предприятия. Мы даже ящик повесили для предложений. К примеру, водка «Дажынкi» появилась на свет по просьбе потребителя. Наша задача – произвести качественный продукт. Что касается дизайна, то это действительно длительный процесс.
А чья идея упаковать водку в «автоматы» и «винтовки»?
Это наша идея. Должен сказать, что наши партнеры предоставляют широкий выбор упаковочных образцов, и «Белалко», как правило, выбирает и закупает для своей продукции оригинальную упаковку.
Планы на ближайшие год-два у «Белалко» масштабные?
Планируем развивать мощности и заниматься реконструкцией спиртзаводов. В Ивацевичах предприятие работает на полмощности, хотя объемы выпуска продукции и увеличились. Сейчас там идет строительство подработочного (для подготовки зерна. – Авт.), варочного и дробильного отделений – это принципиально новое производство. Все эти меры направлены на увеличение выпуска качественной продукции, расширение рынков сбыта, популяризацию брестского бренда.
Тамара Тиборовская, Юрий Рубашевский