Она бодра, активна, жизнерадостна и по-прежнему щелкает сложные математические задачи как орешки. «Уходить от дела, которое ты любишь и которым занимался всю жизнь, всегда непросто, но мне было легче потому, что я по большому счету так и не рассталась ни с учениками, ни с математикой», – говорит Тамара Степановна Исаенко, в девичестве Грушецкая. Первой директрисе гимназии № 1 Бреста исполнилось 75 лет, и она считает, что это «совсем не возраст».
В семье Грушецких росло трое детей, и все стали математиками. Тамара Степановна уверена, что тяга к точным наукам и стремление любую задачку разложить по полочкам у них от отца. Глава семейства, всю жизнь проработавший бухгалтером, имел четыре класса образования, острый аналитический ум и врожденную способность к логическому мышлению. И, наверное, немалый педагогический талант, если сумел заразить детей любовью к «царице наук».
Правда, у Тамары была попытка устроить свою судьбу по-другому. Сразу после школы, которую она окончила с золотой медалью, девушка из белорусского города Орши поступила в Воронежский государственный университет на отделение геодезии и картографии. «Очень романтики хотелось», – с улыбкой комментирует она теперь свой тогдашний демарш. Но через год отделение вдруг закрыли, и студентам предложили продолжить учебу в Новосибирске. А так как уезжать очень далеко от дома Тамаре не захотелось, то с геодезией она рассталась, и в 1955 году стала студенткой-первокурсницей факультета математики Витебского пединститута. Но жизнь, как известно, порой делает совершенно неожиданные кульбиты: спустя пять лет, только-только получив диплом, Тамара вышла замуж за Николая Исаенко, кадрового военного, и поехала за ним… в Новосибирскую область.
Почти по Макаренко
Школа в небольшом городке Бердске стала для молодого педагога первым боевым крещением. Вчерашней студентке без каких-либо скидок на возраст и отсутствие опыта дали самый трудный в школе класс. Из милиции она поначалу не вылезала. То мальчик из семьи, где в нескольких поколениях отмечались попытки суицидов, свел счеты с жизнью. То жильцы одного из домов пожаловались, что ее ученики устроили на чердаке притон. То девочка прибегает: отец-пьяница хочет вынести из подвала всю картошку и продать. В поисках своих учеников учительница математики исследовала чердаки. Помогала своим подопечным «держать оборону» против их отцов, терроризировавших семьи. Убеждала и пыталась привить детям другие интересы. Когда говорят: капля камень точит, то это как раз тот случай. Однажды Тамара Исаенко пришла в школу с новой стрижкой. На следующий день все девочки в «неуправляемом» классе продемонстрировали точно такие же прически. Только тогда она поверила, что сумела стать в глазах своих мальчишек и девчонок весомым авторитетом.
Молоденькую учительницу, игравшую с учениками в футбол и до полуночи готовившуюся с ними к смотру художественной самодеятельности, «трудные» подростки обожали, беспрекословно ее слушали и еще долго писали письма, когда ей пришлось уехать к новому месту службы мужа.
От лаборанта до директора
В 1966 году семья Исаенко приехала в город Ужур Красноярского края. Еще одной ставки учителя математики в местной школе не нашлось, и Тамара Степановна согласилась работать лаборантом в кабинете химии, потому как до сих пор считает: никакая работа не бывает зазорной. Но возиться с колбами и пробирками ей долго не довелось. В школу «из области» прислали контрольную по математике, оказавшуюся неожиданно сложной, одно задание не смогли решить ни ученики, ни учителя. Тогда директор вспомнила о новенькой лаборантке с дипломом математика. «О, так здесь же просто, – сказала Тамара Степановна. – Надо сделать вот так и вот так». И протянула директору листок с решением.
![]() |
На уроке у коллеги. И кто скажет, что математика – это скучно? |
Надо ли говорить, что вскоре свободная ставка математика в школе отыскалась. Однако поработать «просто учителем» Тамаре Исаенко довелось не больше полутора месяцев. Директор школы неожиданно ушла на другую должность, а освободившееся место предложили… новой сотруднице. Такая вот получилась стремительная карьера. Правда, школой Тамара Степановна Исаенко руководила всего два года: после рождения второго ребенка она предпочла вернуться к работе учителя.
Но на какой бы должности она ни трудилась, ее общение с учениками никогда не ограничивалось стенами школы и продолжительностью урока. Она ходила с детьми в походы, пела с ними у костра и с азартом готовилась к костюмированным новогодним балам, традиционно проходившим в школах Ужура. На первый свой здешний бал она пришла в костюме Бабы-яги, чем привела в ужас некоторых своих коллег («Как можно! Что скажут дети?!»), и с саночками, на которых горой лежало мороженое. После этого по настоянию детей каждый Новый год в школе проходил под знаком обаятельной Бабки-ежки, щедро раздававшей сладкие лакомства. Спустя много лет идею устраивать костюмированные балы, куда ни один человек, включая завучей и директора, не мог попасть без соответствующего облачения, Тамара Степановна принесла в гимназию № 1 Бреста.
Первая – значит лучшая?
В город над Бугом семья Исаенко перебралась в начале 70-х. Тамара Степановна десять лет проработала заведующей методическим кабинетом гороно, пока в 1984 году ее не назначили директором школы № 1. Уже тогда это учебное заведение имело особый неофициальный статус лучшего. Возможно, потому, что ее коридоры и классы все еще хранили память о довоенной гимназии, которая располагалась в этих стенах. «Мы не коллекционировали педагогическую элиту, не собирали со всего города блатных детей, – вспоминает Тамара Степановна. – Но уровень подготовки воспитанников был высочайший: 94 % выпускников поступали с первого раза в вузы страны». Физико-математический уклон школы был настолько явный, что многочисленных победителей олимпиад высокого ранга наперебой приглашали на учебу в самые престижные вузы бывшего СССР. Школа давала много больше, чем обычные знания, и просто созрела для более высокого уровня. И когда в сфере образования начались новые веяния, в школе № 1 Бреста решили: первой гимназии в Бресте быть именно здесь!
