С 1 сентября 2021 года в Бресте начнут оформлять биометрические паспорта и ID-карты. Оба документа будут действовать одновременно и равноправно с обычными паспортами граждан, до тех пор, пока владелец не изъявит желание поменять документ.
Очень скоро в Бресте за получением пластикового документа нужно будет обращаться в единое здание подразделений по гражданству и миграции на перекрестке Партизанского проспекта и улицы Московской, где сейчас идет ремонт. Паспортисты ЖЭСов и ЖСПК прием заявлений на биометрические документы вести не будут. Но сохранят свои сегодняшние функции по документам действующего ныне образца. Об этом сообщил начальник управления по гражданству и миграции (УГиМ) УВД Брестского облисполкома, подполковник милиции Юрий БРАЗИНСКИЙ. Планируется, что в бывшее здание «Белтелекома» на Партизанском переедет и Брестский РОВД, который находится напротив ЦУМа.
А пока что новоселье справил сам УГиМ – он находится по новому адресу в здании главного статуправления области. И первый вопрос, который интересует сейчас обладателей белорусских паспортов, – когда начнется выдача биометрических удостоверений личности?
– Вы уже знаете, – отвечает Юрий Юрьевич, – что 16 марта 2021 года подписан указ № 107 о том, что с 1 сентября 2021 года подразделениями по гражданству и миграции наряду с обычными документами будут выдаваться биометрические. Человек, который захочет получить ID-карту, должен будет прийти в подразделение по гражданству и миграции с документом, удостоверяющим личность (паспортом), со своим свидетельством о рождении (при необходимости), документами, необходимыми для регистрации по месту жительства (в случае, если заявитель не имеет регистрации на территории Республики Беларусь), а также квитанцией об уплате госпошлины. Больше не надо заполнять форму 1, заверять ее в ЖЭС либо ЖСПК. Размер госпошлины – 1,5 базовой величины (плюс 1 базовая величина за выдачу документа в ускоренном порядке, 2 базовые величины за выдачу документа в срочном порядке). Есть льготные категории: дети до 14 лет, инвалиды I и II групп, пенсионеры. Для них стоимость изготовления документов эквивалентна 1 базовой величине, а вот граждане Республики Беларусь, находящиеся на полном государственном обеспечении, получают такой документ бесплатно.
В случае, если заявитель желает получить биометрический паспорт, ему следует обратиться в подразделение по гражданству и миграции с ID-картой и квитанцией, подтверждающей уплату госпошлины. При этом, если гражданин подает документы на изготовление ID-карты и биометрического паспорта одновременно, то ему необходимо предоставить и документы, которые необходимы для получения карты. Размер госпошлины – 2 базовые величины (1 базовая величина за выдачу документа в ускоренном порядке, 2 базовые величины – за выдачу документа в срочном порядке). Льготы аналогичны тем, что существуют при выдаче ID-карты.
Далее сотрудник паспортной службы записывает необходимые сведения, берет биометрический материал (проще говоря – отпечатки пальцев), фотографирует, испрашивает образец электронной цифровой подписи. О таких параметрах, как цвет глаз или скан сетчатки глаза, речь не идет. В течение 15 дней (общий порядок), 10 (ускоренный) или 5 дней (срочный) изготавливаются ID-карта и биометрический паспорт. Это быстрее, чем с бумажным паспортом нынешнего образца.

У нового документа есть преимущества по сравнению с обычным синим?
– Персональные данные биометрического паспорта более защищены. В ID-карте содержатся только фамилия, имя отчество владельца, дата рождения, идентификационный номер. Нет общедоступных сведений о месте жительства (это зафиксировано в электронном виде), супруге, количестве детей и их фамилиях, именах, отчествах. Если человек потерял обычный паспорт, то вся эта информация может попасть в чужие руки. ID-карту или биометрический паспорт сможет использовать только их владелец. Уже сейчас государственные органы и частный бизнес закупают считыватели биометрических документов, что даст возможность удостоверять те или иные документы, сделки автоматически, без использования авторучки. Если владелец ID-карты забыл PIN-код (их 2), то ее можно разблокировать с помощью PUK-кода. Если же забыто всё, то, увы, придется изготавливать новый документ.
Совпадение ли, что к началу процедуры выдачи биометрических паспортов подразделения ОГиМ сформируют единый, так сказать, центр приема документов?
– Город передал органам МВД здание на пересечении Партизанского проспекта и Московской, где раньше располагались службы «Белтелекома». Сейчас идет ремонт, который осуществляет Брестский УКС. После его завершения отделения по гражданству и миграции Ленинского, Московского и Брестского РОВД, а также сам Брестский РОВД переедут на новые площади.
