Кшиштоф Иванюк родился 5 мая 1959 года в Бяла-Подляске. Окончил 8 классов школы в Кобылянах, электротехнический техникум в г. Пясечно близ Варшавы и столичный Институт электротехники. В 1990 году избран бурмистром города и гмины Тересполь, с 1992 года – войт гмины Тересполь. Беспартийный. Имеет правительственные награды Польши. Супруга Эльжбета – таможенный агент, осенью 2010 года избрана в раду Бяльского повета, в которой возглавила ревизионную комиссию. Сын Камиль – таможенный агент, дочь Каролина – студентка Варшавского университета. Войт гмины увлекается охотой и огородничеством. Живет в деревне Кобыляны.
«Получил 79 % голосов»
Господин войт, многие брестчане воспринимают город Тересполь и прилегающие территории как единую административную единицу. Они заблуждаются?
– 29 мая 1991 года рада Тересполя приняла решение о разделении на два самоуправления – города и гмины. И с 1992 года началось строительство, как я это называю, «малой самоуправляемой родины» в гмине. Она занимает 141 квадратный километр, в деревнях, расположенных на ее территории, проживает 7 тысяч 200 человек. Город Тересполь является отдельной административной единицей, которой руководит бурмистр.
Господин Кшиштоф, по итогам местных выборов 2010 года Вы уже в шестой раз возглавили гмину. Какова процедура выборов войта? И почему Вам оказывают столь высокое доверие на протяжении почти двадцати лет с 1992 года?
– На первые три срока войт избирался радой. Для этого, конечно, претенденту надо было самому попасть в состав депутатов. В 2002, 2006 и 2010 годах войт уже избирался непосредственно жителями гмины. Осенью 2010 года я получил около 79 процентов голосов. Почему? Не мне судить. Но, вероятно, сыграло роль правильное расходование радой средств бюджета. Я не скрываю, что горжусь тем, сколько нам всем вместе удалось сделать за двадцать лет.
В связи с этим вопрос: каков бюджет гмины, из чего он складывается, как используется, кто вам может указать, куда направить средства?
– Начну с последнего: никто из официальных лиц государства не может нам дать указания об использовании бюджета гмины. Оценить эффективность расходования средств и подсказать, куда их направить, могут только жители, которые раз в четыре года избирают радных и войта. В этом и есть, на мой взгляд, истинное самоуправление. Безусловно, это не анархия. Формирование бюджета происходит по законам государства, есть целевые программы и так далее.
Бюджет гмины Тересполь в прошлом году составил около 24 миллионов злотых (примерно 8 миллионов долларов США). Часть из них (около 40 %) составляют средства, которые собираются непосредственно в гмине, остается также процент от налогов и сборов, которые идут в казну государства. К примеру, к нам поступает 30 процентов от подоходного налога с физических лиц, поэтому мы заинтересованы, чтобы в гмине было как можно больше зажиточных людей. Еще 5 % – от налога на недвижимость действующих фирм, и мы стремимся создать предприятиям все условия для деятельности. Вторая часть бюджета – так называемые «субвенции» из госказны, но это ни в коем случае не дотации. Например, государство ежегодно рассчитывает сумму, которую необходимо потратить на обучение школьника. В зависимости от того, сколько учителей и учеников в гмине, из бюджета страны нам направляются средства.
Третий источник, который мы активно использовали, – это деньги Евросоюза. Но не надо думать, что они сами приходят в гмину. Чтобы их получить, необходимо разработать и защитить инвестиционный проект. Кроме того, средства по линии ЕС для финансирования программы могут быть направлены государству в целом, воеводству, повету и непосредственно гмине. Ситуация порой складывалась так, что непосредственно в гмину «европейские» деньги не поступали, но они «работали» в том числе и на нашей территории.
Что касается расходования бюджета, то в первую очередь средства направляются в коммунальное хозяйство, на дорожное строительство, образование, культуру, создание инфраструктуры, благодаря которой могли бы разместить свое производство или осуществлять иную деятельность коммерческие фирмы.
