19 окт / 2019

Какие изменения могут ожидать гимназии и как это повлияет на систему среднего образования?

05 ноября 2017

Преподаватели и учащиеся уже подводили итоги первой четверти и планировали во время небольших каникул сделать передышку в учебном ритме, как страну всколыхнула новость: со следующего года в гимназиях планируют отменить вступительные испытания в 5-й класс, а детей будут набирать по территориальному признаку. Кроме того, в гимназиях и школах планируют сделать одинаковой учебную программу вплоть до старших классов. Для чего это делается и к чему это может привести?

Новости Бреста

Причины будущей реформы

Пока новые изменения, о которых идет речь, еще не подтверждены законодательно. Но этот вопрос уже широко обсуждается, и в Министерстве образования дают комментарии по этому поводу. Как сообщила пресс-секретарь ведомства Людмила Высоцкая, со следующего года планируют отменить вступительные испытания в 5-й класс гимназий. Набирать учащихся будут по прописке, как и в любое другое учебное заведение общего среднего образования. Кроме того, вплоть до старших классов учебная программа в гимназиях и школах будет одинаковой. Сейчас же есть различия: с 5-го по 9-й класс в гимназиях на час больше в неделю математики, а также на два часа – иностранного языка. 

Будущие изменения Министерство образования аргументирует несколькими причинами. Одна из них – это позволит избавить детей от стресса, который те испытывают при поступлении в гимназии. Также, с точки зрения ведомства, дети в возрасте 4-го класса еще не осознают, что им нужно, и чаще за них выбор делают родители. А к старшим классам ребенок сможет уже сделать свой осознанный выбор: остаться в средней школе, пойти в среднее специальное или профессионально-техническое учебное заведение либо же в класс, где на повышенном уровне будут изучать отдельные предметы. Также недавно в интервью  СМИ министр образования Игорь Карпенко отметил еще одну причину будущих преобразований: «Тенденция отбора детей не должна превращаться в соревнование кошельков родителей или бизнес: этот может нанять репетитора, этот не может. Поэтому мы должны создать равные условия».

Полной картинки и представлений о том, как будут трансформированы гимназии, еще нет. Все в том же интервью Игорь Карпенко намекнул о возможности создания гимназических классов и в обычных школах, а также сказал, что не просто будут отменять экзамены в 5-й класс, а выстроят целую цепочку последовательных нормативных движений, которые позволят целостно эту систему отрегулировать.

Что будет с гимназиями? 

Этот вопрос сейчас волнует многих учителей, детей и их родителей. Останется ли в гимназиях необходимость, если учитывать будущие изменения? Будут ли они отличаться чем-то от обычных школ? Министерство образования успокаивает, мол, никто гимназии закрывать не планирует и никто не будет отчислять гимназистов, которые уже учатся в таком учебном заведении. Людмила Высоцкая высказала мнение, что в целом различия в программе между школой и гимназией минимальные. И уровень знаний во многом зависит от преподавателей. С этим мнением склонны не согласиться работники учебных заведений. Заместитель директора по учебной работе учитель математики гимназии № 4 Инна Курниц не один год проработала в школе, поэтому хорошо знает разницу между двумя типами учреждений:

– В гимназии собраны учащиеся, которые мотивированы на получение знаний, обучаются на достаточном и высоком уровне, в то время как в школе – в основном дети со средним уровнем знаний. Поэтому, придя на урок в гимназию, преподаватель решает с ними задания более высокого уровня, а в школе педагог ориентируется на способности большинства. В классе, в котором обучаются высокомотивированные учащиеся, дети имеют возможность получать больше знаний.

Не одобряют педагоги и желание сделать гимназическую программу обучения только в старших классах. 

