Все, кто знает Сергея, удивлены: этот молодой во всех смыслах человек перешел жизненный Рубикон? Впрочем, сам он ни возраста, ни какого-то перехода в иное измерение не почувствовал. День рождения отгуляли весело – с капустником, в кругу театральной семьи. По его признанию, «трижды прослезился»: за 29 лет служения в Брестском академическом театре драмы получил признание как профессионал, почувствовал тепло людей, которым нужен. У Сергея две дочери Полина и Маша, а сыновья – только в БАТД. Актерскую молодежь он обычно приветствует словами: «Здорово, сына».
Город лета
– Заканчивая академию искусств, я уже знал, что еду в Брест. Немного жаль было расставаться с ребятами – весь наш курс уходил в один театр Валерия Евгеньевича Мазынского, который основал «Вольную сцэну». Мы планировали вместе работать, но я влюбился, женился в 93-м. Жена уже работала актрисой в брестском театре, училась заочно в нашей академии. В столицу ехать не захотела. Мне тогда декан актерского факультета Владимир Андреевич Мищанчук так Брест рекомендовал: «Ты себе не представляешь: 300 с лишним километров от Минска, а лето на целый месяц больше». В Бресте ждала любимая жена. Но и купили меня здесь за раз. Режиссер Вахтанг Чхаидзе ставил «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и сказал мне: «Сережа, ты до конца дней будешь гордиться, что стал самым молодым в истории театра Фигаро». В 21 год я репетировал эту роль, к премьере мне исполнилось 22 года. В театре тогда было много молодежи – Сюзанну играла Люся Рябая; моя супруга Татьяна Нестерук играла Фаншетту. Очень жаль, что ее уже нет с нами.

«Обломоff» – 420 шагов
– Когда жены не стало, в моей жизни был очень тяжелый период. Спасибо всем друзьям по театру, Тимофею Зиновьевичу Ильевскому – он вытащил меня на серьезную работу. Меня в театре так загрузили, что не осталось времени себя жалеть. Самая серьезная постановка в то время – «Обломоff» Ильевского. Вообще я живчик по натуре, несмотря на мою изменившуюся фигуру. А тут Тимофей Зиновьевич говорит: «Все вертится вокруг тебя: никуда не ходишь, никуда не бегаешь, вот твой любимый диван, на нем лежишь». У меня тогда появился фитнес-браслет, и я на репетициях стал проверять, сколько шагов за спектакль пройдено. «Мещанская свадьба» идет 2 часа 25 минут, не схожу практически со сцены и за время спектакля делаю 2500 шагов. В комедии «Дорогое сокровище» за 2 акта – почти 4000 шагов. А в «Обломове» – трехчасовом действии – всего 420 шагов. Хорошая постановка, я очень любил этот спектакль.
Белый лист
– Особенно трепетно отношусь к своим партнерам и стараюсь всегда помочь на сцене. Про меня говорят: с Петкевичем можно текст не учить, не репетировать, даже не выходить на сцену – он сыграет и за себя, и за того парня. Но так меня учили – я знаю свой текст и текст партнера. Если партнер заплыл, я могу ему подсказать. Хотя лет 12 назад у меня был клин: вышел за кулисы – надо было переодеваться и параллельно бросать реплики на сцену. За кулисами штанину натянул и понимаю, что не помню слова. Рядом стоит помреж: «Открывай текст, – шепчу, – что я должен говорить?» Этот «белый лист» надолго запомнил, но был один раз в моей жизни.

Актера делает режиссер
– В кино и на телевидении можно сделать из кого угодно «звезду». В кино, допустим, в день снимали 99 дублей, и один оказался удачным. Считают, день прошел не зря. И зритель тебя запомнит именно таким – по этому одному удачному дублю. И режиссеры запомнят по этому дублю. В кино в первую очередь важен типаж, а внутренний мир актера в некоторой степени вторичен. Если актер свободный внутренне – работать легче. Если «деревянненький», можно по-другому установить камеру, выстроить ракурс кадра, построить сцену так, чтобы не было заметно, что «лажает парень». Мы с Женей Тарасовым (артист БАТД) не должны были сниматься в «Экспроприаторе». Но тут что-то у киношников поменялось, позвонили за два дня до съемок в театр: нужны два возрастных актера – эпизод в поезде. (Меня, кстати, по нему сегодня узнают на улицах.) Эпизод сняли, отработали хорошо и тут… как бы мы классно ни говорили по-русски, в быту не замечаем, а в кино все равно слышен наш белорусский акцент. И нас переозвучили. Меня очень хорошо, даже в первый момент подумал, что сам так разговаривал – тембральная окраска, мои интонации… А Женя Тарасов говорит не своим голосом. Так что если теоретически актер недоигрывает, картинку выстроили, переозвучили другим, возможно, более талантливым, и вот о нем заговорили: какой замечательный артист.
Кинокарьера
– Снимался в фильме «Дорога домой», недавно в сериале «Семейный детектив», в веб-сериале «Зомби Дед» (первый сезон), 10 серий появились на платформе ВКонтакте. У меня главная роль. Был такой период в театральной жизни, когда меня не отпускали сниматься в кино. Приходил с киностудии запрос, а тут говорили: не может, занят в репертуаре. Сейчас в кино требуют ролики снимать. Присылают текст, и пиши самопробы. А мне нужен партнер, режиссер. Я очень осторожно к этому всему отношусь. Мне говорят: тут голову ломать не нужно, как пошло, так и пошло – ловите. А я так не могу, мне надо, чтобы было хорошо. Может, половина возможностей у меня упущена из-за этих внутренних рамок, которые сам и поставил.

