Совершенно случайно, изучая спрос на дачные грецкие орехи, автор этого текста узнал о фермерском сообществе «Мсье Ферман» в мессенджере «Вайбер». Чат объединяет больше 46 тысяч подписчиков, ежедневно в нем появляются сотни сообщений с фотографиями и ценами на товары. Разнообразие предложений удивляет: тут вам и козий жир в пять рублей за полулитровую банку, и облепиха по семь рублей за литр, а еще поросенок вьетнамской вислобрюхой по 100 рублей за штуку и мясо индейки по 15 рублей за килограмм. Не говоря уже об изобилии клюквы, шиповника, грибов и рыбы, а также самых разных сортов яблок и картофеля.
Выгода от такого сообщества для покупателя очевидна: можно не спеша выбирать, связаться с разными фермерами и дачниками, обсудить варианты. Нам стало интересно, как воспринимают чат сами его создатели, а также фермеры. Это коммерческий проект или волонтерский? Могут ли мессенджеры заменить привычные рынки с прилавками?
Создатель чата «Мсье Ферман» – брестчанка Арина. Девушка рассказывает, что к созданию сообщества ее подтолкнул опыт материнства, ведь ходить на колхозный рынок с коляской и тащить оттуда пакеты было тем еще удовольствием. На тот момент она состояла в нескольких городских чатах с объявлениями, и там время от времени предлагали купить яблоки и не только.
– Помню объявление, где мужчина продавал капусту, свеклу, морковь и другие овощи со своего огорода. Я сделала заказ, и мне все привезли домой – это оказалось очень удобно. После этого я подумала, что надо создать фермерское сообщество. Для тех, у кого не получается ходить на рынок, а также как площадку для продвижения продукции фермеров. Поначалу развивались через взаимную рекламу с другими сообществами, а потом все закрутилось, стали добавляться частники и покупатели. Больше никакой необходимости в рекламе у нас не было. Мы и сами нашли в чате постоянных продавцов многих продуктов, которые нам нужны. Покупаем там мясо, варенье. Очень удобно, особенно когда нежданные гости на подходе.
Арина говорит, что не ожидала роста сообщества до десятков тысяч подписчиков. При этом есть и недоброжелатели, которые хотят уличить создателей чата в корыстных целях.
– Бывает, нам пишут неприятные вещи и в личных сообщениях, и в ленту. На все претензии я могу ответить только одно: на этом сообществе мы не зарабатываем, все объявления там бесплатные. Чат существует потому, что мне самой он интересен, а также благодаря множеству тех, кому он помогает. Здорово, что там регулярно появляются новые интересные фермеры. Я открыла для себя чудесную домашнюю пастилу, мед с орехами и другие вкусные угощения.
Нам уже предлагали продать сообщество. Есть люди, которые видят, как на нем можно зарабатывать. Но пока у меня рука не поднимается. Понимаю, что прежнего «Мсье Ферман» после этого больше не будет. Он станет коммерческим проектом со всеми вытекающими. А ведь у нас там много пожилых людей, многодетных семей, а также тех, кто прикован к креслу и не может ходить на рынок и в магазин. Они пользуются чатом, а потом благодарят нас в личных сообщениях. Это греет душу. Понимаешь, что все не зря. Ведь чат отнимает немало времени – у нас есть определенные правила, которым мы следуем, чтобы сообщество оставалось удобным и полезным. С модерацией справляться не так легко, когда так много объявлений. Но несколько раз в день я стараюсь заходить туда и удалять все, что не соответствует правилам. Мы и сами иногда размещаем в сообществе свои продукты с дачного участка и тоже соответствуем всем правилам. Те, кто давно с нами дружит, все прекрасно понимают.
Брестчанка считает, что мессенджеры все-таки не смогут заменить классический рынок и рекламные площадки.
– Главное преимущество привычного продуктового рынка – возможность увидеть все своими глазами, а часто и попробовать. Наша же площадка в первую очередь для тех, кто экономит время либо просто не может посещать рынок. Есть фермеры, которые и за прилавком успевают стоять, и у нас регулярно размещаются, многие сезонно приходят, когда зимой неудобно стоять на морозе, да и продукция может испортиться. Так что наш и другие похожие чаты – это дополнительный инструмент к рынку, но не его замена.