– Актеров, музыкантов и спортсменов мы готовим с детского садика. Этого требует и воспитание умных, талантливых и способных детей.  Конечно, и в школе, в и гимназии такая возможность есть. Однако если в 5-9-х классах не заложена эта база, то в 10-м классе учащемуся очень сложно показать высокий уровень успеваемости, – говорит директор гимназии № 2 Роман Граничный. – Если отменить вступительные испытания в гимназию и уравнять количество часов по учебным предметам, то и понятие гимназии нужно отменять. Потому что разница между этими учреждениям будет только в названии.

Обеспокоены педагоги и директора гимназий и еще одним вопросом: что будет с кадрами? Если программу приравняют к школьной – сократятся часы занятий по математике и иностранному языку. Следовательно, необходимо будет уменьшать штат педагогов по этим предметам. 

Какова цель?

– Мы уже привыкли к тому, что систему образования постоянно реформируют. Но хотелось бы, чтобы реформы хорошо продумывались от начала до конца. Новые изменения в сфере среднего образования ни к чему хорошему не приведут: гимназии станут обычными школами. Но для чего это делать? Какая цель? – задается вопросами директор гимназии № 4 Елена Шкулепа.

И этот вопрос возникает не беспочвенно. Гимназии начали появляться в Беларуси еще в 90-е годы. И с тех пор их деятельность доказывает свою эффективность. Посудите сами. В прошлом году в Ленинском районе города по итогам учебного года из 39 медалистов 20 наград получили выпускники гимназии № 1. В гимназии № 2, как сообщил директор, по итогам минувшей вступительной кампании 86 % выпускников поступили в вузы. Из них 67 % – на бюджет. Можно продолжать приводить подобные цифры.

Возможно, все вопросы и сомнения по будущим изменениям вскоре развеет Министерство образования. Но все же возникает мысль: не приведет ли очередная реформа к тому, что через пару лет мы начнем восстанавливать гимназии, как сейчас пытаемся восстановить профильное образование в школах, которое несколько лет назад было уничтожено?



Будущие изменения в гимназиях вызывают противоречивые мнения. Есть сторонники этой реформы, есть – противники. Представляем несколько мнений по этому вопросу:

 

Анна, мама четвероклассника:

– Многие говорят: вот, посмотрите, какой хороший процент сдачи ЦТ у учеников из гимназии и лицея по сравнению с обычными школами. Но ведь никто не будет отрицать, что поступают только лучшие из лучших. Последние годы конкурс настолько высок, что даже дети, которые учатся на 9, могут остаться в стороне. Вот и получается, что гимназия аккумулирует изначально только самых сильных учеников. Базу же ставят в обычной школе. Для себя сделали вывод, что лучше нанять репетиторов по ключевым предметам и остаться в обычной школе, чем поступать в гимназию и посвящать все свободное время учебе. Но это не значит, что от профильных заведений стоит избавляться. Право выбора должно быть у каждого. 9-й класс – это слишком поздно для распределения, да и для этого есть лицеи. Если ребенок тянется к знаниям, ему нравится учиться, то ему комфортнее будет делать это в кругу единомышленников.


Артем Парафенюк, студент 4-го курса БрГТУ, выпускник гимназии № 4:

– Гимназия должна оставаться гимназией. Уровень знаний выпускников этого учебного заведения отличается от уровня знаний выпускников школ. У первых он выше. Разницу видишь потом и в университете. Учащиеся гимназий участвуют в различных программах, пишут научные работы, что потом оказывается полезным в вузе. И процент поступления в университеты среди гимназистов выше. У нас из всей параллели только 2 или 3 человека не поступили. Гимназии дают хорошую учебную базу. Почему бы не оставить возможность умным мотивированным детям получать хорошие знания? Говорят, в гимназиях слишком большая нагрузка. Не согласен. В этом возрасте самое время впитывать в себя как можно больше информации. 


Игорь Степанович, репетитор по математике:

– У меня занимаются как ученики школ, так и гимназий. И в тех, и в других учебных заведениях есть очень сильные ребята. Определять после начальной школы судьбу ребенка с помощью экзаменов на понятие «способный» или «неспособный»... Я не знаю, насколько это правильно. У меня нет ответа на этот вопрос. Считаю, что главное в хорошем образовании ребенка – учитель, который дает ему необходимую базу знаний.


