17 фев / 2019
Электронная ловушка – для бедных?

02 февраля 2019

Почему богатые запрещают своим детям гаджеты

Новости Бреста

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ

Однажды в хорошую зимнюю погоду мое внимание привлекли играющие в футбол пацаны. «Зацепило» то, что подростки гонялись за мячом по снежной каше на поле, в котором все приспособления сводятся к железным каркасам ворот и ограждению из бэушных шин. Но какое же это жизнеутверждающее, восхитительное зрелище! Совершенно счастливые, раскрасневшиеся мальчишки предавались восторгу игры, движения и веселой возни друг с другом. В перерыве между таймами детвора валяла друг друга в снегу, устраивала шуточные потасовки и сбрасывала от перегрева куртки.

С сожалением подумалось, что подобные зрелища стали довольно редки. Гораздо чаще нам всем приходится наблюдать другие картинки с натуры, в которых согбенные детские фигуры застывают над телефонными устройствами, не обращая внимания на проявления окружающей реальности.

То, что этот перекос развития «не есть хорошо», общество уже заподозрило, но пока никак не определится в его нюансах. Послушаешь иных родителей - ну, просто мистическое наваждение и сплошной фатум! По их версии, дети чуть ли не рождаются с зависимостью от смартфонов, а уж сколько слегка затушеванного восторга от того, с какой легкостью чада осваивают виртуальные игрушки...

При этом здоровые, так сказать, натуральные, детские интересы никуда не исчезли, что подтверждает хотя бы вышеописанная мной футбольная идиллия. А знаете, почему именно живая игра в футбол еще остается одним из последних плацдармов подвижных детских игр (ну, лапта, прятки и «штандеры» ведь постепенно канули в Лету)? Потому, что забиванием мяча в ворота фанатично увлекается и неисчислимое количество взрослых людей, его обслуживает целая индустрия популяризации... Я хочу сказать, что в этом полезном занятии дети просто подтягиваются ко всеобщим интересам, но ничего специально детского взрослые нынче культивировать не склонны.

А вот культ обедняющих детство гаджетов обеспечивает юному поколению именно великовозрастное окружение. В поддержку их уже сформировался целый комплекс «плюсов»: это «развивает», это «престижно», «чтобы не отставать от жизни» и т.д. И дети, и родители «выпендриваются» друг перед другом в том, чей гаджет «круче», дороже, новее.

СЕБЕ ДОРОЖЕ

Между тем, на фоне разразившейся массовой эйфории стали появляться альтернативные сведения. Американские психологи утверждают: разрыв между детьми из богатых и бедных семей растет. Однако проявляется он вовсе не в стоимости используемых ими гаджетов, а в их отсутствии. И, пока дети из небогатых семей целыми днями прикованы к экранам, потому что родители не могут обеспечить им услуги нянь, интересные поездки и развлечения не в виртуальной, а в реальной жизни, отпрыски элиты получают старомодные деревянные игрушки, игры на свежем воздухе и роскошь общения не через экран.

Еще недавно казалось, что дети богатых родителей раньше всех получают доступ к Интернету, самым навороченным и дорогим гаджетам и быстрее приобретают востребованные технические навыки, а бедные остаются за бортом жизни. Однако получилось скорее наоборот. Сейчас электронные новинки все активнее продвигают в государственных американских школах и детсадах, в то время как частные образовательные учреждения все чаще отказываются от экранов и гаджетов.

Например, Вальдорфская школа, среди выпускников которой - нобелевские лауреаты, популярная среди сотрудников Силиконовой долины, пытается учить детей без модных электронных устройств. Да и сами обеспеченные родители, работающие в ИТ-компаниях, все чаще запрещают их в своих семьях. По данным исследования американской некоммерческой организации Common Sense Media, подростки из семей с низким доходом проводят у экранов в среднем 8 часов, а более обеспеченные - меньше 6 часов.

Этот небольшой круг интеллектуалов и профессионально продвинутых людей обучает своих детей математике, логике и прочим естественным наукам преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой, различными видами спорта. По сути, им дается образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, иерархического, а не вспыхивающего «клипового» мышления. Яркий пример тому - основатель компании Apple Стив Джобс, который в своем доме всегда ограничивал доступ к гаджетам.

Заведующий лабораторией комплексных проблем физических факторов среды обитания человека Республиканского научно-практического центра гигиены Станислав Худницкий ратует за позицию «чем позже, тем лучше»: «Я считаю, что телефоном нужно начинать пользоваться не раньше 18 лет, когда снижается риск облучения растущего организма, ведь такой риск у детей и подростков выше, чем у взрослых, в 2-4 раза. Недавно Международное агентство по изучению рака, являющееся подразделением ВОЗ, объявило, что оно классифицирует мобильный телефон как возможно канцерогенный фактор, грозящий раком головного мозга. Чем больше человек разговаривает, тем выше риск. Поэтому нам нужно обратить внимание на эту проблему, дать как можно больше прежде всего научной информации для пользователей. Нужно усвоить: мобильный - это не игрушка, а радиопередающее устройство, которое может быть опасно для здоровья. Родители должны объяснить своему ребенку, что лежит в его кармане».

СИЛА СМЫСЛА

Знаю многодетное семейство, где такой подход к «телефонизации» подрастающего поколения и практикуется. В нем родители подарили смартфон старшей дочери только к ее 18-летию. Остальные три школьницы пока обходятся без «мобильников». «И что, - спрашиваю у 15-летней восьмиклассницы Катерины, - как тебе живется среди оснащенных айфонами ровесников?»

