Слабо проведенный сезон не отменяет подведения итогов, скорее, даже напротив. Наш собеседник — главный тренер Сергей КОВАЛЬЧУК.
— Сергей Петрович, процитирую ваше предсезонное интервью: «Хотелось бы, чтобы брестские болельщики приходили смотреть на игру, а не на мучения, чтобы не было стыдно за то, как мы играем».
— Что здесь ответишь… Хотелось, но не получилось. По ряду различных причин. У нас были отдельные хорошие матчи, обыгрывали почти всех из первой шестерки, но в целом… Урок мне, урок нам, урок всем.
Как любому тренеру, мне хочется выигрывать, чего-то достигать. Собрать людей, кто соответствовал бы уровню высшей лиги, и пытаться лепить что-то интересное. Но как это делать, когда весь год не знаешь, как смотреть игрокам в глаза?
— Не раскаиваетесь в своем желании принять эту команду?
— Ни о чем не жалею. Отрицательный опыт — тоже опыт. Перед сезоном мог предположить, что будет трудно, но не настолько.
— Минусы сезона очевидны. А были ли плюсы?
— Их не много. Я в клубе как игрок или тренер с середины 90-х, бывали тяжелые времена, но этот год — самый сложный. Во всем. Единственный плюс — что мы не оказались на месте «Днепра» и избежали участи играть стыковые матчи.
— Предпоследнее место — объективно ваше?
— Перед сезоном добрал состав с миру по нитке, готовились без зарубежного сбора, без серьезных спаррингов… Я мог предполагать — по финансам, условиям подготовки и так далее — что шестерка нам вряд ли светит, но старался такую мысль отогнать. Думал, на эмоциях что-то получится. Но это очень тяжело, на протяжении всего сезона… На втором этапе чемпионата, в нижней шестерке, очень трудно было находить мотивацию, новые слова…
— Подкрепить было нечем, задолженности так все время и висели?
— Да, это хронически. Я уже запутался, кому сколько должны. Задачей называли обнулить за этот сезон старые долги, и люди в клубе старались, работали, ничего не могу сказать, но выходим опять с долгами.
— Вам так платят, потому что не играете, или не играете, потому что так платят?
— Так еще не начали играли, а уже не платили… Было, по три месяца не получали. К концу года чуть наладилось, но все равно очень сложно, и что будет дальше, не знаю.
— Перейдем к игре. Каждый год у нас кто-то да проявлялся — готовили игроков для БАТЭ, Казахстана, белорусских середняков с деньгами. В этом году даже в этом вопросе как-то мертвенько…
— Так вышло, что из тех, на рост которых можно было в первую очередь рассчитывать, многие получали травмы. У Шемпука — операции, шурупы на плюсневой. Клопоцкий на две трети сезона сломался. А те, которые пополнили, не проявили себя в нужной степени. К тому же сегодня на внутреннем рынке практически нет клубов, которые готовы платить за покупку игроков белорусского чемпионата. За исключением тройки призеров, но те стали усиливаться на стороне или между собой. В игроках из нижней шестерки у них нет большой заинтересованности, для этого надо очень ярко себя проявить.
— Просто они — БАТЭ, «Динамо» и «Шахтер» — на внутреннем рынке собрали все сливки раньше.
— Можно сказать и так.
— Брестское «Динамо» играло от обороны, и не сказать, чтобы совсем уж не выручал вратарь, — а пропустили 68. Как вся первая тройка вместе взятая…
— Шесть защитников, которыми мы располагали, — на сезон, конечно, мало. Плюс сыпались травмы, дисквалификации. Был небольшой период, когда играл стабильный состав, но в основном один-два, а то и три человека несколько выпадали, приходилось тасовать, затыкать дыры… А ведь защита — та опора, основание, от которого строится вся игра команды.
— Неприятность с Николовым, которого длительно дисквалифицировали за нанесение сопернику тяжелой травмы, огорчительна вдвойне.
