Невероятные объемы данных в Сети были совершенно бесполезны без возможности поиска среди них нужной информации. Понятно, что вручную что-то искать на более чем двухстах миллионов сайтов – глупая затея. И здесь на помощь человеку снова пришли машины.
На заре интернета сайтов было так мало, что они все прекрасно умещались в тематических каталогах. Заходим на сайт каталога, выбираем категорию «Автомобили», подраздел «Ремонт авто», подраздел «Продавцы запчастей» – вот, пожалуйста, целых три интернет-страницы!
Эти славные времена давно прошли, хотя каталоги и сейчас достаточно популярны. Нынче правят бал специализированные «поисковые системы», которые помогают найти сайты, где наиболее полно раскрыт интересующий пользователя вопрос. Вводим в строке поиска «советы по энергосбережению» и вуаля, нам сразу предлагают сотни и сотни страничек с этими самыми советами на разнообразных сайтах. Теперь остается только выбрать самое нужное и интересное.
Как работают поисковые системы? Очень просто: они собирают на своих мощных компьютерах всю информацию из Сети, до которой могут дотянуться (специальные роботы постоянно исследуют свежие интернет-сайты и странички) и сортируют её: так, этот – о Минске. Пометим: «Минск», «карта Минска», «транспорт», «столица Беларуси»… А потом, когда пользователь задаст свой вопрос, поисковая система при помощи очень сложных алгоритмов выбирает именно те страницы, которые помогут максимально полно ответить на него.
Как правило, в ответе поисковой системы первыми стоят страницы и сайты, которые, по её мнению, наилучшим образом могут ответить на запрос пользователя. Однако в ответ на тот или иной запрос может выводиться и реклама (например, на запрос «где купить холодильник в Минске?» может выдаваться, например, ссылка, ведущая на сайт фирменного магазина завода «Атлант») – однако поисковые системы стремятся всегда четко отделять рекламные результаты от обыкновенных.
Но всё равно нужно быть начеку и проверять не только первые несколько сайтов среди результатов поиска: иногда владельцы сайтов предпринимают специальные меры, чтобы именно их проекты выдавались поисковой системой в результатах повыше. Причем эти меры совсем не означают, что сайт – хороший, что он максимально полно соответствует заданному пользователем вопросу. Чаще всего желание быть повыше в ответах на поисковые запросы характерно для интернет-магазинов – им важно, чтобы именно их сайт выводился на первом месте в ответе на запрос, например, «стиральная машина», при этом ни качество работы, ни цены, ни гарантия у первого сайта в поисковой выдаче далеко не всегда будут первоклассными.
Что же лучше спрашивать у «поисковиков» (так называют поисковые системы в обиходе пользователи Сети)? Спрашивайте о том, что бы вы хотели найти в Сети – «мультфильмы Норштейна», «рецепт украинского борща», «карта Кобринского района»… Не слишком увлекайтесь вопросами на человеческом языке («Какие рестораны в Москве работают по вторникам круглосуточно?»), лучше формулируйте их отрывистыми словами, а-ля – «ресторан Москва круглосуточно вторник». Несмотря на то, что поисковые системы совершенствуются и уже достаточно успешно распознают запросы на естественном языке, фразу «чем кормить волнистого попугайчика?» можно безбоязненно дополнить или уточнить вопросом «корм волнистые попугаи».
Не стесняйтесь менять порядок слов в запросе, использовать синонимы и менять окончания. Если результаты не соответствуют ожиданиям, воспользуйтесь сложными конструкциями в запросах – у каждой поисковой системы они свои. Наиболее характерны кавычки: заключенная в них форма будет искаться именно в указанной форме, без каких-либо изменений. Например, для запроса «статья “Евгений Онегин”» будет вестись поиск по слову «статья» и по точной фразе «Евгений Онегин», но сайты, где встречается фрагменты «Евгении Онегине» или «как говорил Онегин наш Евгений» не попадут в выдачу (а в результаты запроса «статья Евгений Онегин» – попали бы).
Ещё один характерный символ для интернет запросов – знак минуса. Он говорит о том, что пользователя (т.е. вас) интересуют те сайты, где это слово не встречается. Например, в ответ на запрос «Евгений Онегин –Татьяна» поисковая система предложит вам те страницы, где встречаются формы слов «Евгений» и/или «Онегин», но не встречается слово «Татьяна».
О том, как искать наиболее эффективно можно говорить очень долго – мы коснемся этой темы в следующем материале, н
о до его выхода вы можете найти в Сети достаточно информации на сей счет, не поленитесь её изучить. Рекомендуем в первую очередь http://help.yandex.ru/search/?id=1111203, http://search.tut.by/?help и http://www.google.ru/support/websearch/bin/answer.py?answer=35889. Впрочем, главное – практика. Выбирайте наиболее подходящий для себя поисковик и полный вперед!
Лучший поиск по белорусским сайтам предлагает search.tut.by. По русскоязычным – ya.ru. Мировой лидер в области поиска (все языки, все страны) – google.com. Помимо этих «монстров», существует множество специализированных поисковых систем: научных, медицинских, специализированных…
В них можно гораздо проще и быстрее найти какие-то специализированные материалы. Но пока вы точно не знаете, что вам нужно и ещё не освоились с базовыми навыками, сперва потренируйтесь искать и находить нужное в тех системах, которые мы посоветовали чуть выше. Дерзайте!
Дмитрий Титов
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.