На первом этаже будет полностью адаптированное помещение для приема граждан по вопросам административных процедур, связанных с документированием, – приема и выдачи документов, удостоверяющих личность. Там же будут оказываться платные услуги – изготовление документов, ламинирование и так далее, т.е. аналог машинописного бюро.
На втором этаже здания будет реализовано выполнение таких процедур, как регистрация по месту жительства, регистрация иностранных граждан, т.е. всех остальных, не связанных с документированием. Внедрим и систему электронной очереди. Таким образом, посетитель будет тратить минимум времени. Плюс это более безопасно в текущей эпидемической ситуации.

Процедура подачи документов на паспорта через ЖЭС останется?
– Все, кто пожелает изготавливать паспорта старого образца, могут действовать по прежнему алгоритму. Каждый будет решать сам, что для него удобнее, у него есть свобода выбора. Как неоднократно подчеркивалось, новые и старые паспорта будут использоваться одновременно. Для этого в законодательстве предусмотрен переходный период.
Каковы в данной ситуации полномочия и задачи областного управления по гражданству и миграции?
– Координация, изучение и контроль работы территориальных подразделений, оказание им практической и методологической помощи. Кроме этого, наши работники рассматривают жалобы на действия территориальных подразделений по гражданству и миграции, занимаются выполнением административных процедур по обращениям представителей юридических лиц. В частности, это выдача юридическим лицам специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси иностранцам, которые не имеют разрешения на постоянное проживание в РБ. Мы также работаем централизованно с физическими лицами, которые обращаются к нам за получением статуса беженца либо за дополнительной защитой. Их поток в последние несколько лет остается стабильным, хотя и немного сократился в связи с пандемией.
Ваши административные решения по таким чувствительным моментам, как высылка и депортация, принимаются в прежнем ритме?
– Их число не запредельно. Во-первых, 99,9 % таких решений принимаются очень выверенно и с учетом всех обстоятельств, которые характеризуют личность иностранца, наличие у него социальных и родственных связей в Республике Беларусь и так далее. Мы руководствуемся статьей 24.35 обновленного Кодекса об административных правонарушениях (раньше она была под нумерацией 23.55), которая устанавливает совершение грубого правонарушения (в отличие от проступка либо значительного правонарушения, которые появились в новой редакции кодекса). За 1-й квартал 2021 года за совершение административных правонарушений с территории Беларуси нами депортировано 18 иностранных граждан; за совершение действий, направленных против общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, нами выслано 27 человек. Согласно статье 52 Конституции Республики Беларусь и статье 22 Закона о правовом положении иностранных граждан, иностранцы, находящиеся в нашей стране, обязаны соблюдать Конституцию Беларуси и иные акты законодательства, уважать ее национальные традиции. Органы по гражданству и миграции постоянно работают над тем, чтобы не допустить системных нарушений нашего законодательства.
Четко отслеживаются моменты неуплаты иностранцами штрафов, наложенных на них в Беларуси. Им запрещается въезд на территорию нашей страны в течение определенного срока, и впоследствии они могут въехать в страну после уплаты штрафа.
Организационные моменты работы управления по новому адресу претерпели какие-либо изменения?
– Изменились номера телефонов (см. справку выше. – Ред.), прием посетителей осуществляется в рабочие дни с 8 до 13 часов, суббота и воскресенье – выходные дни. Личный прием граждан я веду каждый 4-й четверг месяца без предварительной записи с 8 до 12 часов. В помещениях будет идти ремонт, в скором будущем они обретут интерьеры, в полной мере соответствующие своему предназначению и комфорту посетителей. В ситуации распространения «ковида-19» принимаем рекомендованные меры: антисептики есть на входе в здание и в помещения УГиМ, посетителю готовы предоставить маску, если он не позаботился о ее наличии. Стараемся нацеливать наших партнеров на пользование услугами почты: личное присутствие при их подаче вовсе не обязательно. Необходимые консультации всегда даем по телефонам. До конца года, как ожидается, любой гражданин или организация получит возможность зарегистрироваться на сайте МВД, завести свой личный кабинет и осуществлять взаимодействие с ведомством в электронном виде. Пример: регистрация мест пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь. Услуга уже успешно работает на портале государственных услуг.
Указы по безвизу работают – через аэропорт «Минск» и в безвизовой зоне Брестской и Гродненской областей?
– Разумеется. Буквально в прошлом месяце приезжала группа безвизовых туристов из Германии, они воспользовались услугами Брестского аэропорта. Их принимала турфирма, которая готовила документы и обеспечила экскурсионную программу, иностранцы побывали в Беловежской пуще и Брестской крепости. Была аналогичная группа из Бельгии. Так что туристы к нам приезжают. Говорить, что туризм умер, преждевременно.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.