17 июн / 2019

Свидетели глубокой старины

Проект "Жемчужины Брестчины"

24 июня 2009

Путешествовать по Лунинетчине можно по-разному: автобусом, автомобилем, велосипедом, пешком или же водным транспортом. Рекомендуемые маршруты, всего их десять, разработаны так, чтобы туристу удобно было знакомиться с историей и легендами здешних мест и наслаждаться нетронутой природой древнего края. Что же можно увидеть и услышать жителю областного центра в самом отдаленном уголке Брестчины?

Лунинец

В прошлом шляхетское владение Малый Лулин известно в летописях с 1449 года. Позже его стали называть Малым Лунинцем. Село переходило от одного собственника к другому, в начале XVII века подарено Ново-Печерскому Дятеловичскому мужскому монастырю. В середине XIX столетия монастырские земли передали в казну Российской империи, а жителей перевели в категорию государственных крестьян. В 1884 году о Лунинце говорили как о большой деревне Лунинской волости в Пинском повете. Находилась она в глухой местности на пути из Пинска в Кожан-Городок.

Привычный ход жизни и дальнейшую судьбу будущего райцентра резко изменило строительство Полесских железных дорог, превратив его сначала в местечко, а затем – в крупную железнодорожную станцию. В 1901 году Лунинец получил статус города.

В Лунинце неоднократно бывал профессиональный революционер Михаил Фрунзе. В местной гостинице останавливался на отдых русский поэт Александр Блок. Белорусский классик Якуб Колас писал здесь свою поэму «Сымон-музыка». Учителем математики в железнодорожной школе работал дважды Герой Социалистического Труда авиаконструктор Павел Сухой. Лунинец посещал последний российский император Николай ІІ, а также многие другие исторические личности.

Туристам же посоветуем начать знакомство с райцентром с посещения краеведческого музея, расположившегося в старинном двухэтажном особняке на улице Советской. Данное учреждение культуры открылось в 1986 году, имеет в своих фондах около 9 тысяч экспонатов. В пяти залах разместилась экспозиция, охватывающая историю края от глубокой древности до наших дней. Здесь можно увидеть уголок полешука, где глаз непременно остановится на удивительном экспонате – деревянных постолах, в каких ходили наши предки; заглянуть в «квартиру» железнодорожника; посмотреть фотографии старого Лунинца, чтобы чуть погодя сравнить его с нынешним.
Четыре года назад город принимал у себя участников и гостей областного фестиваля «Дажынкi». Центральная его часть, включая район железнодорожного вокзала, преобразилась до неузнаваемости.

Дятловичи

Прежнее название населенного пункта – Дятеловичи. Ранее здесь располагался вышеупомянутый Ново-Печерский монастырь. В 1622 году он был основан монахами Киево-Печерской лавры на подаренных им местными землевладельцами землях. Продолжительное время он являлся крупным центром православия, образованности и культуры в глухом уголке Полесья. В 1823 году в Дятловичах построили деревянную Свято-Преображенскую церковь с чертами барокко и классицизма, где находился щестиярустный иконостас с древними иконами и ценный запрестольный крест, сделанный в 1766 году, с надписями, в которых упоминались король Станислав Август, императрица Екатерина ІІ, ее сын Павел и игумен монастыря Руф Дунаевский. Сегодня здесь стоит новый кирпичный храм, а от прежней святыни сохранилась лишь звонница.

Богдановка

Путешественников привлечет местное кладбище. Пожалуй, нечасто встретишь так отчетливо сохранившиеся следы язычества – старые могилы накрыты дубовыми колодами. Тут их многие десятки, а традиция уходит корнями в глубокую древность. Колода, которую называют еще «дубом» или «нарубом», играет роль наглухо закрытых ворот между живыми и мертвыми.

А еще с Богдановкой связана история одного известного полесского раритета. В начале 1930-х годов местный кузнец Василий Ильютчик, не желая отставать от «панской моды», смастерил деревянный велосипед. После двух лет успешной эксплуатации его приобрел Пинский краеведческий музей. Этот велосипед по сей день является украшением постоянно действующей этнографической экспозиции. В Богдановке живут потомки прославленного мастера, сохранился его дом.