А вот что говорят наши собеседники-фермеры. Мы попросили их немного рассказать о своем деле и порассуждать о феномене фермерских сообществ в мессенджерах.
Андрей, пчеловод:
– Наша торговая марка – «Мёд Поэзии» – ещё очень молода, нам всего один год. На протяжении года мы получали опыт содержания и разведения пчёл. Эти занятия приходилось совмещать с работой в Брестском пчелопитомнике. Чтобы увлечение пчеловодством стало основным источником дохода, на сегодняшний день недостаточно быть просто пасечником и уметь вовремя собрать мёд и другие продукты пчеловодства. Если хочешь получить достойную плату за вложенный труд, а не просто продать свою продукцию по себестоимости, то нужны каналы сбыта и постоянное продвижение товара. Здесь становятся незаменимыми интернет-платформы и мессенджеры. Тем более когда человек только начинает заниматься пчеловодством и у него немного пчелосемей, заводить постоянную точку сбыта с арендой и зарплатой для продавца нецелесообразно. Да и современный человек все чаще совершает покупки в сети, включая продукты питания. Многие ценители меда стараются найти своего пасечника и покупать мёд только у него. Ведь мёд на полках магазинов, можно сказать, обезличен, многие не доверяют магазинному мёду. А в интернете покупатель может выбрать, попробовать, пообщаться с пчеловодом и найти в конце концов того самого. Так что, на мой взгляд, интернет в целом и фермерские мессенджеры в частности уже заменили привычные рынки.
Светлана, готовит варенье:
– Я занимаюсь приготовлением варенья и других закаток уже три года, после того, как ушла в декрет с поздним малышом. У нас многодетная семья, поэтому финансовый вопрос всегда один из самых важных. Начинала я с рассады, которую высаживала на своем огороде, потом вплотную занялась вареньем, и постепенно хобби превратилось в основное занятие. Да, препятствий было много. Но, как говорится, взялся за гуж… Я оформилась в налоговой, решила вопросы с санстанцией, сейчас являюсь самозанятой.
Большой фермерский чат в «Вайбере» был хорошим подспорьем, именно оттуда и приходили первые заказы. В этом отношении мне немного легче, чем многим. Я работала в больнице, и в знакомых у меня, можно сказать, весь Брест. Со временем возникла необходимость создавать свое собственное сообщество в «Вайбере» – нишевое, маленькое, только для тех, кого интересует именно моя продукция. В больших чатах и количество сообщений огромное, не все найдут то, что им нужно, и правила у всех разные. Где-то год у меня ушел на то, чтобы научиться работе с мессенджерами: как правильно сделать рекламное сообщение, как организовать время, чтобы отвечать всем, кто пишет, задает вопросы.
Некоторые ягоды для варенья мы выращиваем у себя в огороде – ту же малину, клубнику. Сейчас этого уже не хватает, поэтому покупаем их у других фермеров. За черникой, ежевикой отправляюсь в лес. Сажусь на велосипед и еду, собираю. Семья меня поддерживает, помогает, да и началось все с семьи – еще моя бабушка в свое время готовила варенье на всю деревню. Вот мне любовь к этому и передалась. И главное, что даже рецептов каких-то конкретных у меня нет. Люди часто спрашивают, сколько сахара ты добавляешь? А я объясняю, что делаю все по вкусу. Надо сначала ягоду попробовать и понять, сколько и чего нужно добавить. Многие не верят, обижаются, мол, не раскрываю секретов. Приготовление варенья, как правило, занимает трое суток. Можно встретить стереотип, что в варенье ягоды теряют свои витамины. Но это не так, если угощение правильно приготовлено. Надо, чтобы малина, например, сохраняла свой цвет и в варенье. Тогда и витамины будут на месте.
Подводя итог, своих заказчиков я нахожу только в «Вайбере». На рынке не стою, с торговыми сетями не связываюсь. Так что и правда чаты для многих теперь полноценно заменили рынки и магазины.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.