«Это была огромная работа, – рассказывает Тамара Степановна. – Мы организовали встречу со старыми гимназистами, еще жившими в Бресте, и они помогли нам понять и почувствовать, к чему нужно стремиться. Мы объехали лучшие гимназии Минска, Москвы и Санкт-Петербурга, побывали в Люблинском лицее, прежде чем подать соответствующую заявку в Министерство образования. Знали бы вы, сколько я поездила в Минск, утверждая учебный план!» Постулат, который вывели для себя директор школы и ее коллеги: гимназия должна прежде всего воспитывать и растить личность.
![]() |
Сентябрь 1956 года: студенты помогают поднимать целину (Тамара Грушецкая в центре). |
А параллельно росли и сами учителя. В первый год работы в новом статусе гимназия совместно с кафедрой психологии Брестского пединститута им. Пушкина подготовила опросные листы для педагогов, с ними провели деловые и социальные игры. После этого буквально все заметили: нам не хватает знаний, мы зациклились на догмах. И это говорили про себя лучшие учителя города! После этого в гимназию пригласили известного московского педагога Надежду Щуркову, которая неделю читала лекции и проводила тренинги… Постепенно в гимназии формировалась своя педагогическая элита. Тамара Степановна с теплотой вспоминает своих коллег: «русистов» Светлану Афанасьевну Юденко, Олега Ивановича Вольфсона и Клавдию Анатольевну Лабуду, математика Людмилу Анатольевну Писаревич, физика Юрия Григорьевича Койфмана, уехавшего потом в Лос-Анджелес, химика Симу Лазаревну Чечик, живущую сейчас в Израиле…
Так в Бресте появилось новое образовательное учреждение с совершенно особой атмосферой. Здесь все важные решения принимались исключительно советом гимназии, в который в равных пропорциях входили ученики, их родители и педагоги. Здесь учителя никогда не делали прилюдно замечания ученику, и тем более – коллеге, тон признавался только спокойный и уважительный, а за каждым гимназистом закреплялось неотъемлемое право выбора. Никто не тянул детей ни в какие кружки, но в 90-е годы таковых здесь работало около сотни, и не было ни одного гимназиста, который бы хоть чем-то не увлекался. «Мы жили как одна семья», – вспоминает Тамара Степановна. Сразу после создания гимназии к ее физико-математическому профилю добавился гуманитарный, затем – информатико-математический и химико-биологический, и по каждому из них ученики неизменно становились победителями и призерами предметных олимпиад самого высокого уровня. И продолжают побеждать сейчас.
Математика везде!
Однако при всей своей директорской загруженности Тамара Степановна не переставала быть математиком и учить детей так, чтобы они умели «видеть математику вокруг себя», ощущать в ней потребность, находить прелесть в математической логике, «раздвигать горизонты». Куда бы ни ехали, на каких экскурсиях ни были ее ученики, они знали: после поездки надо обязательно составить задачку по теме, которую они сейчас изучают. Самые оригинальные и интересные из этих задач потом вошли в математические сборники, которые издавались в гимназии. Тамара Степановна с гордостью показывает свое богатство: 40 сборников задач, составленных ее учениками.
![]() |
В Ужуре (Тамара Исаенко в центре). |
«Ведь в чем проблема современной школы – детей совсем не учат анализировать! Их не учат устному счету!» – переживает Тамара Степановна. Сама она на каждом уроке две-три минуты неизменно отводила на устный счет или разминку «на логику», всегда умела так объяснить тему, что она становилась простой и понятной.
«Я обожаю решать задачи», – признается она. Даже на даче, когда летним полднем домочадцы устраивают себе сиесту, она садится за математические сборники. «Попадется какая-нибудь заковыристая, ведь не успокоюсь, пока не решу, – смеется Тамара Степановна. – Если уж совсем зайду в тупик, звоню брату. Женя, есть какие-нибудь идеи? Так и созваниваемся весь вечер, пока кого-нибудь не осенит». Она считает себя счастливым человеком: у нее двое взрослых и вполне успешных детей, с нею рядом надежный муж, с которым она прошла по жизни рука об руку, она продолжает активно участвовать в мероприятиях ветеранских организаций педагогов города и области. А самое главное – у нее по-прежнему есть возможность заниматься любимым делом, учить детей математике. А что еще надо для счастья?
Из сборника задач, составленных учениками 5-х классов гимназии № 1 Бреста (2000 – 2001 учебный год, преподаватель Т.С. Исаенко).
Румянцев Антон: «Морж перекопал участок морского дна своими бивнями и нашел себе на обед различные ракушки: рапаны, мидии, устрицы. 27 % от всего найденного составили рапаны, 17 % – мидии, 36 % – устрицы. Остальную пищу растащили другие обитатели моря. Сколько рапанов, устриц и мидий съел морж, если ему не досталось 1,6 кг пищи?»
Никонюк Саша: «Шум – это неприятный звук. Измеряется уровень шума в децибелах (дБ). При падении листа возникает звук в 10 дБ, что составляет 1/11 часть звука, возникающего при взлете самолета. Из всех животных самые громкие звуки может издавать синий кит – на 55 % больше, чем общий звук, возникающий при падении листа и взлете самолета. Какой процент составляет звук при падении листа к звуку, который может издавать синий кит?
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.