16 окт / 2018
16 окт / 2018
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°
БРЕСТ
10°
12°
«Бетховену нужен рояль»: раллийный гонщик — о том, как 20 лет шел к исполнению детской мечты

16 июня 2018

Сегодня в Бресте пройдет 1 этап Чемпионата Республики Беларусь по автогонкам Time-Attack. Посмотреть на то, как соревнуются за победу лучшие гонщики страны, наверняка сбежится множество мальчишек - и будут с горящими глазами наблюдать за происходящим, представляя себя на месте пилотов. О том, как исполняются детские мечты, нам накануне рассказал Александр ТЕЛЕНЧЕНКО, один из участников предстоящих соревнований.

Новости Бреста

Как вы пришли в автогонки?

- Мама рассказывала, что я еще в садике говорил: «Хочу быть гонщиком!». Кто-то космонавтом хотел быть, кто-то еще кем-то, а я - гонщиком. Родители удивлялись: «Каким гонщиком? Почему? Откуда у него это?» Тогда ведь и фильмов на эту тему не было по телевизору, и про соревнования я ничего не знал. Даже если они и были - отец меня на них не водил никогда. И, тем не менее, такой вот момент был.

Правда, у меня и отец, и дед - все водители, все в своих машинах, и я с детства тоже во всем этом варился с ними.

А потом появился «рояль». Тот самый, который должен быть у Бетховена, чтобы он стал Бетховеном. Случилось это в мои 10 лет. Случайно разведали с друзьями про секцию во Дворце пионеров в Севастопольском парке, сами нашли, записались - и затянуло. Пацаны потом один за другим откололись, а я остался. Это было интересно, реально интересно. Считал дни и часы до занятий, бегом бежал туда. Занимался с более старшими ребятам, которых никогда не знал. Настолько увлекся, что это даже повлияло на учебу. Нахватался плохих отметок - и пришлось с этим закончить. Как оказалось, надолго: вернулся в автоспорт уже после 30 лет.

Родители, наверное, волновались? Это же все-таки потенциально опасный спорт...

- Ну что там могло произойти? Это же секция с 10 лет, скорее спортивно-техническая, чем спортивная, там соревнований не было. Мы изучали устройство автомобиля, технические моменты, ну и ездили на карте возле парковки. Один на всех шлем, два карта на 10 человек, которые мы там клеили, лепили и мазали. А потом, к концу учебного года, приехало из Питера 10 новых машинок. И уже тренер выбирал, кому их давать. Выбрал десятку лучших - и мне тоже досталась машинка. А потом получились эти годовые отметки... И пришлось все это дело свернуть, несмотря ни на что.

И что же вы делали в период с 10 до 30?

- Были какие-то секции: легкая атлетика, восточные единоборства... Но это все уже вблизи от дома и за компанию с друзьями. Не истинное увлечение - просто времяпрепровождение, которое родители поощряли.

Работой занимался. Дальнобоил. У меня был дядя-дальнобойщик, и я, видимо, в детстве не только мечтал быть гонщиком, но и дальнобойщиком очень хотел стать. Позже уже - в более сознательном возрасте, около 16 лет. Когда надо было определяться уже с какой-то профессией, я четко хотел дойти до цели. Верх водительской карьеры - это водитель президента, а верх грузовой карьеры - это дальнобойщик. Большие машины, большие дороги и все остальное. И плавно, потихонечку, но своего добился.

Новости Бреста

А как вы вернулись к гонкам?

- Совершенно случайно. Мне уже в районе тридцати было, уже и ребенок первый появился, и работал уже не на кого-то, а на себя: я, брат, напарник - втроем, каждый на своем грузовике. В жизни все вроде бы устроилось, вышло на более-менее стабильный уровень. И вот открываю как-то автогазету, а там редчайшее раллийное «Субару»: двухдверное купе, которое выпускалось в двухтысячных годах. И эта машина - на фотографии в Браславе, на раллийных соревнованиях. И внизу сайт указан. И я полез на этот сайт...

Думаю, что это как красная тряпка, которую долго быку не показывали. Я был увлечен работой, дальнобоем, я жил в этом. Грузовики, дальние страны - не отвлекайся, Саня! И я не отвлекался, пока меня не отвлекло. На том сайте залез на форум, зарегистрировался, узнал, что есть какой-то чемпионат Беларуси, 5-7 гонок в году, которые проходят в Браславе, Лепеле, Ушачах. Приезжают туда российские гонщики, литовские... И что раллийная машина, оказывается, стоит не таких уж космических денег. И эти деньги как раз у меня были, а один из пилотов продавал свой раллийный Volkswagen Golf. Ну и все, купил я эту машину - и поехал в ралли. В 34 года - на первый свой раллийный этап.

Под этим кайфом пролетело около 6 лет. Когда каждая гонка - на адреналине, а после наступает опустошение - от того, что ты каждый раз вкладываешь деньги, по сути, неизвестно во что: на своем финансовом уровне ты все равно не дотягиваешь, ведь у кого больше финансов, у того и техника сильнее. И так после каждой гонки, когда у машины сердце бьется через раз, а ты все это должен восстановить за свой счет, привести в порядок и набраться где-то оптимизма для продолжения.

Ралли - это все-таки не кольцо, ты, если «убираешься», то не куда-нибудь на травку, а в дерево или в кювет. За шесть лет пару раз случались достаточно неприятные аварии, после одной меня отвернуло от гонок на полгода. Тем более, что у меня тогда еще родились два сына-близнеца. И мы решили продать гоночную машину. После этого я ушел как пилот, но остался как старший команды.

