21 июн / 2019

Автор памятника Тысячелетию Бреста - о бессонных ночах, спорах вокруг исторических личностей и застежках на сапогах строителей Берестья

07 января 2019

В мастерской скульптора Алексея Павлючука на бульваре Космонавтов продолжают жить его творения, уже украсившие улицы городов: замечательная по живости скульптура «Пинчук» - в соломенной шляпе с веренькой (сумочкой из бересты), сделанная к юбилею Пинска, фигура кумира советского кино Петра Алейникова, установленная в Шклове, «Муха и Вец» у слияния двух рек в Пружанах. И не востребованные пока работы, к примеру, фонари и персонажи из произведений Гоголя, которые он предлагал установить на одноименной улице в Бресте... Художник большого творческого диапазона, он успешно работает в монументальной и станковой скульптуре, живописи и графике. Но совершенно особое место в его творчестве принадлежит памятнику Тысячелетия Бреста: по масштабу задачи, многообразию и сложности решений, а также по количеству вложенных сил и времени. Монумент высотой 15 метров, созданный на средства города и пожертвования горожан, был установлен в 2009 году на пересечении улиц Советской и Гоголя. Теперь все, даже любители покритиковать, сходятся во мнении, что памятник стал новой точкой притяжения. Сегодня мастер расскажет, как это было...

Новости Бреста

Это мог быть и мостик

- Идея создания памятника Тысячелетию зародилась в 2007 году. Тогда все виделось несколько по-иному. Я внес в горисполком достаточно смелое предложение: не просто установить в этом месте памятник в честь знаковой даты, но и пересмотреть саму транспортную развязку на пересечении улиц. А именно: «спрятать» под землей дороги - на отрезке от площади Свободы и дальше по Гоголя до перекрестка с пешеходной улицей. Но специалисты возразили, что это слишком затратный проект.

Идея стала затухать, но через год было принято решение сделать что-то значимое для тысячелетнего города. В конкурсе на лучший проект памятника участвовали минские и брестские скульпторы. Подключились и люди, не связанные с искусством: кто-то предложил поставить кованую фигуру полицейского, кто-то захотел увековечить заслуженного строителя. Звучали предложения установить монумент около кинотеатра «Беларусь» (вместо фонтана) или на ул. Гоголя - ближе к крепости. Но «зацепились» за место, обозначенное еще в первом проекте.

У меня было два варианта памятника, и один из них - мостик исторической эпохи. Взойди на такой мост - и попадаешь в исторический портал, спускаешься - и вновь оказываешься в нашем времени. Но выбор был сделан в пользу монумента с многофигурной композицией из исторических личностей и круговым горельефом. Воплотить ее доверили авторскому коллективу: архитектору Алексею Андреюку и мне как скульптору.

На все - полтора года

- Сроки для изготовления памятника были очень жесткие: его планировали установить до Дня города, к юбилейной дате (за 10 лет до 1000-летия). Много времени ушло на принятие решения: быть или не быть памятнику, а также на утверждение эскиза. В итоге у меня на все про все оставалось полтора года. А отлить памятник в бронзе со множеством скульптур на базе фирмы «Литейный двор» под Минском и установить его необходимо было всего за четыре с половиной месяца. Конечно, были помощники: иначе бы просто не успел. Правда, на изготовление кругового горельефа общей площадью 11 кв. м ушло больше времени (он был установлен в апреле 2011 года). Работа в таком режиме хоть и доставляла творческое удовлетворение, давалась тяжело. Спать приходилось по три часа в сутки. Но, думаю, если бы тогда не предприняли таких усилий, памятника могло не быть. Это дорогостоящий проект для города (кроме скульптурных работ, они как раз стоили дешевле всего), а в 2008 году в стране начался очередной экономический кризис.

Новости Бреста

Памятник пришлось «приподнять»

- С Алексеем Андреюком мы много работали. Благодаря его видению как архитектора удалось добиться того эффекта, который сейчас наблюдаем, - продолжает Алексей ПАВЛЮЧУК.

Изначально памятник задумывался ниже: колонна не такая высокая. Мы сделали макет из фанеры, установили на месте. Когда посмотрели вместе с членами монументального совета - захотелось высоты. Было решено памятник «приподнять». Дело в том, что пространство съедает объем. Это ведь не «Пинчука» поставить, когда достаточно выбрать точку обзорную. Здесь многофигурная композиция с архитектурным объемом. Должна быть гармония. Кстати, нам предрекали: не будет здесь памятник смотреться, он слишком большой. Но в итоге получилось и монументально - и в то же время камерно, особенно после того, как была установлена красочная ограда в стиле модерн.

Можно только пожалеть, что в свое время отказались от ночной подсветки каждой фигуры: вечером и ночью памятник «читался» бы издалека и смотрелся силуэтно. Но в ЖКХ посчитали, что это слишком сложно и что «такого на памятниках нигде нет».

...И застежки на сапогах строителей Берестья

- Первоначально композиция памятника Тысячелетию Бреста состояла из 8 фигур исторических личностей, значимых в истории города. Но в окончательном варианте после многочисленных обсуждений их осталось 6 (в частности, не появилась фигура короля Ягайло, который вместе с Витовтом противостоял Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве). Осталось три исторических образа: великий князь Литовский Витовт, князь Владимир Василькович, Николай Радзивилл Черный и три собирательных: Летописец, Солдат и Мать.

Наверху в первом варианте должны были возвышаться Божья Матерь и купец. Это напоминание об одной красивой легенде о возникновении города. Она о том, как заблудившийся в болоте купец начал молить о помощи и ему явился образ Божьей Матери, указавшей правильный путь. В благодарность купец поставил на этом месте капличку. Но свое видение концепции памятника было и у православной церкви. В результате верхняя часть композиции трансформировалась, и теперь мы видим ангела, который смотрит в сторону крепости в надежде на возрождение.

Что касается «портретов» исторических фигур, то, конечно, это видение скульптора, ведь прижизненных изображений нет. Можно допустить, что, как всегда, эти образы приукрашены. Тот же Николай Радзивилл Черный: есть только одна литография, и то не прижизненная. Не существует изображений Владимира Васильковича. Отталкиваешься от исторических реалий: это Волынь, значит, можно предположить наличие длинных волос, усов, характерных в то время, и, конечно, кольчуги. Пришлось сверяться с историческими источниками, как выглядели застежки на сапогах строителей древнего Берестья (тут нужна точность в деталях).

...Теперь, когда смотрю на памятник, испытываю ощущение, что это не я делал. Он уже живет своей жизнью. А в то время испытывал удовлетворение, как любой человек, который завершает хорошо выполненную работу, - будь то столяр, живописец или скульптор.


1717
0
Меня это радует (7.4%)
Мне все равно (14.8%)
Мне это интересно (66.7%)
Меня это злит (11.1%)


Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Константин Фролович родился 4 декабря 1923 года в Смоленской области, 1 мая 1942 года был...
322
На новое камеди-шоу может попасть любой желающий. С чувством юмора, разумеется!...
226
20 июня пройдет прямая телефонная линия с заместителем председателя Брестской...
530
Он приступил к своим обязанностям со вчерашнего дня Рокировка на руководящем посту...
558
Будете ли вы следить за Европейскими играми в Минске?








Ответить