- Сейчас-то мои одноклассники уже дозрели, что общаться лучше вживую. На переменах мы разговариваем или устраиваем какие-нибудь приколы. А вот в 5-6 классах был самый телефонный «бум», потому что все сидели в соцсетях даже на уроках, подсматривая в свои игрушки под партой.

- Ну, а ты-то, «безлошадная», чувствуешь себя «белой вороной»?

- Стану я на этом зацикливаться! Да, иногда кто-то спросит, почему у меня нет телефона. Отвечаю, что это позиция моих родителей, которая меня никак не напрягает. Иногда мне дружески посочувствуют: «Бедный ты человек!». Ну и что, если и впечатлений, и общения мне на самом деле достаточно!

Понимают ли приятели, что этот «бедный» человек богаче навороченных техникой ровесников на целую жизненную позицию, на отказ от штампов и стереотипов, на поиск инакового пути к согласию?

Конечно, за такой детской «сознательностью» стоит нерасхожий воспитательный подход взрослых. Необходимость помощи в адаптации ребенка к реальности никто не отменял. От того, что мир изобрел виртуальные игрушки, психология детского восприятия никак не изменилась. И реальные картинки из живой книжки по своей удобоваримости все равно в разы превосходят экранные «привидения». И живые игры, вылазки на природу, походы в театр, разговоры на кухне, совместное приготовление еды - это жизнь, которая ощущается не одной извилиной клипового восприятия, а целым комплексом мозговых извилин...

Пока масс-культура все еще пребывает в эйфории от электронных наворотов, в обществе пробуждаются отдельные оздоравливающие воспитание проекты. Например, есть общественная инициатива развития расположенного в Брестской крепости молодежно-патриотического центра. Наряду с существующим военно-спортивным уклоном есть задумка обогатить воспитательную базу и другими сферами развивающей деятельности. Для мальчиков оборудовать трудовые мастерские со столярными станками, для девочек - швейные ремесла. Для всех - занятия музыкой, танцами, спортом. Скажете, что в этом нового? - То, что это должно быть в комплексе, чтобы юный человек развивался всесторонне, целостно и системно...

Вот имено целостное восприятие мира - та ценность, которую следует сохранять даже на фоне вошедших в моду электронных идолов. И пусть мы, в силу их богатых возможностей, будем ими широко пользоваться, но отнюдь не станем допускать, чтобы они пользовались нами!


3596
0
Меня это радует (27.6%)
Мне все равно (3.4%)
Мне это интересно (62.1%)
Меня это злит (6.9%)

Отзывы отсутвуют. Вы можете первым оставить свой комментарий.

Правила комментирования на сайте vb.by

Не будут допускаться к публикации следующие комментарии:

  • содержащие ненормативную лексику и непристойные выражения, оскорбляющие честь и достоинство авторов публикаций, героев материалов, других комментаторов и иных лиц;
  • содержащие признаки межнациональной, религиозной вражды, в том числе пренебрежительные наименования других национальностей;
  • выражающие удовлетворение или радость от заведомо трагичных событий (смертей, аварий, катастроф и пр.);
  • содержащие оскорбления по признаку фамилии, имени или географического названия, оскорбления в связи с физическими недостатками;
  • содержащие призывы к насилию или самосуду, пожелания смерти или физических мучений;
  • содержащие сравнения людей или организаций с нацистами;
  • содержащие домыслы об интимной жизни героев публикаций или других комментаторов, а также личные выпады;
  • не соблюдающие презумпцию невиновности до решения суда;
  • написанные на иностранных языках (возможно исключение для польского, украинского или английского, если это не затрудняет понимание смысла);
  • написанные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (Caps Lock);
  • направленные против редакции «Вечернего Бреста» или конкретного автора;
  • повторяющиеся в одинаковом виде под несколькими публикациями (расценивается как спам);
  • бессмысленные комментарии, флуд, рекламу личных услуг.
  • неоправданно длинные комментарии или цитирования;
  • содержащие гиперссылки на другие сайты;
  • содержащие рекламу фирм, партий, движений, отдельных личностей;
  • содержащие персональные данные людей (адрес, телефоны и др.)
  • содержащие просьбы о переводе денег на адрес, банковский счет или карточку (для этого существует специальная процедура обращения в редакцию);
  • - содержащие пререкания с модераторами, советы и обсуждения решений модераторов.
Данные правила также распространяются и на комментарии в официальных аккаунтах «Вечернего Бреста» в социальных сетях.
Редакция vb.by обращает внимание читателей на то, что не допускается использование псевдонима, уже принадлежащего другому комментатору. Замечания, высказанные в комментариях по поводу возможных ошибок в текстах (орфографических, пунктуационных, лексических, смысловых и т.д.), могут быть учтены редактором сайта без публикации самого комментария.
Обращаем также ваше внимание, что даже если комментарий не несет формальных нарушений, но грубый по тону, он будет удален. Комментарии, представляющие собой пикировку двух и более лиц, не относящуюся к теме статьи, нежелательны и будут прерываться модератором.

В военном комиссариате Бреста и Брестского района до 1 апреля 2019 года осуществляется...
402
Торжественное мероприятие прошло в Парке воинов-интернационалистов. Сюда с цветами и...
784
14 февраля мир отмечает День святого Валентина - праздник всех влюбленных. Открытки,...
811
Где брестчане могут подать заявление в ЗАГС? Почему не распишут в агроусадьбе? Какие даты...
892
Кто в большей мере должен отвечать за безопасность детей в школах:









Ответить