14 июл / 2020

Какими должны быть уроки информатики, чтобы появились новые «Танки» и Viber?

09 сентября 2016

Будущее страны сегодня многие - и не без оснований - связывают с развитием IT-технологий. Ну а успех в этой сфере напрямую завязан на то, как школа «зажигает» будущих Джобсов, Гейтсов, Цукербергов... Итак, размышляем над уроками предмета под сухим названием «информатика». В новом учебном году его преподавателей и школьников ожидают изменения. О том, что соответствующая программа преподавания значительно отстала от современной жизни, говорят и педагоги, и дети, и их родители. Что же поменяется по воле министерства и что ожидают родители, ученики, могут ли преподаватели-педагоги из регионов оперативно влиять на трансформационный процесс?

Изъяны учебной программы

Удивительно, но факт: алгоритм преподавания «информатики» за 10 лет практически не поменялся. Что такое Интернет, как работать на компьютере с базовыми программами знают еще четвероклашки. Но до сих пор в 6-м классе детям рассказывают и показывают, что такое компьютерная мышь и клавиатура, обучают работе с «Блокнотом», «Калькулятором», всем известным графическим редактором... И на эти «пустые» уроки отводится аж 35 часов! Более серьезное начинается только в конце школы: ребята учатся работать с базами данных, изучают азы программирования.

Программа «хромает» не только содержанием, но и своей хронологией.

- MS PowerPoint (приложение для создания презентаций) дети начинают изучать только в 7-м классе, в то время как от них по учебе этого требуют гораздо раньше. То же самое и с приложением MS Word. С помощью текстового процессора многие ученики начальной школы готовят рефераты и сообщения, - говорит учитель информатики гимназии № 1 Бреста Константин Шаров.

- Сейчас в программе практически нет того, что может пригодиться в будущем. Мы изучаем текстовый редактор Word, в котором уже самостоятельно работаем не первый год. Графический редактор Paint я бы лучше заменила на Photoshop. Что-то полезное для себя открыла лишь в некоторых темах с 9-го по 11-й класс, - говорит выпускница СШ № 7 Бреста Анастасия Горбань.

Солидарны с учениками и многие родители, педагоги.

- Нужно полностью менять программу. Большинству старшеклассников просто скучно на уроках, - высказывает свою точку зрения учитель информатики СШ № 6 Кобрина Виктор Логвинович.

Подводные камни учебных пособий

Еще больше, чем учебная программа, отстали от жизни учебники по информатике.

- Содержание пособий устарело лет на 10. К примеру, там рассказывается о работе в Office 2003 года, хотя сейчас везде используется версия 2007-го, а то и 2010 года. В итоге, чтобы подать детям ту или иную тему, приходится индивидуально готовиться к уроку, делать скриншоты, писать подробный конспект, - рассуждает Константин Шаров.

Учебники устаревают довольно быстро, и переиздавать их каждый год-два нерентабельно. Выход из ситуации преподаватели видят в электронных пособиях.

Какие изменения ожидаются в ближайшем будущем

С нового учебного года детей ждут изменения в школьной программе по информатике.

- Наиболее серьезно она изменена в 6-м классе: значительно сокращена часть теории об устройстве компьютера, станет больше практических занятий. Ребята будут знакомиться с общеупотребительной терминологией предмета, они подробно будут рассматривать файловую систему, действия с папками, файловыми менеджерами. Уже проводился конкурс по разработке учебников, известен победитель. Скорректировано также содержание программы для 10-го и 11-го класса, что позволит в будущем сделать переход к профильному разделению по информатике, - рассказывает заведующая лабораторией математического и естественно-научного образования Национального института образования Наталья Костюкович.

Кроме того, с нового учебного года появится факультатив по информатике. Он будет проводиться со второго полугодия второго класса. В частности, достаточное внимание уделяется компьютерным мини-играм, которые способствуют закреплению знания алфавита, формированию навыков устного счета.