Открыли себя в новом качестве?

Пришли молодые ребята, которым нужны консультации, нужна помощь, а я уже знаю все - как тащить машину, всю логистику, перевозку... Это такой большой кусок работы: если ты не умеешь с ним справляться - будешь опаздывать на гонку, забывать какие-то запчасти, ЗИП будет плохо скомплектован, непонятно как составлен чек-лист, расписание. Все это всерьез мешает тебе заниматься самим автоспортом.

На пятилетний промежуток выпал как пилот, но я крутился в этой сфере: возил на раллийные соревнования другого пилота, помогал ему с машиной, с постройкой, с обслуживанием, потому что, имея свою машину в прошлом, получил кое-какое внятное представление о том, что важно в раллийной машине, какой должен быть подход.

И в этот промежуток времени я стал появляться в ДОСААФе. До этого я был «сам себе пилот», ДОСААФ знал о моем существовании как о каком-то спортсмене, которому присваиваются какие-то очередные разряды за какие-то очередные победы. И вот легендарный Геннадий Драпкин (я уже только потом узнал, насколько он большой человек!) позвал меня к себе: «Приедь, поговорим!». У них в гараже буквально пылилась машина с полной комплектацией. И я подумал: «Почему бы и нет? Машина есть, клуб поможет!» Ну и все, затянуло опять. И супруга понимала, что мне всего этого очень не хватает, и сказала ехать. Так мы подписали контракт на первый год. Потом второй, третий... Появились партнеры, поддержка - и сейчас это для меня уже в значительной степени профессия, а не хобби, занятие осознанное, а не на адреналине.

Вообще терпеть не могу адреналин. Давить педаль в пол между деревьев только для того, чтобы сердце чаще стучало, - нет у меня такого желания. Мне нравится контролировать машину на грани. Во мне, наверное, так проявляется любовь к технике, контроль над ней. А раллийные гонки из этого и состоят: машина постоянно скользит, и ты ей управляешь, пользуясь этим скольжением, подставляешь ее под поворот, даешь ей пройти боком, а она выпрямляется - такое «миллиметровое» чувство, когда управление машиной превращается в танец.

Новости Бреста

Ваши дети унаследовали интерес к тому, чем занимается папа?

Мои парни к своему четырехлетнему возрасту духом гонок так пропитались, что это все выплескивается на меня сейчас в концентрированном виде. Я уже прошу у них хоть немного тишины - а у них «Бжж!», у них «Бух!», у них «Посмотри, Сергей Вязович! Я поеду на «МАЗе!» Уже с трехлетнего возраста на моем симуляторе куда-то едут, как-то прыгают на этих грузовиках. Они гонщики до мозга костей! Когда мы приезжаем в ДОСААФ, они, не спрашивая, бегут в картинговую секцию, как к себе домой. Я их катаю на двухместном карте, еду так быстро, как могу, а они не боятся. Я не знаю, что это, - какая-то скорость внутри... Во мне вот нет этой скорости - я очень спокойно езжу по городу. А в них, возможно, есть.

В последние месяца два их немного отпустило, сейчас они рыцари и Робин Гуды. И я даже не против. Потому что, каким бы я ни был фанатом, даже для меня их энтузиазма было слишком много!

Есть мнение, что хобби можно потерять, когда оно становится работой. Вы за собой такого не заметили? Что изменилось для вас лично?

- Когда хобби становится работой, появляется больше ответственности. Отпадает бойцовский настрой, щенячье-бесстрашное настроение. У меня только первые раллийные гонки проходили в таком состоянии. Мы с братом, когда купили раллийную машину, полностью под себя ее переделали и думали: «Там-то клерки офисные, а мы-то уже десять лет дальнобойщики, можем ездить даже на хромой кобыле, причем задом наперед и с завязанными глазами. Кто-то может нас удивить? Кто?! Чем?!» А потом поняли, что такое автоспорт, узнали его истинное лицо - и эта бравада ушла.

Что вы можете посоветовать детям или родителям детей, увлеченных гонками? Как развивать этот талант?

- У детей должен быть «рояль». Есть тренеры, есть ремонтная база. Если есть возможность вкладывать деньги, вам с удовольствием помогут с покупкой карта, будут тренировать, возить ребенка на соревнования и делать из него чемпиона.

Более бюджетный вариант - идти в секцию от ДОСААФ или в другую государственную секцию. Пусть без своей машины - но это уже хоть что-то. В мое время эти секции были совсем бесплатными. И да, мы на площадки ездили совсем редко и это можно назвать детским баловством, до автоспорта это далеко. Но это «рояль», на котором можно в первый раз коснуться клавиш.

80% парней, с которыми мы участвуем в гонках, - из IT-сектора. Потому что они могут себе это позволить. Я еду, потому что у меня есть поддержка от ДОСААФ и партнера - сети «Бош Сервис», за что я им очень благодарен. Но автоспорт в Беларуси надо развивать, надо строить треки и, конечно, привлекать детей!

Лизавета ШАЛАЙ

ФОТО: из архива Александра Теленченко

1197
0
Меня это радует (0%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (100%)
Меня это злит (0%)

Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.
Первый в стране ночной забег запланирован на 13 октября Маршрут - 7,4 километра, по...
1095
А чемпионом стал гродненец Дмитрий Нагула Причем в борьбу за итоговые награды сезона...
1174
Они и стали победителями традиционного бейсбольного «Кубка Бреста» среди кадетов...
1256
Спортсмены выйдут на старт в ближайшую субботу, 6 октября. Но... Малорита хорошо...
1629
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить