Известная белорусская копьеметательница, обладатель национального рекорда, чемпионка Европы-2016 и II Европейских игр-2019, надежда легкой атлетики на Олимпийских Играх 2020 — это все об уроженке Пинщины Татьяне Холодович. Застать ее на малой родине — большая удача, ведь даже зимой Таня постоянно в разъездах и тренировках. После окончания соревновательного сезона она сразу уехала на восстановительные сборы в Португалию, хотя отдыхать там не приходилось. А по возвращении нашла время поделиться своими наблюдениями по ходу прошлого сезона и планами на будущее.
«Зимой копьеметатели превращаются в штангистов»
— Я очень часто приезжаю в Португалию именно на сборы, каждую весну точно, -рассказывает Татьяна Холодович. — Расслабиться здесь не получится, потому что это место тренировок. Но есть океан, совсем другая природа и другой климат. Атмосфера, конечно, отличается от домашней, что не может не радовать!
Для многих спортсменов работа на сборах не самая приятная: большие нагрузки и другой режим. Это твой случай?
— Да. Мои сборы обычно длятся три недели, и я понимаю, что все свои психи и эмоции надо засунуть куда подальше и отпахать этот действительно сложный период. Нагрузки очень большие, как в физическом, так и в эмоциональном плане: делая монотонную работу, надо понимать, что она принесет какие-то плоды в последующем, так что настраиваешь себя это перетерпеть. Как я всегда говорю, зимой метатели — это штангисты. Мы делаем очень много силовой работы: переворачиваем штанги, работаем с тяжелым снарядом, чтобы впоследствии было проще летом.
Да уж, в этом легкоатлетам не позавидуешь. Наверняка у тебя бывали моменты, когда хотелось уйти из большого спорта?
— Бывали и очень часто. Буквально недавно, перед чемпионатом мира. Я была просто эмоционально и психологически вымотана, даже не хотелось на «мир» ехать. Честно, не знаю, как бы справилась, если бы не моя подруга, тоже спортсменка, но не легкоатлетка. Тяжело иногда, но я стараюсь сразу отгонять такие мысли и беру себя в руки.
«Пятому месту в Рио нужно было радоваться»
После Олимпиады-2016 в Рио тоже было много негативных эмоций, ведь до медали не хватило каких-то 20 сантиметров. Злилась на себя?
— Тогда я задрала очень высокую планку, запрограммировала себя, что еду не за вторым, не за третьим — за первым местом. Злилась, конечно. Сейчас я в шоке, что тогда наметала те метры.
Осенью прошлого года ты сказала, что так и не пересмотрела свое выступление. Прошел год — так и не решилась?
— Буквально пару месяцев назад пересмотрела. За три года я очень выросла в физическом плане. Я могу метать сейчас те же метры, что и тогда, но в техническом плане я значительно выросла. Тогда я была зеленая: моя первая Олимпиада, надо было радоваться пятому месту. А я сидела заплаканная. Марина Арзамасова тоже тогда седьмой стала. Заходит тренер, говорит: «Да ты что, все хорошо, даже не смей расстраиваться!» Мне тогда понадобился день, чтобы отойти и взять себя в руки.
На последних попытках тогда пошел сильный дождь. Можно ли отчасти списать на него результат?
— Я не люблю оправдываться, мол, что-то болело, судья помешал или дождь пошел. Соревнования есть соревнования, надо показывать результат в любых погодных условиях. Многие могут меня так оправдывать: мол, если бы не дождь, Таня бы метнула дальше. Это никому неизвестно.
«Между Польшей и Россией»
Зато на Европейских Играх в Минске все сложилось весьма удачно: золото и квалификационный норматив на Олимпиаду в Токио. Можешь рассказать о своих ощущениях от победы в родной стране, при своих трибунах?
— Я ощутила неимоверную поддержку, которая в первый день меня чуть-чуть задавила. Я не ожидала такого фурора у нас в Беларуси. Игры проходили в три этапа, и в первый день люди не понимали, как надо болеть за легкую атлетику. Они привыкли ходить на футбол, хоккей и болеть там, но эти виды отличаются. На третий день весь стадион «Динамо» был забит, это ощущение не передать словами, это было просто «Вау!» Помню, бегу первую попытку, люди начинают поддерживать, а у меня просто ноги сели, эта поддержка меня немного задавила. Но уже ко второй, третьей попытке я собралась, настроилась.
Понравилась организация? Все-таки нечасто в нашей стране проводятся подобные мероприятия…
— Скажу так: я в шоке — в хорошем смысле этого слова, — что наша страна может проводить такие мероприятия на достойном уровне. И волонтеры, и судьи были хорошо подготовлены, питание было шикарное. Думаю, соревнования были очень захватывающими для зрителя, все сфокусировано на одном секторе: бег, закончился бег — начались прыжки, потом метание. А не, как обычно, вразброс.
Гостям у нас понравилось?
— Мои соперницы из других стран были в восторге от Беларуси, от того, как у нас чисто. А в сентябре проходил матч Европа — США, ко мне подошла американка, говорит: «У вас так красиво!» Хотя очень многие действительно не знают, что есть такая страна Беларусь. За границей на вопрос, что за страна, отвечаю: «Возле России, возле Польши, между ними». Я рада, что с помощью таких соревнований о нас могут узнать.
А как жилось в студенческой деревне?
— Находясь там, я не верила, что я в Беларуси. Отличные рекреационные зоны, питание. Поразила белорусская кухня, приезжие в основном только так и питались — и были в восторге: драники, картошка — наши стандартные блюда. Даже потом некоторые просили: «Привези мне белорусской картошки».
«Про себя на форумах не читаю»
Совсем скоро тебе придется переключиться на японское меню: Олимпиада в Токио не за горами. Золото — реально?
— Если перед Рио мне начали вешать медаль за месяц до Олимпиады, когда я выиграла «Европу», то перед Токио мне вешают ее уже за четыре года. Зачем? Со времен Рио я выросла ментально: не интересуюсь, чего от меня ожидают, не читаю про себя на форумах и в газетах. Сейчас, чтобы выиграть Олимпиаду, я просто каждый день прихожу на тренировки и вкалываю.
Кого считаешь своим основным конкурентом?
— На самом деле, у меня много соперниц. Копье как вид спорта выросло сейчас. Я могу насчитать человек шесть в мире, кто метает за 70 метров. И это не выскочки на один старт, они прибавляют год за годом. Я думаю, на этой Олимпиаде будет очень сильное копье.
На право проводить Игры-2020 претендовали Стамбул, Мадрид и Токио. Что скажешь об окончательном месте проведения?
— Если честно, начинаю переживать, что погода будет, как в Дохе: большая влажность и жара. Конечно, будет тяжелее. Но из хорошего: я ни разу не была в Японии, есть возможность посетить. А следующая Олимпиада в Париже!
Ты не раз упоминала, что любишь путешествовать. Второе увлечение после спорта?
— Да, обожаю путешествовать! Особенно запомнились Норвегия и Исландия. Не люблю лежать и загорать, предпочитаю нетронутую природу.
«На коммерческих стартах другая атмосфера»
Ты упомянула ранее про Марину Арзамасову. И с ней сейчас приключился неприятный допинговый скандал. В этом плане к легкоатлетам Беларуси вдруг приковалось особое внимание. Нет опасений, что пойдем по пути России и на Играх-2020 останемся без флага и герба?
— Я боюсь такого сценария и надеюсь, что у нас такого не будет. Насколько я знаю, надо подтвердить положительные пробы Марины, так что по факту ее еще не дисквалифицировали, у нее временное отстранение. Я думаю, все образуется, Марина хорошая спортсменка.
Многие болельщики упрекают легкоатлетов: мол, на коммерческих стартах те и метают дальше, и прыгают выше, и бегут быстрее. А как настает время выступлений на ОИ, ЧМ, ЧЕ и стартов за сборную, так все результаты куда-то пропадают. Что скажешь на этот счет?
— На коммерческих соревнованиях совсем другая атмосфера. Ты приходишь в раздевалку и можешь свободно со всеми общаться. Там спортсмены проверяют свои способности, меньше ответственности. Перед серьезными же соревнованиями совсем другая атмосфера и в раздевалке.
Может, у тебя есть кумир, человек из твоей отрасли, на которого ты равняешься?
— Раньше это была Барбара Шпотакова. Я до сих пор считаю ее достойной спортсменкой. Но сейчас я понимаю, что мой кумир — это мой тренер, Валерий Дмитриевич Оксенчук. Может, он и не добился в свое время таких громких результатов, но для меня это действительно пример. Хоть у нас и бывают недопонимания, но все это временно.
НЕЛЛИ АСТАХОВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.