06 июн / 2020

Пока не все дома. Изменит ли удаленная работа рынок труда?

06 апреля 2020

Около 17 % сотрудников компаний на планете каждое утро начинают работу у себя дома. Это не фрилансеры. Бизнес по всему миру активно внедряет практику дистанционной работы: нанимателю не нужно выделять сотруднику место в офисе, тот, в свою очередь, работает там, где ему удобно. К нам такая практика тоже постепенно приходит, и для нее уже создана правовая база: в новом Трудовом кодексе дистанционной работе посвятили отдельную главу. А нынешняя ситуация, вызванная распространением COVID-19, в условиях, когда власти не идут на объявление карантина, прямо-таки подталкивает нанимателей там, где это возможно, переводить своих сотрудников на «удаленку».

Новости Бреста

Многие в панике от перспективы провести в «домашнем офисе» недели или даже месяцы, а эксперты прогнозируют - вирус может стать поводом для бизнеса произвести перманентный сдвиг в сторону «удаленки». Как это повлияет на экономику, компании и их сотрудников - и как адаптироваться к новой реальности?

На заметку!

По данным Международной организации труда, количество удаленных работников в мире растет. В Японии и США их доля уже достигала почти 40%. Существуют компании, которые вовсе отказались от офисов. По данным сервиса FlexJobs, в США таких уже около 170, в то время как в 2014 году их было лишь 26. Всего же в базе FlexJobs более 51 000 компаний: чаще всего фирмы комбинируют использование офисных сотрудников и удаленных. В США 85% фирм используют удаленных работников. Им платят меньше на четверть в среднем, но они экономят время и бензин на дорогу. Интересный пример - офис компании «NCC» в Хельсинки. Он организован как open space: у сотрудников нет отдельных кабинетов, у них общее рабочее пространство. Финны добавили новшество: отказались от закрепления за сотрудниками конкретных рабочих мест. Люди занимают те столы, которые свободны на данный момент, либо работают в кафе, на диване - кому где удобно. За счет этого удалось сэкономить 30% офисных площадей. Выяснилось, что треть сотрудников не находится на своих местах ежедневно. Кто-то проводит время в переговорных комнатах, кто-то - в командировках, кто-то - в разъездах по городу. В целом же, есть мнение, что до 50% штата большинства компаний может работать дистанционно.

Программист Алексей трудится на частную компанию, не выходя из дома, уже несколько месяцев. «Работать удаленно для меня - дело принципа. На то есть причины», - уверен молодой брестчанин. До этого он успел три года поработать в офисе. Говорит, по его расчетам, это крайне неэффективно: «Дорога на работу занимала около 40 минут. Потом периодически отвлекают коллеги. Итого, несколько выпавших часов, которые можно было бы потратить с пользой». Одну комнату у себя в квартире Алексей обустроил в офисном стиле - чтобы ничто не отвлекало. В ней проводит по 5-6 часов в будние дни. Остальное время - чтение, хобби, встречи с друзьями. «Общения мне хватает, и, что самое важное, я общаюсь с теми, с кем, действительно, мне это интересно», - рассказывает собеседник.

Между домом и офисом

Таких, как Алексей, в Бресте, да и в Беларуси в целом, пока немного. Как правило, первые шаги в сторону перехода на «удаленку» делают IT-компании, кадровые или туристические агентства, работа которых меньше связана непосредственно с офисом. Например, компания «Эполь-Софт» в конце марта включила режим «самоизоляции» для тех сотрудников, которые этого хотят. Никто пока не запрещает им приходить и работать в офисе, но можно выполнять те же задачи в домашних условиях. «Таким образом, мы стараемся ограничить контакты, сделать максимально возможное, чтобы как можно меньше людей одновременно находились в офисе. Если кому-то нужно, они приходят и работают здесь. Но если сотруднику условия позволяют выполнять свои функции находясь дома, мы охотно предоставляем ему такую возможность», - объяснил директор компании Валерий Цилиндь. Впрочем, на наш вопрос, готовы ли вы продлить удаленный режим труда после того, как вирус пройдет, Валерий Юзефович ответил уклончиво: «У нас командная работа, и, скорее всего, абсолютное большинство наших сотрудников вернутся в офис».