Внутренняя свобода
– Если говорить про профессию, внутренняя свобода нужна – уметь переключаться, перестраиваться. Но самое важное для актера, тем более театрального, – умение подчиняться. Потому что режиссер – последняя инстанция в театре. Режиссер для того и существует, чтобы создавать рамки, ограничивать эту кажущуюся свободу. Если актерскую свободу не прижимать, получится как в басне «Лебедь, Рак и Щука». Режиссер должен отвечать за концепцию спектакля и создание актерского ансамбля. Свобода нужна для внутреннего воплощения роли. Такое профессиональное противоречие.
Застольный период
– Время жизни ускорилось многократно, поэтому отошел на дальний план застольный период при подготовке к спектаклю. На заре моей карьеры в брестском театре две-три недели мы вычитывали пьесу, разбирали, думали над чем-то, выясняли. Сейчас собрали, почитали, и надо выходить «на ножки», делаем мизансцены. А потом в процессе репетиции доигрываем до того, что ниточка логики поступков героев рвется. Приходится опять садиться за стол, разбираться. Хорошо это или плохо? Я с теплотой вспоминаю то время, когда текст автора довлел над постановкой. А сейчас, особенно когда берутся современные авторы, можем даже фразы переделать, чтобы зрителю было проще понимать. А зрителю не надо – проще. Он поймет. Известно: всякая импровизация должна быть подготовлена, обговорена и отрепетирована. Но играть это нельзя, играть надо, чтобы действие про- исходило ежесекундно – сейчас, в этот уникальный момент. Знание, к чему придем, – это только для постановки. Нужно обманывать зрителя. В хорошем смысле слова.

В театре – «служат»?
– Мы постоянно на стреме – хуже, чем у военных. Работаем в графике: с 11:00 до 15:00 и с 19:00 до 22:00. Об изменениях, которые происходят, сообщают до двух часов дня. В два не позвонили, работаем по расписанию. А если позвонили? Нельзя расслабляться, должен быть готов к любой ситуации. За 4 съемочных дня в одной серии телесериала канала «Россия-РТР» «Семейный детектив» – получил полторы месячные зарплаты в театре. При том, что я не самый высокооплачиваемый артист на площадке. Мой съемочный день стоил в 6 раз дешевле, чем у главного героя сериала. Он неосторожно проговорился, хотя в нашей среде не принято обсуждать гонорары. «Служение» в театре – понимание того, что тут – искусство, а деньги не заработаешь. Театр – это не про деньги.
Справка «Вечерки»
Сергей ПЕТКЕВИЧ. Сыграл более 50 ролей, в том числе – главных. В разные годы выходил на сцену в знаковых спектаклях театра: «Женитьба Фигаро» (Фигаро), «Месяц в деревне» (Беляев), «Ревизия» (Хлестаков), «Клоп» (Присыпкин), «Беспорядок класса «Люкс», или Пляски с мертвецом» (Джордж Пигден), «Дядя Ваня» (Астров), «Три сестры» (Андрей), «На дне» (Актер), «Гроза» (Кулигин) и других. На телевидении вел программу поздравлений «Желаем Вам», озвучивал циклы программ «Страсть и власть», «Скарбнiца Берасцейшчыны», документальную серию о Брестской крепости. В 2000 году на МТФ «Белая Вежа» был удостоен диплома «Любимец публики», а спустя два года на «Веже» получил награду за лучшую мужскую роль – роль Хлестакова в спектакле Андрея Бакирова «Ревизия». В 2014 году награжден медалью Франциска Скорины. В 2022 году удостоен звания «Заслуженный артист Республики Беларусь». Сейчас занят в десяти спектаклях репертуара БАТД.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.