Кожан-Городок

О древности Кожан-Городка красноречиво свидетельствуют соседствующие с ним земляные валы и курганы. Один из них, именуемый Видиуш-Горой, считают местом захоронения высланного из Рима поэта Овидия. А еще Кожан-Городок прославился проделками своего помещика Криштофа Щитта. В юности, попав в Рим, он осмелился изображать Иисуса Христа, облачившись в сответствующие той эпохе одежды, отправился с пальмовой ветвью в руке и верхом на осле навстречу папскому кортежу. На первый раз ему удалось избежать сурового наказания. Но вскоре, получив аудиенцию у Папы Римского, Криштоф отличился вновь – во время протокольной церемонии целования папской туфли, дабы убедиться в святости главы Ватикана, Щитт укусил его за палец ноги. Разумеется, такой шалости ему не простили и поместили в тюрьму. На границах имений Щитта, входивших в богатый Кожан-Городокский ключ, по приказу хозяина были установлены пограничные столбы с надписями «Государство Российское» и «Государство Щиттовское».

О прежних владельцах земель напоминает Свято-Николаевская церковь. Ее построили на месте сгоревшего униатского храма. По преданию, гору, где возвышается церковь, насыпали пленные французские солдаты, которые торбами носили сюда песок.

Со времен унии внутри храма сохранились двухъярусный резной позолоченный иконостас с накладным орнаментом и алтари с деревянными скульптурами. На стенах древние иконы. Перед особо почитаемой из них – Святителя Николая – горит лампада, подаренная храму российским императором Николаем ІІ в год его восшествия на престол, о чем свидельствует соответствующая надпись на металле.

Лахва

До появления на Лунинетчине железной дороги Лахва являлась крупнейшим здесь населенным пунктом. Этому способствовало расположение поселения на старинном тракте, который вел из Вильно через Новогрудок, Несвиж и Давид-Городок к границам Османской империи. Паромная переправа через Припять, называемая «лахвенским перевозом», играла на этом пути очень важную роль.

Прежде здесь проживало много евреев, работала фабрика плетеной мебели. Мирную жизнь перечеркнула война. Все еврейское население было заключено в гетто. В центре нынешней деревни стоит обелиск, им обозначено место, где 3 сентября 1942 года вспыхнуло восстание узников гетто. 600 человек сумели бежать и влиться в партизанские отряды, остальные погибли.

Синкевичи

На местном кладбище в окружении старых крестов стоит старейший деревянный храм Полесья – Свято-Георгиевская церковь, срубленная на рубеже XVII-XVIII веков как униатская и обновленная в 1830 году. Она является классикой полесского деревянного зодчества.

Недалеко от деревни, в урочище Потовский Остров, возвышается курган. Его называют татарской могилой. Это напоминание о крымских татарах, которые совершили грабительский набег на Случчину, но были разбиты на берегах Лани под Клецком.

Лунин

Старейшее поселение района, имевшее прежде название Большой Лулин. Последними его владельцами являлись князья Друцко-Любецкие. Здесь находился их дворец, в 1918 году он был сожжен вместе с богатой библиотекой и больше не восстанавливался. В 1824-1825 годах в имении жил и учил рисованию княжеских детей художник Михаил Кулеша. В 1875 году местный священник Платон Тихонович на основе исследований говоров Лунинетчины написал «Белорусскую грамматику». В местной школе имеется музей, в котором собраны материалы на эту тему. Друцко-Любецкие являлись меценатами двух лунинских храмов. Построенный ими костел не сохранился, а вот Борисо-Глебская церковь действует и сейчас. В эпоху воинствующего атеизма с нее сняли кресты, а сам храм приспособили под склад. Лишь в годы перестройки святыня была возвращена верующим.

Белое озеро

Лунинецкий район известен миру как уголок не тронутого мелиорацией Полесья. На его территории находится несколько биологических заказников республиканского значения. Один из них, «Лунинский», расположен между реками Бобрик и Цна. Заказник «Лунинский» - это настоящая лесная аптека, в которой можно встретить 202 вида лекарственных растений. Среди первозданных лесов находятся два небольших живописных озера – Белое и Черное. Белое часто сравнивают со Свитязью, оба они схожи по форме, площади, глубине и прозрачности воды. Роднит и то, что в Беларуси только в них произрастает редчайшее растение - лобелия Дортмана.

Посмотреть фотографии


9144
0


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Проще простого – взять путеводитель или примкнуть к группе туристов, чтобы вслед за...
11323
Если посмотреть на карту Пружанского района, то на фоне остальных регионов Брестской...
6714
Расположение Брестского района – на границе с Польшей и Украиной – обуславливает его...
9316
Основные достопримечательности Березовщины компактно разместились вблизи главной...
9439
Вас уже порадовали нынешние цены на клубнику?






Ответить