5450
6
Меня это радует (6.3%)
Мне все равно (6.3%)
Мне это интересно (75%)
Меня это злит (12.4%)
Наталья
27.11.2017 13:54
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Педагог
Моя дочь учится в гимназии. К «сливкам общества» наша семья не относится. В 4 классе необходимо было определиться куда дальше, заканчивали школу –сад. Сначала решили пойти в ближайшую к дому, но хотелось бы, чтобы детей не сильно разъединяли и определили в один класс, по возможности. Пошла к директору этой школы, из уст которого прозвучал вопрос, как ваш ребенок учится, услышав, что она отличница, он мне прямо заявил, что он не знает какие дети придут в следующем учебном году и дадут ли они моему ребенку учиться. Я была в шоке. После этого разговора мы с дочкой решили поступать в гимназию. Дочка успешно сдала экзамены. Хочу сказать огромное спасибо нашему первому УЧИТЕЛЮ, она с сентября дополнительно БЕЗВОЗМЕЗДНО занималась с нашими детками и все дети, включая и не отличников, благополучно поступили. Естественно, так как мы опомнились только в феврале после разговора с директором близлежащей школы, подготовка заняла у нас более короткий промежуток, но на результаты это не повлияло. И еще вопрос, чем мой ребенок должен помогать одноклассникам? Для оказания помощи ученику есть учителя (в частности Вы) и его родители, а не одноклассники. Вспоминаю своего учителя физики в обычной школе в райцентре. Пришел молодой и зеленый после института, выслушает параграф, который отлетал от зубов, а потом начиналось самое основное, покажи, объясни, как это понимаешь. Физику знали на ура. В 10 классе появился новый педагог, который физику объяснял, пересказав дословно параграф, в результате и мы становились нулями. Жаль, что Вы педагог, а не УЧИТЕЛЬ. Наслышана про Макоеда Михаила Михайловича, он и в райцентре готовил детей к международным олимпиадам, и в лицее находит умнейших детей. Есть УЧИТЕЛЯ умеющие учить, донести, вложить, любящие детей, за что им ОГРОМНОЕ СПАСИБО. А есть педагоги, вечно ноющие, всем недовольные, и работа в гимназии по ходу Вас не спасет.
i.местный
08.11.2017 14:18
ответить ответить с цитатой
Егор Р. >>> Останься эти ученики в своих школах, уровень их образования был бы не хуже -- как сказал великий Жванецкий: "можно спорить о вкусе кокосовых орехов -- с теми, кто их ел". Неправда.
Станислав >>> опять кто-то кое-где почему-то кому-то что-то должен?... )))
Педагог >>> Не надо всё упрощать и сводить к "социальной несправедливости" (именно в кавычках). Вы же понимаете, что все люди разные и, соответственно, есть несколько категорий школьников: кто-то хочет и может учиться; некоторые могут, но не все хотят напрягаться; некоторым и родителям и детям школа вообще в обузу; есть такие, кому и стандартная программа не под силу, и т.д. То есть -- некоторым школьной программы просто мало, а кому-то даже её много. Обучение эффективно при более-менее однородном составе обучающихся, а вы хотите всех их посадить на соседние парты, чтобы все учились по одной программе. Вы что, враг своей страны -- "we don't need your education"(c)?

