Совершенно случайно, изучая спрос на дачные грецкие орехи, автор этого текста узнал о фермерском сообществе «Мсье Ферман» в мессенджере «Вайбер». Чат объединяет больше 46 тысяч подписчиков, ежедневно в нем появляются сотни сообщений с фотографиями и ценами на товары. Разнообразие предложений удивляет: тут вам и козий жир в пять рублей за полулитровую банку, и облепиха по семь рублей за литр, а еще поросенок вьетнамской вислобрюхой по 100 рублей за штуку и мясо индейки по 15 рублей за килограмм. Не говоря уже об изобилии клюквы, шиповника, грибов и рыбы, а также самых разных сортов яблок и картофеля.
Выгода от такого сообщества для покупателя очевидна: можно не спеша выбирать, связаться с разными фермерами и дачниками, обсудить варианты. Нам стало интересно, как воспринимают чат сами его создатели, а также фермеры. Это коммерческий проект или волонтерский? Могут ли мессенджеры заменить привычные рынки с прилавками?
Создатель чата «Мсье Ферман» – брестчанка Арина. Девушка рассказывает, что к созданию сообщества ее подтолкнул опыт материнства, ведь ходить на колхозный рынок с коляской и тащить оттуда пакеты было тем еще удовольствием. На тот момент она состояла в нескольких городских чатах с объявлениями, и там время от времени предлагали купить яблоки и не только.
– Помню объявление, где мужчина продавал капусту, свеклу, морковь и другие овощи со своего огорода. Я сделала заказ, и мне все привезли домой – это оказалось очень удобно. После этого я подумала, что надо создать фермерское сообщество. Для тех, у кого не получается ходить на рынок, а также как площадку для продвижения продукции фермеров. Поначалу развивались через взаимную рекламу с другими сообществами, а потом все закрутилось, стали добавляться частники и покупатели. Больше никакой необходимости в рекламе у нас не было. Мы и сами нашли в чате постоянных продавцов многих продуктов, которые нам нужны. Покупаем там мясо, варенье. Очень удобно, особенно когда нежданные гости на подходе.
![](https://i0.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2021/03/678_1-1.webp?resize=800%2C500&ssl=1)
Арина говорит, что не ожидала роста сообщества до десятков тысяч подписчиков. При этом есть и недоброжелатели, которые хотят уличить создателей чата в корыстных целях.
– Бывает, нам пишут неприятные вещи и в личных сообщениях, и в ленту. На все претензии я могу ответить только одно: на этом сообществе мы не зарабатываем, все объявления там бесплатные. Чат существует потому, что мне самой он интересен, а также благодаря множеству тех, кому он помогает. Здорово, что там регулярно появляются новые интересные фермеры. Я открыла для себя чудесную домашнюю пастилу, мед с орехами и другие вкусные угощения.
Нам уже предлагали продать сообщество. Есть люди, которые видят, как на нем можно зарабатывать. Но пока у меня рука не поднимается. Понимаю, что прежнего «Мсье Ферман» после этого больше не будет. Он станет коммерческим проектом со всеми вытекающими. А ведь у нас там много пожилых людей, многодетных семей, а также тех, кто прикован к креслу и не может ходить на рынок и в магазин. Они пользуются чатом, а потом благодарят нас в личных сообщениях. Это греет душу. Понимаешь, что все не зря. Ведь чат отнимает немало времени – у нас есть определенные правила, которым мы следуем, чтобы сообщество оставалось удобным и полезным. С модерацией справляться не так легко, когда так много объявлений. Но несколько раз в день я стараюсь заходить туда и удалять все, что не соответствует правилам. Мы и сами иногда размещаем в сообществе свои продукты с дачного участка и тоже соответствуем всем правилам. Те, кто давно с нами дружит, все прекрасно понимают.
Брестчанка считает, что мессенджеры все-таки не смогут заменить классический рынок и рекламные площадки.
– Главное преимущество привычного продуктового рынка – возможность увидеть все своими глазами, а часто и попробовать. Наша же площадка в первую очередь для тех, кто экономит время либо просто не может посещать рынок. Есть фермеры, которые и за прилавком успевают стоять, и у нас регулярно размещаются, многие сезонно приходят, когда зимой неудобно стоять на морозе, да и продукция может испортиться. Так что наш и другие похожие чаты – это дополнительный инструмент к рынку, но не его замена.
