26 августа на Брестчине состоялся большой педсовет, в котором приняли участие не только работники образования, но и руководство области, председатели горрайисполкомов. В повестке дня значились вопросы повышения качества образования в регионе, укрепления здоровья подрастающего поколения, создания условий для творческого развития, социальной адаптации и профориентации учащихся и т. д. Кстати, прежде чем собраться на пленарном заседании в кобринском Дворце культуры, участники педагогической августовской конференции посетили ряд лучших учреждений образования области. И воочию увидели: за передовым опытом далеко ехать не нужно.
Лучше один раз увидеть
Шесть секций, по которым распределили участников конференции, работали по всей области. Кто-то побывал в Ивановском районе, кто-то познакомился с педагогическим опытом в Березовском, Жабинковском районах или в Кобрине.
Признаюсь честно, ностальгией по школьным годам никогда прежде не страдала. Хотя у меня были прекрасные учителя, школа и одноклассники. Но экскурсия по брестской СОШ № 20 впечатлила настолько, что поймала себя на мысли: если уж самой поздновато сидеть за партой, то внучку сюда определила бы без тревог и сомнений. Потому что в этой школе действительно созданы все условия и для получения качественного образования, и для творческого развития личности. Прекрасные школьные музеи и тематические экспозиции, высококвалифицированный педагогический коллектив, тесная связь с шефствующими предприятиями, активность попечительского совета…
Всех слагаемых успешной школьной жизнедеятельности и не перечислить. А вот к чему это в итоге привело, назвать стоит: в двадцатой школе нет временщиков. Учителя, учащиеся и родители являются полноправными компаньонами в общем деле. Неудивительно, что комфортные условия здесь – величина постоянная, что мальчишки и девчонки уже в подростковом возрасте начинают увлекаться наукой, что на протяжении нескольких лет более 60 процентов выпускников этой школы поступают в вузы.
Есть чему поучиться и в учебно-педагогическом комплексе детский сад – начальная школа № 7 г. Бреста. В отличие от двадцатой школы, которая нынешней осенью отмечает 45-летний юбилей, этот УПК – очень молодое учебное заведение, открылось лишь в январе 2006 г. Но интересных наработок здесь хватает. В процесс обучения включено множество программ, в том числе изучение на повышенном уровне английского языка, а также информатики и компьютера. В стенах комплекса действуют пять факультативов и музыкальная школа, есть гимнастический зал, бассейн, класс хореографии. Так что от родителей, желающих записать сюда своих чад, нет отбоя.
Болевые точки
Но путешествовавшие по показательным адресам участники большого педсовета прекрасно понимали, что образовательной действительности в целом еще далеко до совершенства. И это подтвердил в своем докладе губернатор Брестчины Константин Сумар: на нужды образования выделяется ежегодно треть областного бюджета (в текущем году, например, 95 миллиардов рублей), но в области 600 с лишним школ, и каждая третья располагается в старом здании. Капитальные и текущие ремонты, возведение новых детских садов и школ, реконструкция старых – все это требует солидных средств.
А ведь кроме строительных достаточно забот. Не секрет, что дошкольные учреждения остро нуждаются в медицинских кадрах, есть потребность в обновлении мебели и кухонного оборудования. В сельской местности закрываются малокомплектные школы (нынче в списках бывших уже 13), здания без хозяйского глаза ветшают, а между тем где-то по соседству разворачивают стройку, привлекая туда государственные деньги. Сложная ситуация и с педагогическими кадрами на селе, из 100 молодых специалистов после отработки остается по месту распределения лишь 65 процентов. Устаревшая материально-техническая база профессионально-технической школы не позволяет шагать в ногу со временем.
То, что Брестская область по качеству образования не плетется в хвосте других регионов страны (по итогам нынешнего централизованного тестирования Брестчина занимает 3-е место), радует. Дипломные работы студентов Брестского технического университета носят инновационный характер и имеют практическое продолжение. Однако от застарелых проблем мы пока не ушли. По словам Константина Сумара, до сих пор профессиональная ориентация не стыкуется с запросами и направлен
иями экономики региона. Нехватка рабочих высокой квалификации – только одно из следствий этого упущения.
Домашнее задание
– Практически все школы готовы к новому учебному году. Правда, в пяти еще не завершена реконструкция, но начать занятия это не помешает. Задержка произошла не случайно, работы были так спланированы с самого начала. Если уж мы занимаемся реконструкцией, то делать это должны основательно, – сказал губернатор журналистам. – В области из года в год проводится большой объем капитального и текущего ремонта школ и детских садов, а в будущей пятилетке планируются масштабные работы по возведению дошкольных учреждений в новых и только строящихся микрорайонах Бреста.
Предстоит немало потрудиться и педагогам. Августовская конференция определила целый комплекс приоритетных направлений на ближайшее будущее. Поставлена задача по обеспечению более высокого рейтингового положения области по основным показателям качества образования (итоговая аттестация, ЦТ, олимпиадное движение, поступление в вузы). Предстоит создать механизм сопровождения и стимулирования научно-исследовательской, инновационной деятельности в системе образования Брестчины, укрепить материально-технические базы учебных кабинетов и мастерских. В плане – разработка областной программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011-2015 гг., совершенствование форм стимулирования школьников к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни и т. д.
И все-таки – с праздником всех нас! Осень-2010 обещает быть хоть и напряженной, но приятной. Учителям повысят заработную плату. А школы области после долгих каникул вновь начнут свое важное дело – сеять разумное, доброе, вечное.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.