Почему мало добровольных «реформаторов»?

В учебную группу, которая разрабатывала новую школьную программу по информатике, вошли учителя-методисты и учителя высшей категории, ученые из столичных вузов и школ, а также из Гродно, Витебска и Могилева. А вот специалистов из Брестской области не было. Доступ к разработке информационных программ открытый, в конкурсе может участвовать любой желающий. Но сами учителя не особо рвутся «в бой».

Как говорят педагоги, которые ранее состояли в учебной группе, это требует времени и самоотдачи. К тому же все следует делать параллельно с основной работой. Оплата - минимальная, а многие выстраданные инициативы, предложения попросту пропадают: нет должной поддержки со стороны представителей Минобразования. Отсутствие качественного подхода и необходимых ресурсов для разработки современной учебной программы приводит к соответствующим результатам. Если судить по тому, как реформирована программа для 6-го класса - изменения недалеко ушли от прошлогодней программы. И есть вероятность, что очередная реформа в сфере образования не найдет поддержки ни со стороны учеников, ни со стороны их родителей. Иначе говоря, такой перспективный урок, как информатика, постепенно может перерасти в часы «зряшного» школьного досуга.

Мнения преподавателей

Андрей Козинский, доцент кафедры прикладной математики и технологии программирования БрГТУ:

- Информатику надо изучать в начальной школе, где учащиеся обучались бы знаниям и умениям, необходимым современному пользователю компьютера. А уже к 7-му классу они должны определиться с собственными предпочтениями, с выбором профессии. С этого времени и должна наступать специализация. С 7-го класса в программу может быть включено программирование. В старших классах - элементы теории информации (кодирование, измерение, передача), теория алгоритмов, базы данных, компьютерные сети, основы Интернета (концепции и сервисы) и многое другое. Эти разделы информатики имеют физико-математическую составляющую и потому не каждому под силу. Необходимо знакомить детей с современными мобильными технологиями, операционными системами.

Елена Лукьянчук, учитель информатики СШ № 7 Бреста:

- Некоторые темы, такие как Paint, Word и другие офисные программы, необходимо перенести на начальную школу. При этом важно правильно соотносить часы и темы на изучение в зависимости от возраста детей и их знаний. Надо тщательно продумать, как сделать программу, адаптированную под современное программное обеспечение. Также стоит создать профильные группы по информатике в зависимости от предпочтений и задатков детей: кто-то будет изучать компьютер больше на пользовательском уровне, а кто-то - делать упор на программирование.

Опыт зарубежных стран

Англия

Пользоваться компьютером и iPad дети начинают еще с начальной школы, местами - и с детского сада. Малыши учатся владеть мышкой и осваивают легкие программы. В средней школе ребят учат тому, что в жизни они смогут применить и использовать. К примеру, изучают программу «КОДУ», в которой программируют и создают свои компьютерные игры. Также на уроках информатики детей учат, как регистрироваться онлайн, как открыть счет в банке, в рамках обучения школьники разрабатывают свой полноценный бизнес-проект.

Польша

В каком классе стартует изучение предмета информатики, во многом зависит от учебного заведения. В среднем с 4-го класса начинают изучение программ Paint и Word. В 5-м классе нет информатики. В 6-м приступают к Excel и PowerPoint. А через два года перерыва начинается программирование, детей также знакомят с опасностями в Интернете.

Австралия

В отдельных штатах Австралии обучение детей программированию начинается с 3-го класса. В 7-м классе школьники приступают к изучению языков программирования, в 9-10-х классах учащиеся осваивают объектно-ориентированное программирование. 

Россия

В некоторых школах уроки информатики начинаются с первого класса. На них младших школьников знакомят с основами логики и алгоритмов. В старших классах детей обучают языкам программирования (правда, в подавляющем большинстве случаев Паскалю и Бейсику).

