На прошлой неделе состоялся исполком Международного олимпийского комитета, на котором одним из ключевых вопросов был допуск белорусских и российских спортсменов на две ближайшие Олимпиады – летнюю в Париже в 2024-м и зимнюю, которую в 2026-м примут Милан и Кортина-д’Ампеццо. Прямого ответа, увы, так и не прозвучало, хотя диспуты шли жаркие. Стран, желающих учинить бойкот Играм-2024 в случае допуска на них россиян и белорусов, оказалось немало, но у президента МОК Томаса Баха были свои аргументы в пользу спортсменов. Спецдокладчик ООН в области культурных прав Александра Ксантаки также заявляла о том, что атлетов Беларуси и России нельзя отстранять от олимпийского движения. А глава оргкомитета Олимпийских игр в Париже Тони Эстанге утверждал, что «Олимпиада в Париже будет нейтральной зоной, не вовлеченной в политические вопросы».
Заметим, в этой дискуссии не идет речь о том, что сборные Беларуси и России будут выступать под своими гимнами и флагами. Только в нейтральном статусе. Что, в свою очередь, не устраивает спортивных функционеров двух стран. Общий лейтмотив их заявлений таков: или участвуем на общих правах, или не участвуем вообще – в пику «дискриминационным» требованиям.
Все это похоже на какой-то истеричный спор в детском саду. В нем больше эмоций и угроз, но нет четких критериев, которые позволили бы понять, кто прав, а кто – нет. Зато есть нестыковки «прецедентного права». Мол, немцы, японцы, итальянцы и прочие их союзники участвовали же в Олимпиадах после Второй мировой войны. Да и американцы, немало времени проведшие во Вьетнаме, Ираке и Афганистане, тоже не лишались спортивных привилегий, хотя активно воевали. Этот аргумент справедлив. Но история помнит случаи именно политического бойкота: Монреаль-1976, Москва-1980, Лос-Анджелес-1984… И Томасу Баху очень не хочется попасть на ту же страницу истории. Так что в этом вопросе ключевую роль играют не пушки, а дипломатические портфели.
В общем, запятую во фразе «вернуть нельзя отстранить» МОК так и не поставил. Бах заявил, что это решение будет принято комитетом «в соответствующее время, по своему усмотрению и без привязки к результатам предыдущих олимпийских квалификационных соревнований». Спортсменам, чей соревновательный век, как известно, недолог, стало от таких слов «сильно легче»…
Словно в оправдание за свою беспомощность в олимпийском вопросе, президент МОК озвучил условия возвращения белорусских и российских спортсменов на другие международные соревнования. Ранее рекомендации носили характер «отстранить», теперь все больше склоняются к версии «вернуть». Практика показала, что эти советы выполняются как инструкции: отстранили-то белорусов и россиян практически от всего. Теперь могут вернуть. Но при соблюдении важнейших для МОК пунктов.

В частности, белорусы и россияне могут соревноваться только в статусе индивидуальных нейтральных атлетов, сборные команды не будут представлены на турнирах. Спортсмены и персонал, открыто поддержавшие Россию в боевых действиях в Украине, не получат приглашения на соревнования, равно как и спортсмены или персонал, имеющие контракты с российскими или белорусскими военными организациями, национальными службами безопасности. Как вы помните, на постсоветском пространстве практика закрепления топовых спортсменов за силовыми ведомствами очень распространена. Например, белорусские легкоатлеты частенько закреплены за МВД, КГБ, ГПК и другими структурами, имеют соответствующие звания и контракты, представляют эти структуры на ведомственных турнирах. Такими же ведомственными могут быть и целые спортивные клубы – СКА, ЦСКА, «Динамо» и др. Так что пофамильный список «нерукопожатных» в соответствии с требованиями МОК может оказаться очень длинным. Кроме того, комитет заявил о том, что будет соблюдать санкции, наложенные ЕС, США и другими странами на чиновников и функционеров из России и Беларуси: среди них тоже немало тех, кто был вхож, например, в олимпийские делегации.
Ответ наших и российских функционеров на такое предложение Томаса Баха можно резюмировать коротко: «Спасибо, с такими условиями нам это не надо». В искренности посыла сомневаться не приходится, но в кулуарах разговоры не прекращаются. Правда, интересы самих спортсменов вряд ли идут на первом месте в данном вопросе…
И еще одна любопытная новость. Если МОК в лице Томаса Баха стремится все-таки вернуть белорусов и россиян на арены, то УЕФА был вынужден рассматривать прямо противоположное решение. А именно – отстранить сборные и клубные команды Беларуси от международных матчей под своей эгидой (Россия попала под этот бан еще до ЧМ-2022). Европарламент обратился в УЕФА с требованием исключить сборную Беларуси из отборочной кампании «Евро-2024». Европейский Союз футбольных ассоциаций собирался обсудить ситуацию в Беларуси на заседании исполнительного комитета в Лиссабоне 4 апреля. Наверное, и обсудил. Но никаких громких заявлений не последовало. Беларусь лишили права проведения женского чемпионата Европы U-19, намеченного на 2025 год, но при этом и сборная, и клубы сохранили право выступать на евроарене. Не отстранили с одной стороны и не разрешили с другой…
Хотя с таким стартом, который выдала национальная сборная страны в отборочном турнире на «Евро-2024», кажется, что без белорусов УЕФА точно ничего бы не потерял. Подопечные Георгия Кондратьева проиграли Швейцарии (0:5) и Румынии (1:2), выдав худший старт в евроквалификации за всю историю. А заодно – потерпев 17-е и 18-е поражение при нынешнем тренерском штабе, который в официальных матчах может похвастаться только одной победой за два года и поистине историческим «влетом» Бельгии со счетом 0:8.
Такой футбол даже нам не нужен. А Европе – и подавно…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.