«Первый канал» мгновенно создал альтернативу: был подписан договор о приобретении прав на телевикторину «Wheel of Fortune» («Колесо фортуны»), прообразом которой и явилось русское «Поле чудес». История утверждает, что в 1990 году, когда шоу появилось в эфире, была предпринята попытка по-честному приобрести права на интеллектуальную собственность у американской компании «Си-би-эс». Именно «CBS Corporation» являлся владельцем прав на шоу «Колесо фортуны».
Что произошло в 90-м, сейчас никто не вспоминает в подробностях. Есть информация, что американцы вежливо предложение советского (тогда еще!) телевидения отклонили. В таком случае создатели программы Влад Листьев и Анатолий Лысенко получили полное право назвать свое «Колесо» по ассоциации со сказкой российского классика Алексея Толстого «Золотой ключик» – «Поле чудес». Говорят, когда русское «Поле» набрало сумасшедшую популярность на всей «шестой части суши», американцы обратились с предложением выкупить права на шоу. Но тут уже вежливо отказалась российская сторона.
«Человек советикус» – в фокусе «Поля»
Первым ведущим капитал-шоу был Влад Листьев, но поиск «лица» для передачи начался практически сразу с момента ее выхода в эфир. Леонида Якубовича едва уговорили попробовать себя в качестве ведущего «Поля чудес» – он отказывался, полагая, что это не совсем тот формат, которому хотелось посвятить жизнь. Однако с 1991 года остался и буквально через несколько месяцев предложил идейный ключ к содержанию российского «Поля». По идее Якубовича, передача должна была стать «не про то, во что играют, а про тех, кто играет». Так «Поле чудес» стало «народным».
Феномен передачи оказался в том, что она вывела на авансцену жизни не просто конкретных людей – об этом позаботились многие проекты российского телевидения. «Поле чудес» стало тем театром, на сцену которого выходили целые коллективы. Людям не просто дали возможность оказаться в телевизоре – «А чем я хуже?». Они могли похвастаться на всю страну удачным браком, прекрасными детьми, но – и для многих это было очень важно – своей ролью в жизни общества. Они представляли свой завод, универмаг, сельскую школу, военную часть…
В этом было что-то до боли знакомое, советское – недалеко ушедшее от СССР. Ведь именно «человек советикус», как любили говорить в 90-х, не мыслил себя вне коллектива, который давал ему ощущение собственной значимости и полноты жизни. А эта прекрасная идея – вывести на сцену с «мигалками» самодеятельных певцов, плохо попадающих в ноты, и сочинителей нескладушек?
Белорус должен жарить драники
Неприятные весточки о закулисье «Поля чудес» стали проникать в народ много позже. И неприятным было именно то, что была задета честь коллектива. Помню, как наша редакция провожала на «Поле чудес» брестчанку. Женщина средних лет, она воспринимала участие в проекте как новый этап в своей жизни. Не знакомая с нашим коллективом, она обратилась в «Вечерку» с просьбой помочь выглядеть в Москве на самом высшем уровне. Всерьез полагала, что едет на «Поле» защищать честь города Бреста.
В сборы включились многие руководители предприятий. На стол капитал-шоу из Бреста должны были попасть только эксклюзивные продукты. В то время появилась новая технология – «клюква в сахарной пудре». Коллективным умом этому продукту дали «зеленый свет» и добились его передачи делегату в Москву на безвозмездной основе. Искали что-то еще такое же эксклюзивное – в качестве источника потенциальных восторгов рассматривались конфеты компании «Идеал»: цельный чернослив в натуральном шоколаде. Или яблочные чипсы, разработанные в Остромечево.
Практически все, что должно было удивлять московскую съемочную группу, вернулось в Брест невостребованным. Участница игры рассказывала, что на деликатесы сотрудницы передачи посмотрели беглым скучным взглядом – ничего подходящего не нашли. Без сантиментов брестчанке рассказали, что человек из Беларуси должен прийти в студию «Поля чудес» не с чем иным, как с драниками, сметаной и т.п. В голове нашей землячки успела промелькнуть мысль о бессонной ночи над сковородой, но сказали: «Не надо». «Румяные драники», выполненные из искусственного материала, и так неплохо смотрелись в кадре.
Подобные рассказы очевидцев «Поля чудес» одно время заполонили прессу и интернет. Но, по большому счету, это никак не сказалось ни на имидже проекта, ни на личности Леонида Якубовича. Это как в любви: с человеком давно все понятно, но так жалко своего прекрасного чувства к нему…
Судьба «бесконечного весельчака»
Леонид Аркадьевич несколько раз бывал в Бресте. Замечено: при личной встрече он то ли намеренно, то ли интуитивно старается дистанцироваться от «Поля чудес». Якубовичу не хочется, чтобы его, интеллектуала, ассоциировали только с проектом для широких масс. В Бресте он прямо демонстрировал, что его не устраивает образ «бесконечного весельчака». «Но с этим ничего поделать нельзя, – сказал Леонид Якубович нашим журналистам. – Это такое сложившееся за 30 лет амплуа, и оно порой на судьбу тоже влияет».
В наш город Леонид Якубович приезжал с делегацией в рамках международной акции памяти «Во славу общей Победы». В другой раз целый день посвятил съемкам Музея железнодорожной техники для передачи «Первого канала» «Живая жизнь». Тогда он признавался, что был сильно впечатлен людьми, сохранившими технику и давшими ей вторую жизнь. По-моему, поделился очень личным, чем-то глубинным: «Хочу рассказать о людях, которые не устали от жизни».
А через год он представлял в Бресте трогательный документальный фильм о «девочках войны» – «Незабудки. Бессмертный авиаполк». Стал автором сценария о юных летчицах, которых немцы называли «ночными ведьмами». Численность полка составляла 115 человек – девочки от 17 до 22 лет. Рассказывал, что они были настолько бесстрашны, что никогда не брали в полет парашюты – не верили, что с ними случится что-нибудь непоправимое. А после презентации его облепили брестские дамы бальзаковского возраста, «едва не задушив в объятиях своего кумира», – писала «Вечерка». Для публики он был не столько автором трагической истории, как «дядей Леней», который предлагает крутить барабан.
И вот «Поле чудес» закрыто. «Конец эпохи», – патетически восклицают некоторые экзальтированные авторы интернет-ресурсов. На самом деле – никакой «не конец». В январе – точная дата не названа – проект выйдет под названием «Наше поле чудес». Несмотря на американское участие в договоре с «Первым каналом», новое имя передачи отражает ее неизменную принадлежность народу. Ведущий – любимый Леонид Якубович, народный артист Российской Федерации.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.