Старший тренер «Руха» — об итогах сезона, противостоянии двух команд в Бресте и планах на высшую лигу
Андрей Челмодеев неожиданно принял «Рух» на последней трети сезона — в ноябре главный тренер команды Андрей Зыгмантович неожиданно для многих ушел в отпуск по семейным обстоятельствам. Формально именно Зыгмантович и продолжает возглавлять команду по сей день, но по факту именно его «первый заместитель» и вывел «Рух» в высшую лигу. Совпадение или нет, но именно у Андрея Челмодеева получился самый результативный отрезок — во многом именно благодаря удачной концовке сезона брестчане сумели попасть в переходные матчи, где выбили могилевский «Дняпро». И не будем забывать о том, что в свое время именно тандем Челмодеев — Присяжнюк (Сергей Присяжнюк ныне директор клуба. — Авт.) переводили «Рух» с любительских рельсов на профессиональные.
— Эмоции от последних матчей положительные. Но вся концовка сезона была очень напряженной, — признается Андрей Челмодеев. — Обычно на этой стадии сезона все выхолощенные, но у нас стояла задача выйти в высшую лигу. По ходу сезона не все получалось, присутствовало напряжение в команде. Но после первого матча с «Дняпро» появилась у ребят уверенность, что мы пройдем дальше. А после второго — просто взрыв эмоций и… какая-то эмоциональная пустота затем. Как будто высосало всю энергию. Отдали все силы.
Сергей Присяжнюк после игры в Могилеве сказал, что пока даже не думал о том, как отпраздновать событие. Не расслабляли команду такими мыслями?
— Нет, заранее ничего не планировали. Да и я, как тренер, был бы против. Все внимание было на подготовке к матчу, на самой игре. Думали о том, как выиграть.
В обоих матчах пришлось отыгрываться. Соперник устроил настоящий экзамен…
— «Дняпро» — очень хорошая команда. Считаю, им просто не повезло вылететь с 30 очками из высшей лиги. И мы знали, что будет непросто, настраивались. Первый матч больше пошел по нашему плану. Играли дома, знали, что делать. И нам не мешало поле. В Могилеве получилось иначе. Понимали, что делать с соперником, как с ним играть, но когда вышли на поле, там оказался лед! Играть невозможно. У нас только два игрока были на комбинированных шипах — они еще хоть как-то держались на ногах, остальные просто катались. Поэтому играли с низким блоком. Просто отбивались, фактически. Как сказал когда-то Лобановский, игра забывается, а результат остается. Думаю, играть на таком поле было ошибкой со стороны хозяев. Более трех тысяч зрителей пришли на стадион, телевидение показывало важный матч, а футбола фактически не было, не получилось.
Но задачу на сезон все-таки выполнили…
— Нет, не выполнили в полной мере. Задача ставилась выйти в высшую лигу напрямую, с 1-2 места. Переходных игр мы не планировали. А чемпионами становятся в первом круге — там создается весь задел. А не так, как у нас получилось. Неудачные отрезки, потеряли множество очков. А на последнем отрезке из 10 игр набрали наибольшее количество баллов. Концовка чемпионата всегда непростая: команда психологически истощена, идет и физический спад. Но пацаны — молодцы! Я им всегда говорил, что они хорошие футболисты. По психологии они — победители. Да, немного не хватало дисциплинированности, организованности. Но по ходу сезона мы «вытаскивали» и более сложные матчи. А самое главное, в концовке сезона получилось сплотиться и стать настоящей командой. Отдельные матчи могут вытащить и отдельные футболисты, но чемпионат выигрывает команда.
Пока главный — Зыгмантович…
Примерно на том же отрезке, когда пошла игра, вдруг потеряли и главного тренера. Куда все-таки ушел Андрей Зыгмантович и почему?
— Сложно комментировать. Было так: мне позвонило руководство клуба и сказало: «Андрей, ты принимаешь команду». Я узнал об этом после Андрея Викентьевича. Он с командой попрощался и ушел, как нам сказали, во временный отпуск. Честно говоря, мы с ним и тогда, и после этого не обсуждали эту ситуацию.
То есть на следующий сезон есть неопределенность?
— Вопрос по главному тренеру решать руководству клуба. Возможно, вернется Викентьевич. Посчитают, что у меня мало тренерского опыта. Возможно, будет и вообще новый специалист. Все зависит в том числе и от задач на сезон. Нам их пока не ставили. Пока главный — Зыгмантович, а Челмодеев с Демешко ему помогают. Но вполне логично, что выход в высшую лигу повлечет изменения и в тренерском штабе, и в игровом составе, и в администрации клуба.
В «Рухе» хватает футболистов, которые уже прошли горнило высшей лиги. Рассчитываете сохранить костяк?
— Состав, конечно, надо усиливать, но у нас хорошие футболисты. Это игроки высшей лиги. Конечно, если придет новый тренер, он будет строить свою команду. С кем-то попрощаемся. Но костяк, думаю, останется, как и молодежь. У нас сколько парней 2000-го года, сколько брестских — 12 из 18 игроков заявки представляют Брестскую область. И я хотел бы, чтобы они дальше развивались и помогали клубу. Это наш резерв на будущее.
