26 сен / 2020

Беларусь снова не подготовилась ко вступлению в Болонский процесс?

Проект "Европейский вектор"

28 ноября 2014

Среди огромного количества обладателей дипломов вузов в Беларуси мало специалистов, отвечающих требованиям рынка труда. В Министерстве образования считают, что менять ничего не надо, а эксперты настаивают: следует поспешить с проведением масштабных реформ.

Министерство образования РБ отправило заявку на вступление в Болонский процесс. Вопрос о присоединении Беларуси может быть рассмотрен в мае следующего года на конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса.

В органах управления Европейским пространством высшего образования (ЕПВО) идут дискуссии о том, оставить ли Беларусь в очередной раз за бортом или включить в ЕПВО и использовать болонские инструменты для реформирования системы высшего образования.

- В Евросоюзе склоняются к тому, что Беларусь лучше принять и искать механизмы влияния на образовательную политику страны. Шансы на присоединение к процессу у нас есть. Важно, чтобы руководство Министерства образования признало проблемы и продемонстрировало готовность их решать согласно международным требованиям, - считает бывший проректор Европейского гуманитарного университета член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

Беларуси нравится быть второгодницей

В апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования заявка на вступление Беларуси в Болонский процесс была отклонена.

С тех пор в нашей системе мало что изменилось.

Позитивные перемены произошли в основном в использовании некоторых болонских инструментов, отмечает Владимир Дунаев. В частности, определены два цикла высшего образования, есть движение в системе перевода и накопления кредитов в качестве учета учебной работы студентов.

Но Министерство образования не выполнило ни одного из трех главных условий присоединения к Болонскому процессу, высказанных в 2012 году по поводу академической свободы, университетской автономии и студенческого участия в управлении университетом.

Представители Министерства образования продолжают твердить, что этих проблем в Беларуси нет. С их слов, все необходимые требования выполнены. Белорусская система высшего образования хорошо выстроена и признана международным сообществом, убежден первый заместитель министра образования Беларуси Вадим Богуш.

- Сейчас у нас повторяется ситуация, когда лозунгом вступления в Болонский процесс было «Нам ничего не надо менять». Последние действия руководства свидетельствуют о том, что реальных намерений реформировать систему в Министерстве образования нет, - комментирует действия ведомства Владимир Дунаев.

Количество или качество?

По данным Национального статистического комитета, в прошлом учебном году Беларусь оказалась на первом месте среди стран СНГ по количеству студентов: на 10 тысяч белорусов приходится 417 студентов.

За последние два года Беларусь переместилась с шестого места на четвертое по доступности образования.

При этом страна является региональным лидером по дефициту компетенции выпускников. Среди огромного количества людей с дипломами вузов мало специалистов, отвечающих требованиям рынка труда.

Низкая конкурентоспособность выпускников приводит к проблемам трудоустройства и снижению качества труда. Нужно спешить с проведением масштабных реформ в образовательной системе.

- Механизмы реформирования системы образования существуют в мире, как болонские инструменты. Но, к сожалению, даже когда у нас демонстрируется определенная готовность их использовать, это делается робко, непоследовательно и неэффективно, - считает Владимир Дунаев.

Надо менять не обертку образовательной политики, а ее содержание, настаивает эксперт. По его мнению, повторное рассмотрение вопроса о вхождении Беларуси в Болонский процесс в мае 2015 года создает «окно возможностей» для продвижения идей независимого экспертного сообщества, выработанных в рамках проекта «РЕФОРУМ», и использовать его нужно быстро и эффективно.

Эксперты обращают внимание на то, что курс на расширение доступности высшего образования при ограниченных возможностях, сокращении затрат на образование ведет к постоянному ухудшению качества образования. Так будет до тех пор, пока не наладится связь между образованием и рынком труда.

По словам члена Общественного Болонского комитета, систему высшего образования следует демократизировать, заинтересованные группы должны получить возможность активнее участвовать в управлении деятельностью высшей школы.

Наниматели должны иметь возможность задавать вузам компетенции, востребованные на рынке, а университеты - выполнять их.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В январе этого года начат эксперимент Национальной рамки квалификации, основанной на болонских принципах. Она будет определять профессиональные стандарты, заложенные в основу обучающих программ, и участие нанимателей в их формировании. Но процесс этот движется слишком медленно.

Одним из главных ориентиров и толчком для реформирования системы, по словам Владимира Дунаева, может стать децентрализация управления высшим образованием, которую поддерживает большинство руководителей учреждений образования.

Надежда КАЛИНИНА


3600
2
Православный атеист
28.11.2014 23:55
ответить ответить с цитатой
Начать нужно с выборности ректоров. В это и сегодня трудно поверить. Поэтому: что копья ломать, болонский процесс - это болонский, а белорусский процесс подготовки в ВУЗах- это белорусский. Да и польским болонским процессом в качестве соседнего образца я бы не увлекся - повсеместный плагиат дипломных работ и "купи-продай" - дипломов. Трудно найти свою правильную дорогу - но нужно искать.
eugen
28.11.2014 16:01
ответить ответить с цитатой
А в чем проблема-то? Проблема провести нужные реформы? Топтание на месте идет уже не первый год. Просто есть указание не подстраиваться под Европу, чтобы молодежь туда не уезжала.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

На заседание министров образования стран общеевропейского пространства высшего...
3628
С чего начать модернизацию системы среднего образования и кто возьмет ответственность за...
3030
Привлечение прямых иностранных инвестиций в Беларусь не является таким уж безнадежным...
2652
Исследование, проведенное в рамках проекта «Рефорум», который реализует Белорусский...
3186
На вас произвела впечатление инаугурация?






Ответить
На вашей улице достаточное освещение? Если да, голосуйте:
















Ответить