 

 


4774
6
Меня это радует (100%)
Мне все равно (0%)
Мне это интересно (0%)
Меня это злит (0%)
Станислав
02.12.2016 07:20
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Людмила
Когда-то и предмет "тригонометрия" из школы убрали, но синусы-косинусы все равно знают.
Людмила
06.11.2016 10:59
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Владимир
Информатику как отдельный предмет из школы надо убрать, а вот преподавание всех прочих полезных дисциплин производить с применением компьютеров. Для этого проредить густо заросшие сорняками грядки учителей, живущих еще в XX веке. Не согласна с такой позицией, т.к. в свое время убрали из школьной программы черчение, ссылаясь, что все будет делать компьютер, не зная предмета информатика, равносильно тому, что учить читать не зная азбуку и буквы, так, что все предметы нужны и применение в них компьютерной техники требует изучения. Людмила.
Станислав
08.10.2016 17:07
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Владимир
Справка: 35 лет тому назад в нашей стране учебного предмета "информатика" еще не было. Я же уроки провожу уже 42 года, по физике, правда, но без использования компьютера ни один не обходится. И во время своих уроков приходится то, чему учителя информатики не научили, доучивать. Поэтому то и считаю, что этот предмет как самостоятельный абсолютно не нужен.
Владимир
24.09.2016 15:23
ответить ответить с цитатой
Светлане Яценюк посоветовал бы поговорить с обычными учителями, а не только с К. Шаровым и др. Многие ли школы в области имеют легальный пакет офис 2010? А пробовали ли вы проверить детские работы по Word? Как надо! Посчитать все лишние пробелы, перепутанные буквы латиницы и кириллицы сходного начертания и т. д. Я, учитель информатики, хоть и бывший даже в официальных бумагах находил столько ошибок форматирования документов, складывается впечатление, что люди после печатной машинки сели за компьютер. Знают как загрузить программное средство, знают как сохранить, распечатать, знакомы с клавиатурой. А компьютерная грамотность это не для них. Вносить в изменения в существующую программу нужно вдумчиво и осторожно! Мир информатики развивается очень динамично. И вобрать все, что есть в мире в программу средней школы невозможно. Больше всего в статье досталось Paintу. А ведь большинство его досконально не знают! В лучшем случае могут нарисовать кое как линию, да пролить краску. А я в этой программе рисовал топографические карты для туристов. В цвете в масштабе. Ну Photoshop? Это профессиональная программа для работы с фотографиями. Станут дети фотографами - выучат. Навыки работы в Paint не помешают. И последнее возраст. Все дети разные, одни готовы изучать информатику с начальной школы, а для других она трудна и в 7 классе.
Владимир
24.09.2016 15:02
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Станислав
Этот рядильщик грядок хоть один урок провел? Я это говорю с высоты своего 35 летнего педагогического стажа. Я учитель информатики, сейчас на пенсии. В нашей педагогической практике реформ было предостаточно. Да вот беда реформаторы были типа Станислава, ни одна реформа не была закончена. Сейчас мы в новой реформе. Благодать для реформаторов и беда для школы. На мой взгляд нужен один росчерк пера министра: "Не мешать работать учителю". Командиров слишком много.
Станислав
09.09.2016 17:25
ответить ответить с цитатой
Информатику как отдельный предмет из школы надо убрать, а вот преподавание всех прочих полезных дисциплин производить с применением компьютеров. Для этого проредить густо заросшие сорняками грядки учителей, живущих еще в XX веке.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Определены победители экологического конкурса «Энергия солнца для зеленых...
2283
Этот штамм уже успел пройти одну из трех мутаций, которые нужны для того, чтобы успешно...
1637
Любопытная информация на сайте Брестского облисполкома. «Департамент по гуманитарной...
1487
Абитуриентам, а также их родителям: «Актуальные вопросы вступительной кампании» -...
1446
Работаете ли вы по полученной специальности/по одной из?









Ответить
Вы планируете покупать электромобиль в ближайшей пятилетке?







Ответить