Есть и внутренний резерв — лидеров на концовку сезона тоже потеряли…
— Да, у того же Димы Германа серьезная травма была. Она очень нас расстроила. Дима — наш лидер, капитан команды, он здорово нас вытягивал. Сейчас восстанавливается, к сезону будет готов. Влад Шубович тоже весь сезон мучился с травмой. Но скажу, что у парня огромный потенциал, такую левую ногу еще в высшей лиге надо поискать. И главное, что это все наши ребята, брестские, областные. Лично я очень рад, что в элите появилась команда, основу которой составят воспитанники брестского футбола.
Хотим играть на траве
Вопросы финансирования, обеспечения бытовых условий в высшей лиге сегодня перед клубом не стоят?
— Руководство заверило, что финансирование будет. Смета составлена, переживать не стоит. Опять же — мы пока не знаем задач на следующий сезон, а исходя из них, будут подбираться футболисты, тренеры, будут видны траты. В плане бытовых условий вопросов нет.
Но вопрос по домашнему стадиону: «Брестский» или «Юность»?
— Пока открытый. Естественно, предполагаем «Брестский». Команда высшей лиги должна играть и тренироваться на траве. И плюс условия для болельщиков, чтобы люди приходили, болели. Кубковый матч с «Динамо» собрал более пяти тысяч зрителей. Интерес есть. И в «Рухе», повторюсь, свои пацаны, есть за кого болеть. Уверен, что матчи на «Брестском» можно развести по неделям: один тур играем дома мы, другой — «Динамо». Но вопрос в том, выдержит ли газон…
«Рух» создавался для фанатов «Динамо». Почему они недовольны?
Вот мы и подошли к одной из самых обсуждаемых тем. Вторая команда от Бреста в высшей лиге. Мнения болельщиков разделились: одни рады, другие называют «Рух» искусственным клубом…
— На самом деле, поведение фанатов «Динамо» с их баннерами, мягко говоря, некрасивое. Их ведь никто не принуждает болеть за «Рух». Болейте за «Динамо» — на здоровье. А сколько команд должно быть в Бресте, это не их дело. Пусть их будет хоть пять, хоть десять… Если появляется команда с внебюджетным финансированием, в которой играют свои воспитанники, то это здорово, этому радоваться надо. Таких бы команд да в каждой области создать — чемпионат Беларуси от этого только выиграл бы. А болельщики пусть сами выбирают, за кого болеть. Но не им определять количество команд в городе.
Не находите странным, что фаны «Динамо» забыли предысторию создания «Руха». Ведь сами же в этом участвовали…
— Да, действительно, в свое время мы с Сергеем Присяжнюком помогли создать команду из актива фан-сектора «Динамо». На клубной базе организовали тренировочный процесс. На первую тренировку тогда пришло около 50 человек. Многие из фанатов, кто тогда остался, играли за «Рух» на области. Идея поддерживалась супер, даже команду хотели изначально назвать «Рух-Динамо». Она была создана для досуга фанатов. А уже по ходу чемпионата области, когда стало что-то получаться, появился интересный продукт, появились и мысли об участии во второй лиге. Цель у меня с Сергеем была сугубо социальная — дать возможность молодым ребятам стартовать в своей карьере. И это получилось. Тот же Паша Пампуха начинал с низов, а сегодня выводит команду в высшую лигу.
Наверняка многих болельщиков «Динамо» зацепили и слова босса «бело-синих» Александра Зайцева, который признался в любви к «Руху». Как восприняли это вы и команда?
— Скажу так: многие люди недостаточно внимательно читают. Александр Николаевич не впервые признался, что ему «Рух» нравится больше, а «Динамо» с точки зрения бизнеса — не самый сильный бренд. Лично мне с Зайцевым общаться не приходилось. Когда «Рух» заявлялся как фарм-клуб «Динамо», мы четко распределили обязанности. Сергей Присяжнюк стал директором клуба, я — тренером. И эту субординацию соблюдаем. Поэтому с Александром Николаевичем общается Сергей. Зайцев и сейчас, когда мы уже утратили связь с «Динамо», присылает поздравления, проявляет интерес к клубу. Не скрою, нам приятно, что такой уважаемый человек хочет быть на одной волне с нами.
Путем революции и эволюции
Заглянем в недалекое будущее. Какие-то еще вопросы, кроме состава и стадиона, требуют доработки к высшей лиге?
— Их на самом деле очень много, а времени очень мало. Нужно определять концепцию развития клуба, выстраивать ее с администрацией, с тренерским штабом, с игроками. Мы взялись за вертикаль детско-юношеского футбола. Нужно расширять тренерский штаб, административный штаб — это требования нормативных документов.
То есть в следующем году мы можем увидеть совершенно другой «Рух»?
— Что-то новенькое точно увидите. У нас все привыкли идти путем точечных изменений, эволюции, но в футболе иногда нужны и революции. Так вышло, что мы с нуля создали клуб с правильной, как нам кажется, философией, правильными людьми. И очень осторожно подходим к тому, каких людей сегодня в этот клуб пускать, чтобы эту самую философию не нарушить. И в ближайшее время подумаем, с кем нам нужно идти в высшую лигу.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.