Очевидно, все новое приживается с трудом. Хотя, кто знает, быть может, проведя эксперимент, спровоцированный коронавирусом, многие сотрудники и их наниматели почувствуют «смак», увидят в таком способе организации труда больше плюсов, нежели минусов? В одной компании по пошиву одежды перевели на дистанционку отдел продаж. Пока, естественно, в качестве временной меры. Но там не исключают, что удаленная работа для «продажников» может сохраниться и после вируса, если докажет свою эффективность. Правда, о том, чтобы раздать каждой швее по машинке и отправить по домам, речи пока не идет.

Среди изменений в нашем Трудовом кодексе - целая глава, посвященная дистанционной работе. Законодатель определил ее как «работу с использованием коммуникационных и информационных технологий вне места нахождения нанимателя». Работник, который трудится удаленно, сохраняет право на оплачиваемый больничный, на оплачиваемый трудовой отпуск, у него должны быть прописаны продолжительность рабочего времени и времени отдыха, нормы охраны труда и техника безопасности. Кстати, с инициативой внедрить такое новшество выступили IТ-компании.

Захожу на одну из площадок по поиску вакансий: по запросу «удаленная работа» больше 300 предложений. Из них на полную занятость - 150 вакансий. Первая тройка сфер деятельности выглядит так: IТ, продажи, маркетинг. Всего - около 20 направлений. Зарплата указана не везде. Более 50 вакансий оплачивается от 1 150 рублей в месяц. Пока чаще всего на удаленку ищут программистов и дизайнеров в ИТ-компании.

«Мир приходит к тому этапу, когда место будет конкурировать за человека, и это нормально. Нашей стране, чтобы не отстать от других, нужно еще разработать и принять десятки законов. И работать надо на опережение», - считает наш эксперт Александр Черновалов.

«Сейчас главное выжить»

И все же пока нынешняя ситуация вызвана скорее форс-мажором, нежели четко спланированными действиями работодателей. Здесь, как и в медицине, основной принцип должен быть «не навреди». И большинство тех, кто отправляет часть сотрудников на «удаленку» (кстати, в таком режиме уже вторую неделю работают журналисты «Вечерки»), все же не скрывают: мера эта вынужденная и скорее временная.

На заметку!

Растущие масштабы рынка «удаленки» в мире формулируют и новые понятия. Например, «цифровые кочевники». Так называют тех, кто работает удаленно, меняя при этом место жительства на экзотические страны. Это, как правило, люди старше 35 лет со среднегодовым доходом от 10 до 75 тысяч долларов. Прогнозируется, что их число в ближайшие десятилетия будет расти. И хотя наше законодательство подразумевает, что «удаленщики» будут жить и работать в Беларуси, игнорировать мировой тренд довольно сложно.

Что говорит Трудовой кодекс?

Одной из обязанностей нанимателя является принятие необходимых мер по профилактике и предупреждению не только профессиональных, но и иных заболеваний работников (п. 6 ч. 1 ст. 55 ТК1). Как договориться с работником о работе на дому или дистанционно? Если с предложением о переходе на работу на дому (дистанционно) выступит наниматель, то это необходимо расценивать как изменение существенных условий труда (ИСУТ). ИСУТ должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами. Кроме того, наниматель должен предупредить работника об этом не позднее чем за месяц (ст. 32 ТК). Поэтому немедленно перевести работника на надомный труд или дистанционную работу в такой ситуации получится, только если сам работник попросит об этом, т.е. обратится к нанимателю с соответствующим заявлением. При этом следует помнить, что не всякая работа (например, кадровика или сантехника) может выполняться на дому или дистанционно.

Если наниматель заметил явные признаки заболевания (повышенная температура, озноб, лихорадка и др.), т.е. он считает, что работник болен, наниматель обязан не допускать работника к работе (отстранить от нее) (п. 1 ч. 6 ст. 49 ТК). Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением). В приказе обязательно нужно указать причины отстранения и объявить его работнику под подпись. Если работник откажется от ознакомления с приказом, потребуется составить акт (ч. 1 и 3 ст. 49 ТК).

