Родился в г. Махачкала, Дагестан, в 1920. Учился в «Московское академическое художественное училище памяти 1905 года» (1938-1939). Участник финской и Великой Отечественной войны.
Художник-живописец и портретист, мастер фигуративной картины и автор скульптурных работ и медалей.
Работал в жанрах лирического и эпического пейзажей, а также картины, портрета и натюрморта, в монументальной росписи, скульптуре.
Участвовал в выставках: республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных (с 1945). Основные произведения — «Каземат Брестской крепости», «Ноябрьский ветер», «Плывут облака» (1957), «К вечеру», «Дорога к Березовской ГРЭС», «Проясняется» (1963), «Моя Брестчина» (1965), «По холмам» (1966), «Вновь весна», «Морщины земли» (1967), «Курганы Ленинских Горок», «священная память» (1969), «На родине Ильича» (1970); бюст-памятник комсомольцу-подпольщику С. Богданчуку (1970); две памятные юбилейные медали, посвященные 20-летию героической обороны Брестской крепости и 950-летию Бреста.
В 1949 был принят в Союз Советских художников Белоруссии.
1947-1967 депутат горсовета.
Руководитель студии при областном Доме народного творчества.
1961-1971 — главный художник города.
1971-1977, 1992-1994 г.—председатель правления Брестской областной организации союза художников БССР.
Награжден медалями и двумя Почетными грамотами Верховного совета БССР.
Заслуженный деятель искусств Беларуси (1995)
Произведения находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства в Минске, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, Брестском краеведческом музее.
ум.6 октября 2012 года. На доме, где он жил, установлена памятная доска.
Судьба даровала Петру Алексеевичу Данелии не только талант, но и жизненные силы, а также творческое долголетие. Еще совсем недавно, рассказывают коллеги по цеху, он приходил с ул. Набережной в художественный музей в Брестской крепости пешком. И тут же, в тихих залах музея, заявлял о своем прибытии зычным голосом. Один из основателей брестской школы живописи и теперь не чужд всему, что происходит в творческой среде города. И хотя в святая святых — свою мастерскую — он допускает немногих, шанс познакомиться с аксакалом художественного цеха все же есть.
23 января мастеру исполняется 90 лет. В этот день в художественном музее — филиале областного краеведческого музея — состоится творческий вечер и одновременно открытие персональной выставки Петра Данелии «Нябёсаў тваiх вышыня». Будет наиболее полно представлено его творчество — собраны картины, находящиеся в экспозиции областного краеведческого музея и его филиале. Будет много простора, красок и много… неба.
Интерес к творчеству таких художников, как Петр Данелия, вполне объясним. Именно сегодня, когда ведутся дискуссии на тему: а нужна ли вообще живопись? Когда все больше утрачивается духовность в искусстве и все больше работ пишется «для рынка». Когда быть модным и продаваемым становится самоцелью. У тех, кто досыта насладился подобным искусством, возникает желание припасть к чистому источнику. Опыт прожитых лет и «ностальгия по настоящему» делают художника неподвластным конъюнктуре.
Петр Данелия родился в Дагестане, в городе Махачкале, в 1920 году. Социальные катаклизмы, вражда и голод безжалостно ломали человеческие судьбы. К счастью, семья не бедствовала. Отец был известным мастером-сапожником и обшивал полгорода, а мать работала портнихой. Поэтому юный Петр мог заниматься любимым делом: уже мальчишкой он бегал в художественную студию для взрослых. А впоследствии окончил Московское художественное училище. Еще в этом разделе
Ночь с Севелой Умер Эфраим Севела – писатель, чьими романами зачитываются миллионы. У меня с этим именем связаны свои воспоминания. Около двадцати лет назад случаю было угодно свести с Эфраимом Севелой и актером…
Блистательный Шопен Судьба отвела ему меньше сорока лет. Но вот уже два столетия музыка выдающегося польского композитора любима и популярна как на родине, так и далеко за ее пределами. Празднованию года Ф. Шопена был…
«Завітай і спявай» «Каралеўскім спатыкачом» удивлял жителей Кобрина на Дне города фольклорный коллектив «Каралеўскія завітаначкі» Октябрьского СДК Кобринского района. Специально сваренные настойки из лечебных трав мог…
Долгая жизнь в искусстве и горький опыт двух войн научили художника по-особому относиться к обычным вещам, ценить неповторимость каждого мгновения. Они же сообщили его картинам особый оттенок задумчивой грусти.
В 1939-м Петр Данелия — стрелок-автоматчик 212-го стрелкового полка — участвовал в боевых действиях на территории Финляндии. После заключения мирного договора с этой страной полк, в котором он служил, перевели на западную границу, под Брест. Окружение, лагерь для военнопленных, батрачество в Польше — это наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь и творчество художника.
А после войны они неразрывно связаны с Брестом — с 1945 года и по сей день. В 1946-м году Петр Данелия организует в Брестском областном Доме творчества первую выставку, активно участвует в республиканских вернисажах. Он стал одним из основателей и руководителей областной организации Белорусского союза художников (возглавлял ее в 1992-1994 гг.). За долгие годы творческой деятельности персональные выставки работ Петра Данелии прошли в Минске и Москве, в Англии и Голландии, Германии, Болгарии, Латвии, Литве, Польше и Эстонии. Картины художника разошлись по многочисленным картинным галереям и музеям, по частным коллекциям.
Брестчина стала настоящей любовью художника с самого начала и на всю жизнь. Сколько сотен километров он исходил со своим этюдником, восторгаясь и увлекаясь видами этого края. Прелесть и затаенная красота белорусской природы — вся в работах художника. «Поэт-романтик белорусского пейзажа, он создал полотна с романтически возвышенным настроением и глубоким философским размышлением», — так отозвался о его творчестве известный белорусский художник Петр Зарецкий.
Неброские на первый взгляд картины надолго приковывают взгляд. Некоторые поклонники таланта Данелии признаются: когда долго смотришь на его полотна — они оживают. Иногда заставляют возвращаться и подолгу стоять в раздумье. А пейзажи вроде бы незатейливые, как на картине «Октябрь»: неширокая речушка, молодые сосенки, зелень травы и низкое серое небо…
Одна из известных и наиболее впечатляющих картин — «Грозовая тревожность» (она размещена в экспозиции художественного музея в крепости). Сквозь тяжелые грозовые облака еще проглядывает синева — радостная и прозрачная. Но вот-вот подует ветер, все небо затянется пеленой — и хлынет дождь.
Небо занимает значительную часть в творчестве Данелии. То радостное и безмятежное, то хмурое и капризное — оно разное, как настроение автора и как сама жизнь. «Свое отношение к вещественному художник может показать в пейзаже не менее ярко, чем в многофункциональной композиции», — убежден мастер.
В экспозиции художественного музея есть картины юбиляра, посвященные Брестской крепости: «Встреча с тишиной», «Опаленная войной». Часть работ этого цикла («Холмские ворота», «Тереспольские ворота») разошлась по различным выставочным залам. Почерк художника узнаваем в его портретах (один из наиболее известных — «Портрет матери») и графике.
Свою значительную дату художник встречает с кистью в руке. Ведь задуманная и выношенная им композиция еще не завершена.
На схiле яшчэ
Не пражытых гадоў
Прывабiць, паклiча
З нязбыўнай тугой
Нябёсаў тваiх вышыня.
Эти строки посвятил художнику наш земляк поэт Микола Прокопович.