«Частным лицам – бесплатный Интернет»
Что удалось сделать за последние годы в условиях, когда над вами не довлеет обязанность отвечать за урожай на полях и рост промышленного производства?
– Действительно, у меня никто не спросит, сколько в гмине выращено пшеницы или собрано яблок. Но мы сами заинтересованы в создании условий для бизнеса: чем успешнее работают предприниматели, тем больше денег поступит в наш бюджет.
Но самое главное – развитие инфраструктуры гмины, т. к. это напрямую затрагивает интересы всех жителей. За двадцать лет произошли кардинальные преобразования. Возьмем, например, средства связи. В 1990 году в гмине насчитывалось… 60 телефонных аппаратов. Они были в основном установлены в учреждениях. Мы специально подсчитали: в том году телефонизация населения составляла 0,025 процента! Сегодня у частных лиц установлено 1400 стационарных номеров, телефоны есть практически в каждом доме. Все желающие могут пользоваться услугами трех мобильных операторов. Этим уже никого не удивишь. Гмина Тересполь стала одной из первых во всей Польше, которая обеспечивает частным лицам бесплатный доступ в Интернет. И мне очень приятно, что в конце 2010 года гмине был вручен специальный диплом, в котором отмечены наши успехи в этой сфере.
В прошлом году мы завершили проект по освещению. Двадцать лет назад на дорогах гмины и в деревнях светили 138 «допотопных» фонарей, сегодня – более 1500, в которых используются энергосберегающие лампы. Водопроводом могли пользоваться только жители многоквартирных домов в Малашевичах и Корощине. Ныне водопроводная сеть имеет протяженность 120 километров с примыкающими водоотводами, общая длина которых превышает 53 километра. Сегодня все сельчане могут брать воду не из колодцев, а из крана в доме, даже в колониях (на хуторах. – Ю.Р.). То же с канализацией. В сельской местности еще недавно все жители имели деревянные уборные. Сейчас население крупнейших деревень, в которых проживает 2/3 жителей гмины, может пользоваться централизованной канализационной системой.
Приезжая в Польшу, замечаем, что постоянно идет ремонт дорог.
– «Дроги то дрого» (дороги стоят дорого. – Ю. Р.), тем не менее построено 90 километров гминных проездных путей с асфальтовым покрытием. А еще – мы ведь активно развиваем туризм – появилось 12,5 километра велосипедных дорожек. И надо учитывать, что на территории гмины реконструированы также дороги общегосударственного, воеводского и поветового значения.
Вы упомянули, что часть бюджета гмины пошла на образование и культуру.
– Двадцать лет назад в гмине Тересполь работало пять школ. Но что это были за школы? Одна из них, в Кобылянах, размещалась в бараке 100-летней давности, где изначально квартировали солдаты царской армии! В гмине не было ни одного зала для занятий физкультурой! За двадцать лет мы построили одну новую школу, две капитально отремонтировали на уровне требований XXI века. Сейчас в гмине действуют 3 средние школы, две гимназии и подготовительная школа. А в реконструированном помещении бывшей школы в Кобылянах размещается гминный Дом культуры.
Приятно, что гмина, которая была самой отсталой в Бяльскоподлясском воеводстве, ежегодно получает несколько дипломов как лучшая в Польше, в Люблинском воеводстве и Бяльском повете. Если говорить в целом, то за двадцать лет на развитие инфраструктуры гмины Тересполь из различных источников было использовано более 140 миллионов злотых (около 47 миллионов долларов США).
Новый город рядом с границей
Господин войт, в польских газетах прошла информация, что планируется построить новое здание администрации гмины не в самом Тересполе, а за городской чертой. Это так?
