24 окт / 2018
Брест может стать полигоном для нового вида транспорта, разработанного в БрГТУ. Но не добавит ли автоматизация безработных?

10 июня 2018

Впервые о создании беспилотного общественного транспорта задумались в конце 80-х годов прошлого века. Казалось, еще немного, и по улицам наших городов рекой потекут экипажи, в которых не только тягловая сила, но и управление будет основано исключительно на механике и автоматике. Однако заменить человеческий мозг искусственным интеллектом в данной сфере оказалось сложнее, чем научить суперкомпьютер играть в шахматы. Впрочем, научную мысль это не останавливает. Передовые умы по-прежнему убеждены: перевозку пассажиров можно и нужно доверить «электронному водителю». Причем уже в ближайшие несколько лет.

Новости Бреста

Шуть не шутит

Кафедра информационных технологий Брестского государственного технического университета, которой заведует профессор Владимир Головко, одной из первых предложила проект создания автоматизированной транспортной системы, способной взять на себя основную часть городских пассажирских перевозок. Авторы идеи настаивают на том, что искусственный интеллект не хуже и даже лучше человека справится с задачами в этой сфере. Рассказывает руководитель проекта, кандидат технических наук Василий Шуть:

«Мы в нашей лаборатории (интеллектуальных транспортных систем. - Ред.) разработали принципиально новый вид городского транспорта, который может функционировать в автоматическом режиме, без ежеминутного участия человека. Речь идет о роботизированной транспортной системе, способной заменить большую часть современных автобусов и троллейбусов».

Суть проекта состоит в следующем. На магистральных улицах выделяются две полосы для движения, в прямом и обратном направлениях. Каждая из них шириной не более полутора метров. По ним регулярно передвигаются небольшие электрокары вместимостью от 25 до 50 человек. В проекте они названы «инфобусами» (фактически это тот же электробус, только более узкий и управляется при помощи IT-технологий). Каждый электрокар оборудован компьютером, который напрямую связан с сервером. Из них образуются автопоезда, но (внимание!) на виртуальной сцепке. Какую-то часть пути автокараван следует по общему маршруту, забирая пассажиров по ходу движения. В какой-то момент его звенья (электрокары) могут дифференцироваться и ехать в разных направлениях. Для того, чтобы составить гибкий маршрут, на остановочных пунктах, оборудованных турникетами, пассажиры производят оплату проезда и заранее указывают нажатием кнопки нужную им остановку. Вся информация в онлайн-режиме стекается на сервер, и уже он выступает в роли электронного диспетчера. То бишь, система регулирует движение инфобусов таким образом, чтобы доставить всех пассажиров в соответствии с их пожеланием, по возможности наиболее коротким и быстрым путем. Это кажется фантастикой?! Отнюдь, утверждает Шуть.

Новости Бреста

«Система способна беспрепятственно перевозить большое количество пассажиров, если, конечно, создать для нее соответствующую инфраструктуру. Электрокары собираются в накопителях на конечных станциях, там же осуществляется их подзарядка. Система активирует их с момента появления пассажиров. Она полностью адаптируется к потоку. Соответственно, интервалы движения и сами маршруты могут быть разными. Кроме того, этот вид городского транспорта готов обслуживать пассажиров круглосуточно», - поясняет главный разработчик проекта. В качестве первых примеров, где могла бы появиться альтернатива привычному транспорту, он называет проспект Независимости в Минске и улицу Московскую в Бресте. Но вначале система должна пройти испытания в закрытых условиях. Тестировать ее планируют в ближайшие два года.

Команда «На старт!»?

Ученые из БрГТУ уже презентовали новый вид транспорта в НИИ «Транстехника», Объединенном институте проблем информации Национальной академии наук Беларуси, а также в РУП «Белкоммунмаш». Кстати, известное белорусское предприятие, которое производит трамваи, троллейбусы, а с недавнего времени и электробусы, проявило интерес к новой научной разработке. На дальнейшее финансирование и проведение первых испытаний Брестский облисполком уже выделил 530 тысяч рублей из инновационного фонда. Кстати, полигон для отработки возможностей транспорта будущего, скорее всего, откроется на территории технического университета уже в нынешнем году.

Предположим, все пойдет по плану, и в 2020-м в Беларуси начнется производство принципиально нового вида городского электротранспорта. Но для того, чтобы он функционировал, этого пока недостаточно. Важный этап реализации проекта, который, пожалуй, потребует не меньших затрат, чем выпуск самих электрокаров, - подготовка соответствующей инфраструктуры. Ведь инфобусы нужно будет не просто оснастить электронными модулями, связать их с сервером и обеспечить бесперебойную работу системы. А сделать так, чтобы путь каждого из нескольких десятков (а может, и сотен) электронных транспортных средств был расписан по секундам, при этом мог оперативно меняться в зависимости от ситуации. Для этого наверняка потребуются не только «умные остановки» и «умные светофоры». Вся система, включая дополнительные полосы и развязки на дорогах, должна будет функционировать как единый организм, который позволит решить главную задачу - пересадить как можно больше людей на общественный электротранспорт, заметно снизив тем самым участие в городском движении автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Возможно, начало данного проекта позволит со временем пересмотреть всю организацию и управление современным городским транспортом, в зависимости от интенсивности пассажиропотока. А хорошо известное по некоторым фильмам выражение «Карета подана!» может обрести совершенно новое звучание. 