![](https://i0.wp.com/vb.by/wp-content/uploads/2022/06/574_1.jpg?resize=800%2C533&ssl=1)
А вот что говорят наши собеседники-фермеры. Мы попросили их немного рассказать о своем деле и порассуждать о феномене фермерских сообществ в мессенджерах.
Андрей, пчеловод:
– Наша торговая марка – «Мёд Поэзии» – ещё очень молода, нам всего один год. На протяжении года мы получали опыт содержания и разведения пчёл. Эти занятия приходилось совмещать с работой в Брестском пчелопитомнике. Чтобы увлечение пчеловодством стало основным источником дохода, на сегодняшний день недостаточно быть просто пасечником и уметь вовремя собрать мёд и другие продукты пчеловодства. Если хочешь получить достойную плату за вложенный труд, а не просто продать свою продукцию по себестоимости, то нужны каналы сбыта и постоянное продвижение товара. Здесь становятся незаменимыми интернет-платформы и мессенджеры. Тем более когда человек только начинает заниматься пчеловодством и у него немного пчелосемей, заводить постоянную точку сбыта с арендой и зарплатой для продавца нецелесообразно. Да и современный человек все чаще совершает покупки в сети, включая продукты питания. Многие ценители меда стараются найти своего пасечника и покупать мёд только у него. Ведь мёд на полках магазинов, можно сказать, обезличен, многие не доверяют магазинному мёду. А в интернете покупатель может выбрать, попробовать, пообщаться с пчеловодом и найти в конце концов того самого. Так что, на мой взгляд, интернет в целом и фермерские мессенджеры в частности уже заменили привычные рынки.
Светлана, готовит варенье:
– Я занимаюсь приготовлением варенья и других закаток уже три года, после того, как ушла в декрет с поздним малышом. У нас многодетная семья, поэтому финансовый вопрос всегда один из самых важных. Начинала я с рассады, которую высаживала на своем огороде, потом вплотную занялась вареньем, и постепенно хобби превратилось в основное занятие. Да, препятствий было много. Но, как говорится, взялся за гуж… Я оформилась в налоговой, решила вопросы с санстанцией, сейчас являюсь самозанятой.
Большой фермерский чат в «Вайбере» был хорошим подспорьем, именно оттуда и приходили первые заказы. В этом отношении мне немного легче, чем многим. Я работала в больнице, и в знакомых у меня, можно сказать, весь Брест. Со временем возникла необходимость создавать свое собственное сообщество в «Вайбере» – нишевое, маленькое, только для тех, кого интересует именно моя продукция. В больших чатах и количество сообщений огромное, не все найдут то, что им нужно, и правила у всех разные. Где-то год у меня ушел на то, чтобы научиться работе с мессенджерами: как правильно сделать рекламное сообщение, как организовать время, чтобы отвечать всем, кто пишет, задает вопросы.
Некоторые ягоды для варенья мы выращиваем у себя в огороде – ту же малину, клубнику. Сейчас этого уже не хватает, поэтому покупаем их у других фермеров. За черникой, ежевикой отправляюсь в лес. Сажусь на велосипед и еду, собираю. Семья меня поддерживает, помогает, да и началось все с семьи – еще моя бабушка в свое время готовила варенье на всю деревню. Вот мне любовь к этому и передалась. И главное, что даже рецептов каких-то конкретных у меня нет. Люди часто спрашивают, сколько сахара ты добавляешь? А я объясняю, что делаю все по вкусу. Надо сначала ягоду попробовать и понять, сколько и чего нужно добавить. Многие не верят, обижаются, мол, не раскрываю секретов. Приготовление варенья, как правило, занимает трое суток. Можно встретить стереотип, что в варенье ягоды теряют свои витамины. Но это не так, если угощение правильно приготовлено. Надо, чтобы малина, например, сохраняла свой цвет и в варенье. Тогда и витамины будут на месте.
Подводя итог, своих заказчиков я нахожу только в «Вайбере». На рынке не стою, с торговыми сетями не связываюсь. Так что и правда чаты для многих теперь полноценно заменили рынки и магазины.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.