Комментарий по поводу

Дмитрий ЛИТВИНЧУК, специалист по организации дистанционной работы:

«Возможно, режим дистанционной работы, который некоторые компании уже ввели из-за коронавируса, с нами надолго - и в итоге это трансформирует подход бизнеса к менеджменту. Главный минус экстренного перехода на удаленку для бизнеса - отсутствие выстроенных процессов менеджмента дистанционных сотрудников. Именно поэтому сейчас многие компании находятся в панике - и часть этого беспокойства также передается работникам. Но те бизнесы, которые изначально работали в режиме распределенной команды, никаких минусов в текущей ситуации не видят. Поэтому предлагаю сразу смотреть на перспективу - на 1-2 года вперед. Если сейчас, в период карантина, вам удастся перевести свою команду на удаленную работу, то можете оказаться в более выгодном положении и после окончания пандемии».

Вот лишь несколько этапов, которые нужно пройти:

  • создать рабочее пространство, настроить внутреннюю корпоративную сеть (например, Битрикс24);
  • обучить сотрудников и организовать дистанционную коммуникацию с ними;
  • перевести бизнес-процессы в цифровой режим (планерки, совещания, переговоры в режиме видеоконференций, по скайпу и т.д.);
  • перевести отдел продаж в CRM-систему;
  • настроить систему учета и контроля через Битрикс;
  • обсудить новые условия по аренде и пользованию помещениями.

 

«Ситуация сейчас сложная не только у вас, но настало время объединяться и договариваться об условиях, в которых можно выжить совместно. Неясно, сколько еще времени будет распространяться эпидемия и на сколько обесценится национальная валюта. У большинства бизнесов приостановились заказы, и это серьезная причина снижения выручки. Обсудите с арендодателем условия. Постарайтесь занять сильную позицию и договориться на обоюдные условия. В период прошлого кризиса некоторые арендодатели принимали условия на процент от выручки. Возможно, и ваш арендодатель согласится на такое условие. И еще. В кризис лучший способ выйти из депрессии - это работать. А в сложные времена нужно работать больше, т.к. все процессы идут в ручном режиме. В лучшие времена всё идет по накатанной, а в трудные - нужно брать всё в оперативное управление», - полагает эксперт.

P.S. Следовать этим советам или нет - каждый, безусловно, решает для себя, в рамках тех условий, в которых находится его компания. Но ясно одно: мир меняется очень быстро. И людям, где бы они ни находились, приходится за этими изменениями следовать. Возможно, нынешняя эпидемия, вызванная коварным вирусом, лишь один из таких «черных лебедей», призванных переформатировать наше мышление? Быть может, корпоративная культура «офисного планктона» переживает время своего заката? Или об этом говорить пока рановато? Впрочем, если вы совсем не представляете свою жизнь без офиса, можете присмотреться к гибридной модели - ее сейчас обсуждают разные компании, которые хотят балансировать между традиционным форматом работы и «удаленкой». Одним словом, вариантов здесь несколько, а выбор в конечном итоге остается за самим бизнесом и его руководителями и сотрудниками.


2630
1
Меня это радует (28.6%)
Мне все равно (14.3%)
Мне это интересно (57.1%)
Меня это злит (0%)
Елена
30.04.2020 14:38
ответить ответить с цитатой
Сейчас такие непростые времена, поэтому хочется помочь чем-то. Может, кому будет полезно - я искала комплексное и бесплатное решение для удаленной работы, нашла CRM Простой бизнес. Там и коммуникации (с сотрудниками, клиентами), и назначение задач, и контроль сроков, и совместная работа над проектами и много еще всего. Система бесплатна, если ей будут до 5 человек пользоваться.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

Хотите знать, как много людей вылечилось от коронавируса? Кого зарегистрировали...
184
Охотникам предоставляются дополнительные «бонусы» за добычу этого вида За...
1276
Не секрет, что рыбная ловля является одним из популярнейших способов проведения досуга. А...
696
30 мая после вечернего богослужения настоятель храма протоиерей Сергий Петрусевич...
916
Вы готовы носить маску в общественном транспорте?






Ответить
Чего вы ждете от нового правительства?









Ответить