Новости Бреста


5961
10
Меня это радует (23.3%)
Мне все равно (4.7%)
Мне это интересно (58.1%)
Меня это злит (13.9%)


Станислав
16.06.2018 10:24
ответить ответить с цитатой
«Мы в нашей лаборатории (интеллектуальных транспортных систем. - Ред.) разработали принципиально новый вид городского транспорта, который может функционировать в автоматическом режиме, без ежеминутного участия человека. Речь идет о роботизированной транспортной системе, способной заменить большую часть современных автобусов и троллейбусов» - чем-то это напоминает мне старый анекдот об английской королеве, Джоне Ленноне и Иосифе Кобзоне.
Антон
15.06.2018 09:29
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Алекс
Велосипед отвергают потому, что велосипед нигде в мире сам по себе не решил транспортную проблему.
Алекс
14.06.2018 15:05
ответить ответить с цитатой
Велосипед отвергают потому, что велосипед выгоднее всего. А проекты нужны пилить бабло.
Алекс
14.06.2018 15:03
ответить ответить с цитатой
Разработка таких дорогостоящих проектов говорит о том, что человечество в тупике потреблятства. Все подобное придвигает к предвижению на животных, как когда-то.
Анька
13.06.2018 16:08
ответить ответить с цитатой
Похоже на наземное... метро?
40 лет идею вынашивали!.. Пардон, это капец )))
И, зная не понаслышке, как тут всё реализовывается, на это уйдёт ещё лет 10. Так что расслабьтесь, граждане пассажиры. Ещё не скоро всякая безмозглая пьянь будет бросаться под новый вид транспорта.
Антон
12.06.2018 09:03
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Ядрёна Матрёна
Все возможно, в том числе и у нас, и сегодня. Беспилотные автомобили уже становятся реальностью. Нарабатывается практика их применения и уже понятно, что автомобили-роботы аккуратнее людей. Надо понимать, что проект подобного масштаба реализуется не за год и не за два. А за это время и технологии подоспеют, и законодательство. Была бы воля на то.
Другой вопрос, почему бы не начать с малого, с полуавтоматизированной системы. Этакий uber для маршруток. Представьте: вы приходите на обычную остановку, достаете телефон и через приложение указываете, на какую остановку вам нужно ехать. Система автоматически группирует запросы от разных пассажиров и формирует маршрут для обычной маршрутки с водителем. И на остановку приезжает не "девятка" или "пятнадцатый", а маршрутка, которая довезет вас до нужной вам остановки. Или же могут быть варианты, вроде уехать через 15 минут, но до нужной остановки, или через 5, но до остановки чуть дальше от цели.
Все технологии для такой системы уже изобретены. Технических затрат для реализации - чуть больше чем 0 рублей. Идея для классического стартапа. Нужна только отмашка от городских властей на реализацию - все упирается в наличие разрешения.
Ядрёна Матрёна
11.06.2018 14:05
ответить ответить с цитатой
Всё возможно, но не в наше время и пока не в нашем государстве. До таких технологий там как до луны... В случае наезда на пешехода или аварии с другим участником дорожного движения, кто будет ответственным? Это один из основных моментов использования беспилотных машин. И как исключить человеческий фактор из всего процесса? Как известно, именно он является самым слабым звеном во всем этом процессе.
HazeS
11.06.2018 12:18
ответить ответить с цитатой
Простите, но людям, которые в 2018 году создают такие "качественные" рендеры, вряд ли можно доверить колесо на шиномонтаже подкачать, не говоря уже о проектировании какого-либо транспорта.
Антон
11.06.2018 09:04
ответить ответить с цитатой
"о создании беспилотного общественного транспорта задумались в конце 80-х годов прошлого века"
Вот воистину, в конце 80х задумались, и концепцию не изменили. "Выделенные полосы", "остановочные пункты с турникетами" - ребята, очнитесь, выйдете на улицу! Там третье тысячелетие случайно наступило. Заказ и оплата - через смартфон. На худой конец для ретроградов - терминал на обычной остановке. Никаких выделенных полос. Транспорт разного размера - от бусика до автобуса подъезжает и подбирает в течение 5 минут максимум. И развозит по точкам назначения. Без водителя, разумеется и на электротяге. Только так.
Выделенные полосы оправданы только если вы хотите возить людей со скоростью выше 60 км/ч. Например, подземные или надземные пути для летающих под 200 км/ч капсул. Но в городе размером с Брест - это неоправдано. Намного важнее доступность, т.е. 5 минут ожидания даже для жителя Задвроцев.
Олег
10.06.2018 19:11
ответить ответить с цитатой
Хороший способ распила бюджетных денег.
Усидчивость традиционно считается похвальным качеством. Может, оно и похвальное, но...
1056
Брестчане Таня Ключ и Саша Бойкив решили помочь школьникам сдать ЦТ по русскому на 100...
897
Теперь можно будет получить баллы даже за ответы с ошибками Такая информация...
1461
Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи...
1713
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Заказать звонок
Ваше имя:
Телефон:
Удобное время для звонка:
Отправить