– Строительство уже идет. Стоимость проекта – более 8 миллионов 215 тысяч злотых. В обширном трехэтажном здании площадью более 2 600 квадратных метров разместятся не только административные органы гмины (управление и рада), но также руководство союза предпринимателей, образования и Дом культуры, другие организации. Но это не самое главное. Мы переносим не просто административное здание из Тересполя, а создаем фактически новое место для строительства жилья и площадок для деятельности фирм. Хочу сказать, что к реализации этого проекта мы приступили после решения главных вопросов: строительства водопровода, канализации, освещения, ремонта школ, дорожного строительства. Кстати, у вас идут подтопления подворий и домов?
Неожиданный поворот беседы. Да, в Бресте подтапливаются подвалы и подворья в частном секторе. Но чем вызван вопрос?
– Если посмотреть на карту, видно, что самые крупные населенные пункты гмины расположены не вблизи реки Буг (если не считать города Тересполя), а немного западнее, на возвышенностях. Наши предки были умными людьми – селились там, где минимален риск подтоплений. Мы также решили строить новый гминный центр на возвышенности, между Корощином и Кобылянами.
Рядом расположены населенные пункты, в которых живут почти 5 тысяч человек. Здание гмины – это только маленький элемент на новой строительной площадке. Нам удалось выкупить 60 гектаров земли. Здесь предусмотрены участки для строительства индивидуального жилья и площадки для деятельности фирм. Учитывая население близлежащих деревень, у нас получится построить фактически «второй Тересполь».
Эта работа началась еще десять лет назад. Знаете, когда Польша стала членом Евросоюза, у многих возникла эйфория – богатая Европа решит все наши проблемы. Но мы понимали, что этого не будет, что надо работать над проектами, увеличивать бюджет, готовить инфраструктуру. Наверное, не все нам удалось, но сегодня по уровню благосостояния жителей и предлагаемых условий для фирм гмина Тересполь является одной из лучших в Польше.
Кшиштоф Иванюк приветствует мэра Бреста Александра Палышенкова. |
Встретимся на мосту
Господин войт, если реально оценивать ситуацию, то гмина Тересполь (чуть больше 7 тысяч человек) и Брест (свыше 320 тысяч жителей) находятся в разных «весовых категориях», хотя между ними и действует договор о сотрудничестве. Не чувствует ли себя гмина в этом партнерстве «младшим братом»?
– По поводу неравенства – никаких комплексов. Посмотрите, мы ведь если и разделены, то только границей, гражданством и рекой Буг. Разве житель, скажем, наших Кобылян или Лобачева не поймет жителя Бреста или Домачева? Разве брестчанин не сможет объясниться с тереспольцем?
Мы совместно с властями Брестской области, Бреста и Брестского района работаем над проектами по развитию сотрудничества. Что бы ни случилось, но самая удобная дорога от Парижа или Берлина до Минска и Москвы пролегает через Брест и Тересполь.
Мы не рассматриваем партнерство с Брестом как источник каких-то грантов или прямой экономической выгоды. Но понимание того, что мы вместе сможем работать на благо наших граждан, было и есть. Конечно, мы не можем изменить правила пересечения границы. Но мы вправе подавать предложения в правительство Польши, власти Бреста – правительству Беларуси. И постепенно ситуация меняется. Я очень приветствую соглашение о малом приграничном движении, которое подписано нашими МИДами. Правда, оно пока не вступило в силу, но мы с нетерпением ждем объявленной даты – 1 апреля.
Мы приветствуем инициативу мэра Бреста Александра Палышенкова о строительстве пограничного пешеходно-велосипедного перехода «Тересполь – Брестская крепость». Если мы постоянно будем напоминать Варшаве, а вы – Минску о необходимости упрощения пересечения границы, то рано или поздно очереди на границе исчезнут.
Если не контактировать на уровне руководителей приграничных региональных администраций, то и правительствам стран будет сложнее принять правильное решение. С руководством брестского региона у меня прекрасные отношения. И я надеюсь, что в недалеком будущем я пешком приду в Брестскую крепость, а мэр Бреста – в здание нашей администрации на чашку кофе. И ни мне, ни ему не придется оформлять визу. Как и всем жителям приграничных регионов.
Беседовал Юрий Рубашевский