Учитель начальных классов — в некотором роде универсал: он обязан владеть знаниями в языках, литературе, математике, природоведении, истории, разбираться в искусстве, быть творческим организатором, тонким психологом и одновременно собранным администратором. Как умело сочетать научность и доступность, привить малышам ответственное отношение к слову, научить их ценить дружбу, уважать старших? Над всем этим на психолого-педагогическом факультете Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина задумываются вот уже четыре десятка лет. Каждый год, начиная с конца 60-х прошлого века, из стен старого корпуса на улице Мицкевича, 28, в самостоятельную жизнь выпархивают дипломированные специалисты. 27 ноября психолого-педагогический факультет отмечает свой юбилей. Накануне торжества в беседе с корреспондентом о востребованности профессии рассуждал декан факультета Александр Остапук.
– Ежегодно психолого-педагогический факультет выпускает более 200 дипломированных психологов и специалистов начального звена образования, но не все остаются работать по специальности. В чем вы видите причины этого? Может, профессия учителя начальных классов становится неперспективной?
– Я думаю, что для большинства абитуриентов выбор специальности является осознанным. На моей памяти не было ни одного случая отказа наших выпускников от распределения. И по мере учебы в вузе интерес студентов к профессии только нарастает. Другое дело, что по ряду причин не все выпускники идут работать по специальности, некоторые находят другую работу по душе. Но я уверен: профессия учителя начальных классов будет востребована во все времена.
– А можно ли вообще научить одного человека обучать и воспитывать другого? Или же для профессии учителя должен быть особый склад ума и характера?
– Наши молодые специалисты профессионально подготовлены к выполнению своих должностных обязанностей. Все они, чувствуя себя комфортно в роли воспитателя и учителя, способны выполнить работу качественно. Но чтобы стать виртуозом своего дела, одного диплома недостаточно. Нужно по-настоящему любить профессию, подходить к ней творчески, постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием, чувствовать в себе педагогическое призвание. Дети охотнее откликаются, когда их учишь искренне, от души, и наполняют педагога неиссякаемой энергией.
– Факультет может гордиться множеством авторских педагогических наработок, постепенно внедряемых в систему начального образования. Какие ноу-хау коллег выделили бы в первую очередь?
– Безусловно, это социально-технологическая модель школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир», которая хорошо известна не только у нас в стране, но и за ее пределами. Под руководством профессора Марии Петровны Осиповой над созданием модели плодотворно работает коллектив сотрудников факультета. Уже опубликован ряд пособий для учителей начальных классов.
– Ваши поздравления большой и дружной семье педфака?
– Факультету — процветания, сотрудникам — здоровья и стремления к достижению творческих планов и задумок, студентам — постоянного самосовершенствования.