— Убежден, что это был несчастный случай. Я ведь достаточно давно работаю с Любеном. Просто стечение обстоятельств, мокрое поле, подкат… И мы на шесть туров остались без основополагающего игрока обороны. С другой стороны, 68 голов — вина не только оборонительной линии: защищаются не только защитники.
— Сложилось впечатление, что в арсенале команды имелась всего одна игровая схема — оборонительная.
— Наигрывали и другую схему — в трех нападающих, — но не получилось по ряду причин. К сожалению, слишком часто выпадали люди, а ограниченное число исполнителей приводило к тому, что приходилось ставить тех, кто из раза в раз нарушал тренерскую установку, повторял одни и те же ошибки и не имел стимула их анализировать. Существенно и то, что в средней линии не было диспетчера, который мог бы вести игру. Намечались претенденты, но не потянул никто.
— Еще одна ваша предсезонная фраза: «Сезон покажет, кто из новичков станет незаменимым». Как они — Кондратьев, Ковалевский, Вергейчик, Жевнеров, Курлович, Дударь?
— По первой части сезона не пожалел о Ковалевском. Немножко прогрессировал Курлович, у которого было несколько очень неплохих матчей. Помогли Жевнеров и Кондратьев: если бы их не было, вообще не знаю, кем бы играли в защите.
— Ковалевский — рекордсмен клуба по числу карточек.
— Карточки у него практически все игровые. Не всегда успевал и ценой фола срывал перспективные атаки, когда была опасность их развития. Опорный полузащитник должен быть разрушителем, а арбитры в этом сезоне карточек не жалели.
— Похоже, остановился в росте Премудров, Матюхевич вообще растерял всё.
— Да, Премудров не показал своего уровня, как, впрочем, и многие. Матюхевич на протяжении нескольких лет дает всего 4-5 неплохих игр за сезон. Снизил к себе требовательность, многое идет от этого.
— Перепечко?
— Были игры хорошие, были совсем плохие. Мне не особо хочется про игроков: примерно одно и то же можно говорить почти о каждом в этом сезоне.
— Роман Василюк, так понимаю, главная ваша надежда перед этим сезоном и главный козырь. Насколько его возвращение себя оправдало?
— Оправдало. Он больше всех забил (5 голов), набрал результативных очков. Он по натуре такой человек, что ему психологически тяжело кому-то «напихать». Но его профессионализм многим служил примером. Считанное число тренировок пропустил, готовил себя и на поле старался. Возможно, имей он чуть других партнеров, и результат был бы другим.
— Дублеры?
— Вот мне вокруг пеняют: такой сезон, никто не вылетал напрямую, надо было наигрывать мальчишек… Никто не вылетал — а «Днепр» сейчас где? Молодые игроки должны работать рядом с людьми, от которых могут научиться, и постепенно, плавно подводиться к составу. Пример — Сигневич, который только на третий или четвертый сезон проявил себя. Молодым легче заиграть, когда выходят сразу не пятеро, а один-два с опытными партнерами. Вот от Бори Коневеги жду игры: вижу его в тренировках, там он радует.
— О чем еще не спросил?
— О болельщиках. У нас очень сильный фанатский сектор, они давали матчам антураж — и обидно видеть их трибуну пустой. Очень хотелось бы, чтобы правоохранители нашли с ними общий язык. По себе помню: когда в домашних матчах тебя гонят вперед трибуны — совсем по-другому бежится.
— Какие мысли на новый сезон? Только не говорите, что еще не знаете, на каком свете, что надо посмотреть, кто останется…
— Мысли есть, но что будет дальше, я действительно не знаю. Сейчас вообще никто не знает, что будет в следующем году. Веду разговоры с кем-то из футболистов — наших и со стороны, но даже не знаю, какими цифрами оперировать. У десяти игроков команды закончились контракты. Разговоры отложились до после Нового года.
— Помните в «Служебном романе»: «Как вы себя чувствуете?» — «По сравнению с Бубликовым хорошо». В Пинске вон «Волну» вообще до весны распускают…
— Ну, до такого мы не дойдем…
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.