Мы редко задумываемся над такими понятиями, как этика вождения. Зачастую ошибочно полагаем, что для безопасного вождения достаточно лишь обучиться в автошколе и проехать пару тысяч километров на автомобиле. Но, как показывает практика, этого крайне недостаточно. Ведь помимо знаний и практических навыков водитель неосознанно использует психологические установки: нарушать – не нарушать, уступать дорогу другим – не уступать, помогать в беде – не помогать.
Глубоко в нас спрятаны убеждения: я еду на роскошной иномарке, и мне все должны уступать дорогу — или мы все равны; я хорошо вожу машину — или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта. Все это в совокупности составляет культуру вождения, и в ней каждый человек руководствуется своими субъективными установками. О том, какими они могут быть и как влияют на безопасность движения, мы расспросили инструктора по вождению с многолетним стажем Александра Чуйко.
Темперамент на дороге

«Среди причин, лежащих в основе дорожно-транспортных происшествий, главную роль, несомненно, играет поведение людей на дороге. Нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда перекрестков, превышение установленной скорости движения – все эти нарушения обусловлены человеческим фактором. То есть нарушают не потому, что забыли правила или не заметили знак, а потому, что хочется нарушать. В силу своего характера, воспитания, личностных убеждений», считает специалист. Ни для кого не секрет, что водители с разным темпераментом по-разному ведут себя и за рулем. Как это отражается на управлении автомобилем?
Сангвиник – человек быстрый, подвижный, с легкой сменой настроения. Он хорошо проявляет себя в условиях оживленного дорожного движения, но недостаточно устойчив к монотонным раздражителям, поэтому при однообразном движении на длинных прямых участках дороги в условиях однотипного ландшафта велика вероятность, что он уснет. Водители с преобладанием черт сангвинического темперамента надежнее в качестве водителей городских автобусов или такси, менее надежны на дальних перевозках.
Флегматик – медлительный, уравновешенный, спокойный, долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, принятые решения выполняет точно и в срок, с трудом переключается на другой вид деятельности. Уравновешенность и спокойствие флегматика, высокая выносливость к монотонным раздражителям делают его весьма выносливым водителем в условиях дальних рейсов (категория С, Д). В связи с низкой пластичностью и медлительностью принятие решений флегматик затягивает, что затрудняет его действия в аварийных ситуациях, в условиях дефицита времени.
Меланхолик – человек со слабыми нервными процессами, тяжело переживает трудности жизни, нередко замкнут, его движения медлительны, однообразны. Человек с таким темпераментом отличается нерешительностью, вялостью. Меланхолик наименее пригоден для работы водителем, так как в сложной обстановке он нерешителен и растерян. Такой водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», что также создает рискованные ситуации на дороге.
Холерик – обладает сильными, быстрыми реакциями, легко возбудим, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, исключительно активен, но недостаточно сдержан и дисциплинирован. Среди лиц, превышающих скорость, большую часть составляют холерики. Характерный стиль вождения холерика – быстрый старт, резкое торможение. Постоянный контроль и самоконтроль позволят ему стать хорошим водителем.
Агрессор за рулем
«В современном обществе практически забыто такое понятие, как этика вождения, уважительное отношение к другим на дороге. Как правило, стиль вождения водителей, нарушающих Правила дорожного движения, носит агрессивный характер. Для них характерна склонность к риску, типично стремление сознательно идти на обострение дорожной обстановки. Такой водитель постепенно повышает уровень риска и со временем начинает воспринимать опасность как нечто обычное и даже должное», — говорит А. Чуйко.
Как по внешним признакам можно определить агрессивный стиль вождения? «Как правило, это резкий старт и торможение, резкий вход в поворот, необоснованное ускорение, частые перестроения из одной полосы в другую, так называемая игра «в шашечки».
Некоторые автолюбители ошибочно считают подобный стиль вождения спортивным, но эта агрессия не имеет к спорту никакого отношения. Настоящие мастера спортивного вождения передвигаются на автомобиле быстро и стремительно, но все их движения точны и просчитаны до мелочей. На дороге такие водители безопасны и не привлекают повышенного внимания.
Многие пытаются самоутвердиться за счет «крутизны» марки автомобиля, мощности его двигателя, сопровождая свое передвижение по дорогам бравадой. Часто владельцы таких авто не скупятся на оскорбления других: виноватым у них может быть каждый встречный.
Даже стоящих на светофоре других водителей они могут принять за соперников в гонке и отличиться резким, шумным стартом. Если же они едут по ночным улицам, когда движение менее интенсивное, то могут разогнать автомобиль до огромной скорости. Для них характерна высокая требовательность ко всему, в первую очередь в том, чтобы им всегда уступали. Безусловно, говорить об интеллектуальном, культурном, профессиональном благополучии этих водителей не приходится. Ошибочно ждать от них благородных поступков. Воспитывайте в себе снисходительное отношение к таким участникам движения».
Уроки безопасности

«Каждый день по дорогам проезжает огромное количество автомобилей, в каждом за рулем находится человек со своим характером, ценностями и видением жизни. У каждого найдется причина, объясняющая проявление агрессии на дороге и неуважение к другим участникам движения. Один опаздывает на совещание, другой старается успеть довести близких в аэропорт, а третий в принципе всегда недоволен жизнью».
Так как же вести себя за рулем, чтобы не создавать аварийных ситуаций и в целом быть вежливым на дороге?
Среди множества правил культурного вождения можно выделить основные:
- Соблюдайте ПДД, чтобы не провоцировать агрессию на дороге. Это базовое правило.
- Предупреждайте водителей об опасности, увиденной вами. Спущенное колесо, открытый лючок топливного бака – культурный водитель всегда обратит внимание другого на увиденные со стороны неполадки автомобиля.
- Всегда благодарите тех, кто уступил вам дорогу, о чем-то предупредил или просто помог.
- Если обгоняющий вас автомобиль, выехав на встречную полосу, не успевает закончить маневр из-за препятствия по ходу движения, не следует выжимать педаль газа, чтобы проучить торопливого водителя, мешая ему перестроиться обратно в ряд. Только задумайтесь: ваш урок может стоить жизни не только ему, но и другим водителям. Просто немного притормозите, дав водителю возможность сориентироваться и успеть вернуться на свою полосу.
- Не нервничайте и не реагируйте агрессивно! Красные сигналы светофора, нерасторопные пешеходы, переходящие в неположенном месте, водители, подрезающие всех подряд, несомненно, вызывают раздражение и провоцируют проявление ответной агрессии. Не уподобляйтесь им. Спокойно сосчитайте про себя до десяти и сделайте глубокий вздох. Научитесь прагматично вести себя в любой ситуации.
Помните, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.