В Пинске прошло заседание белорусско-украинской рабочей группы по вопросам эксплуатации Белозерской водопитающей системы Днепровско-Бугского канала.
Днем раньше украинская делегация, возглавляемая начальником Волынского облводхоза Юрием Бахмачуком, осмотрела гидротехнические сооружения в Кобрине, побывала на объектах Белозерской водопитающей системы (ВПС) в Дрогичинском районе, на Жировском канале, ознакомилась с состоянием белорусского участка Ореховского канала, по которому из Ореховских озер, что на территории Украины, вода поступает в Днепровско-Бугский канал (ДБК).
На совещании рабочей группы, образованной в рамках соглашения между правительствами Республики Беларусь и Украины о совместном использовании и охране трансграничных вод, председательствовал начальник управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций РБ Бронислав Говоровский. Важнейшими на повестке дня значились вопросы улучшения экологического состояния Белозерской водопитающей системы, реконструкции Днепровско-Бугского и Жировского каналов.
Государственная граница проходит через Белое озеро в Дрогичинском районе (отсюда название – Белозерская ВПС) и далее более 10 км по Жировскому каналу. Этот канал соединяется на территории того же района с Днепровско-Бугским недалеко от д. Малиновка. Таким образом, нормальная жизнедеятельность ДБК не в последнюю очередь зависит от состояния дел на украинской территории, в бассейне Волянского, Святого и того же Белого озер. В свою очередь пропуск паводковых вод по Белозерской ВПС исключает затопление значительной части Волыни и обеспечивает проточность каскада указанных озер.
А между тем Днепровско-Бугский канал был построен как судоходный и является составляющей международного водного пути Е-40 между Балтийским и Черным морями. Со строительством в бассейне Верхней Припяти водохозяйственных объектов он стал многофункциональным, сейчас от канала зависят десятки мелиоративных систем, работа предприятий сельского и рыбного хозяйств. Сегодня на ДБК активно развивают малую энергетику, неплохую перспективу имеет экологический туризм.
И все же, считают в Министерстве транспорта и коммуникаций РБ и в РУЭСП «Днепробугводпуть», оставаясь транспортной частью соединения Днепр-Висла-Одер, Днепровско-Бугский канал должен служить укреплению торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время западноевропейские, польские и белорусские специалисты прорабатывают проект восстановления единой водной магистрали Е40. Для его успешной реализации на начальном этапе необходимо решить вопросы реконструкции гидротехнических сооружений ДБК, а также гарантированного обеспечения канала водой.
Предложения белорусской стороны на заседании рабочей группы озвучил начальник проектно-изыскательского отдела РУЭСП «Днепробугводпуть» Василий Подгурский. Он обратил внимание украинских коллег на две основные проблемы – недостаточный объем воды в Днепровско-Бугском канале для обеспечения судоходства в маловодные годы и недопустимые нагрузки на Белозерскую ВПС и ДБК при пропуске большого объема воды во время половодий в многоводные годы. Украинскую сторону в свою очередь волновало неудовлетворительное экологическое состояние Волянского, Святого и Белого озер.
Наиболее перспективным решением всех трех проблем, по мнению белорусской стороны, является строительство возле деревни Малиновка в Дрогичинском районе водохранилища «Жировское» площадью 669 гектаров с заполнением его самотеком из Верхней Припяти через озера Волянское, Святое, Белое и далее по реконструированному Жировскому каналу.
Жировский канал соединяет озеро Белое в Дрогичинском районе с ДБК, его главное предназначение – аварийный сброс паводковых вод при весеннем половодье. Однако сегодня он практически бездействует, поскольку русло заросло кустарником и перекрыто многочисленными бобровыми плотинами. Максимальная пропускная способность – не более 5 кубометров воды в секунду.
Для наполнения Жировского водохранилища существующему одноименному каналу потребовалось бы пропускать не менее 20 куб. м воды в секунду. Выполненные изыскания показали, что с такой задачей он не справится даже после расчистки и углубления. А потому рекомендовано параллельно прежнему руслу от истока (озеро Белое) до проектируемого водохранилища проложить новый канал протяженностью 18,25 км.
Строительство водохранили
ща позволит в весенний период аккумулировать здесь 21 млн куб. м воды с последующим использованием ее в навигационный период и обеспечивать необходимые экологические условия по сохранению каскада украинских озер.
На восточном склоне ДБК сегодня расположены четыре судоходных шлюза. Проектом предусмотрена реконструкция двух из них – «Ляховичи» и «Рагодощ», другие два – «Переруб» и «Овзичи» – исключаются из хозяйственной деятельности. На этих участках запланирован комплекс работ по углублению дна Днепровско-Бугского канала.
С целью рационального использования воды намеченного к строительству водохранилища предлагается возведение малой ГЭС мощностью 75 кВт. Подготовленный белорусскими транспортниками проект украинской стороной одобрен. Рабочая группа в полном объеме удовлетворила требования Государственного пограничного комитета. Для обеспечения несения пограничниками службы по охране южных рубежей страны предусмотрено строительство мостовых и трубчатых переездов через каналы.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.