Каждая категория школьников имеет право и должна учиться соответственно своим возможностям, для этого и существует несколько типов средних учебных заведений. Но вот если "далеко не все гимназисты дотягивают до уровня среднего школьника"(с) и они оттуда не отчислены -- это уже вопрос к конкретных гимназиям, надо это контролировать и (возможно) лишать некоторых статуса. Лично я заканчивал школу №1 ещё "до гимназии". И да, там всегда было деление параллельных классов на "нормальные" и "продвинутые", но тогда почему-то никто особо не парился "кастовостью". Может, дело не в гимназиях и "кастовости", а в комплексах народных -- "разруха не в стране"?
Антон
08.11.2017 13:13
ответить ответить с цитатой
Тот факт, что правительство постоянно реформирует систему образования говорит о том, что там понимают: система образования прогнила насквозь и не выполняет свои функции. К сожалению, видимо никто не имеет четкого понимания, что делать, отсюда шараханья из стороны в сторону. Главная причина, в принципе очевидна, и не имеет решения в нынешней политико-экономической ситуации: низкие зарплаты и низкий престиж профессии учителя, из-за чего работать в школе в основном остаются те, кто не может найти более высокооплачиваемую работу или "идейные". Последних мало. Второй негативный момент - желание пригрести всех под одну гребенку некими стандартами, в надежде, что учителя на местах сами разберутся и поддержат талантливых учеников. Но (см. предыдущий пункт) учителя на местах вряд ли в чем-то особо заинтересованы, за редким исключением.
Егор Р.
08.11.2017 08:42
ответить ответить с цитатой
Успех гимназий, о котором нам говорят в статье, -- это мыльный пузырь: в данные учебные заведения стремятся попасть изначально умные дети, которых там не растили. Конечно, когда 1-я гимназия насобирала со всего города (так сказать, с миру -- по нитке) отличников, то у неё будет в итоге 20 медалистов в год, а в школах, из которых эти дети ушли, не будет ни одного. Останься эти ученики в своих школах, уровень их образования был бы не хуже: и там и там работают учителя, которые закончили преимущественно один и тот же вуз: БрГУ им. А.С. Пушкина.
Станислав
07.11.2017 15:38
ответить ответить с цитатой
Ответ пользователю Педагог
Полностью поддерживаю - поскольку аттестат о среднем образовании выдается одной формы, то и средние школы должны быть в одинаковых условиях. Кроме того, что это за гимназии, если в них ничего не изучают ни из латыни, ни из греческого - одно название. Еще и лицеи надо закрыть - ученик должен обучаться в своей школе с первого по последний класс.
Педагог
05.11.2017 17:54
ответить ответить с цитатой
Двумя руками поддерживаю эту реформу. Существование гимназий - это пережиток шараханий конца 80-х-начала 90-х гг. прошлого века, когда главное было высосать из пальца что-то подзабытое, даже если проку в нём изначально было немного. Гимназии, как и следовало ожидать, очень скоро превратились в места, куда "сливки общества" определяли своих чад, дабы они не "сквернились" общением с детьми из более простых семей. Индийская кастовость пришла и к нам. Да, правильно, в гимназиях уровень преподавания выше, чем в школах, но за счёт чего? А за счёт того, что те самые "сливки общества", которые могут дать своим детям больше, чем другие, и чьи дети могли бы помогать одноклассникам, искусственно изолированы от остальных детей. В школах таких детей остаётся меньше. Существование гимназий в нынешнем виде - это пример социальной несправедливости и заморачивания детей на том, что одни из них по факту рождения в определённой среде априори элита (способности здесь дело второстепенное), а другим ни на что особое рассчитывать не приходится. Поговорите с репетиторами, и они подтвердят, что далеко не все гимназисты дотягивают до уровня среднего школьника, хотя за те же знания имеют порой более высокие баллы (статус заведения принуждает завышать отметки).

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Первый этап проверки знаний пройдет с 20 октября по 22 декабря в Брестском техническом...
287
БрГТУ имеет репутацию одного из ведущих учреждений белорусской высшей школы, спектр его...
1056
Каждый год 1 сентября учитель истории средней школы № 8 Елена Николаевна Китленко держит...
782
Коворкинг на месте старого автовокзала. И «кольцо» - в китайскую инициативу «Один...
1082
Какой язык вы будете указывать (указали) при переписи как родной?






Ответить