26 сен / 2020

Новый закон заставит пересмотреть систему образования Украины

Проект "Европейский вектор"

21 ноября 2014

6 сентября в Украине вступил в силу новый закон «О высшем образовании». Введенные им изменения стали пока самой значимой, если не единственной системной реформой в послереволюционной Украине.

В чем же соль закона? Как высшая школа Украины намерена решать проблемы, стоящие перед всеми постсоветскими странами? Как избавиться от «фабрик» по штамповке дипломов? Ждет ли украинские университеты люстрация? Где воюющая страна возьмет деньги на образование?

Наш собеседник - директор Центра оценивания качества образования, доктор педагогических наук, профессор из Киева Игорь Ликарчук.

- Новый закон нельзя назвать суперреволюционным - он не перевернет всю систему с головы на ноги, но, безусловно, открывает довольно широкий коридор для новаций. В частности, появляются большие возможности для академической мобильности преподавателей, студентов, для автономии университетов.

- Какие сложности могут возникнуть на пути его реализации?

- Первая преграда - политическая, психологическая и социальная готовность работников высшей школы к изменениям. Огромному количеству работников университетов нравится нынешняя система. Творчески работающий преподаватель (занимается наукой, читает интереснейшие лекции) получает такую же зарплату, как и тот, кто приходит на лекции с конспектами 20-летней давности.

У нас многие университеты превратились в фабрику по выдаче дипломов. А это - прибыльное дело, особенно там, где есть контрактное обучение. Грешат не только частные университеты, но и многие государственные. Отказываться от привычных и в чем-то весьма удобных схем будет очень и очень тяжело.

Но мы обязаны понять: тут тот случай, когда прибыль может обернуться гибелью.

Закон опять же требует создать систему независимого оценивания качества образования, при которой его оценивают не Министерство образования, не сами ректоры, а совершенно независимая структура, формирующаяся на паритетных началах. Эта структура не будет смотреть на авторитеты, на звания, заслуги - там будут работать другие принципы: востребованность, качество, соответствие требованиям рынка труда. А для этого нужно менять не только методику подготовки, а в целом философию высшего образования.

Изменения должны начаться в первую очередь с людей, работающих в университетах. С человеческим фактором очень тяжело воевать. Но механизмы этой «войны» заложены в законе. Прежде всего - создание независимого агентства по оцениванию качества образования. Уже не министерство будет решать вопрос о лицензировании, аккредитации вуза, а независимые эксперты. Это главное условие.

Изменение механизма госзаказов также содействует решению проблемы.

- Кстати, как он меняется?

- До сегодняшнего момента госзаказ в большинстве случаев формировался по принципу «приблизительно». Сейчас на этот процесс в первую очередь будет влиять качество подготовки абитуриентов, которых университет принимает на обучение по результатам внешнего оценивания, плюс статус учебного заведения - здесь уже присутствуют элементы конкуренции. Госзаказ теперь смогут получать частные вузы. А дальше предполагается и ваучерная система, и целевые гранты... Это довольно революционные шаги, которые, правда, рассчитаны не на один год.

- И что: выпускник вуза в обязательном порядке будет востребован на рынке труда?

- Вряд ли так получится... Но мы надеемся существенно уменьшить разрыв между запросами рынка труда и качеством подготовки специалистов. Сейчас налицо переизбыток экономистов, менеджеров, правоведов, а хорошего специалиста днем с огнем не сыщешь. Мы надеемся переломить эту тенденцию.

- И в Украине, и в Беларуси существует серьезная проблема - низкий социальный статус преподавателя, мизерные зарплаты. Каким образом эту проблему планируете решать?

- При реализации закона к людям за кафедрами будут предъявляться совершенно другие требования. Речь не о люстрации - о качественной диверсификации профессорско-преподавательского состава. Но это не единовременный, не одномоментный процесс. Даже внедрение новой структуры высшего образования (мы теперь отказываемся от младшего специалиста, специалиста; мы ориентируемся на Европу: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор) заставит по-другому посмотреть на труд преподавателя.

- В Беларуси культивируется миф о бесплатном образовании. Но на самом деле в частных вузах обучение стоит 1000-1800 долларов в год, в государственных не намного ниже, притом что большинство студентов - как раз платники. В Украине эта проблема существует?

- Я просмотрел программы всех 29 политических партий, которые шли на парламентские выборы 26 октября: все партии левого толка, и не только левого, проповедуют идею бесплатного образования, это золотая жила для них.

Я много дискутирую по этой проблеме и с чиновниками, и с вузовскими работниками. Моя личная позиция следующая: частное образование должно существовать на равных условиях с государственным. Но я не являюсь жестким сторонником идеи государственного бесплатного образования. Я не имею отношения ни к одному частному вузу, работаю профессором в госуниверситете, но абсолютно ровно отношусь к частным вузам. Я не чувствую в обществе настроя против последних. Скорее, общество ждет качественного образования.

Главный показатель - увеличение оттока из Украины молодых людей, желающих обучаться в университетах Европы, что свидетельствует о желании получить за те же деньги диплом европейского образца. Я лично знаю несколько семей (это не олигархи), которые собирали деньги на учебу ребенка в той же Польше, некоторые учатся в Германии. Запрос в обществе существует. И наши университеты должны среагировать на них, в том числе и ценой.

- Где воюющая страна возьмет средства на образование?

- Я не отвечу толком на этот вопрос. Зато уверен в другом: если президент подписал закон, он должен быть реализован. А денег всегда будет мало: увы, с советских времен мы не научились эффективно распоряжаться финансами. Ну а война может стать в этом плане жестким учителем...

Повторюсь: мы не имеем права на гибель реформы образования. Это не лавочка и даже не фабрика - на кону наше будущее. Стране нужны не липовые дипломы, а реальные специалисты.

Владимир ЖУРАВОК


2569
0
Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

На заседание министров образования стран общеевропейского пространства высшего...
3628
С чего начать модернизацию системы среднего образования и кто возьмет ответственность за...
3029
Привлечение прямых иностранных инвестиций в Беларусь не является таким уж безнадежным...
2652
Исследование, проведенное в рамках проекта «Рефорум», который реализует Белорусский...
3185
На вас произвела впечатление инаугурация?






Ответить
На вашей улице достаточное освещение? Если да, голосуйте:
















Ответить