Чем ближе к теплым майским дням, тем активнее как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации обсуждается проблема адекватности проверки знаний на ЦЭ и ЕГЭ. Через все дискуссии раскаленной докрасна нитью проходит один голый факт, от которого никуда не денешься: судьбоносный экзамен сдает человек, а оценивает его – компьютер.
11 марта в Госдуму РФ внесен законопроект о добровольности ЕГЭ. Законодатели предлагают дать выпускникам право выбора: сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) или традиционные экзамены по программам основного и среднего образования. Инициаторы утверждают, что от проведения ЕГЭ страдают нервы и психика подростков, и ссылаются при этом на статистику: во время единого госэкзамена более чем на 470 млн рублей растут траты россиян на успокоительные препараты и глицин. Также они считают, что из-за сложностей подготовки к ЕГЭ родителям приходится нанимать детям репетиторов, а их услуги далеко не всем по карману.
Кто-то возразит: успокоительные и репетиторы неизбежны и при обычном госэкзамене. Но важно помнить, что для сдачи госэкзамена с ожидаемым результатом выпускнику достаточно быть социально адаптированным, много лет учиться в школе и понимать школьные требования. Ведь требования традиционного устного или письменного выпускного школьного или вступительного экзамена в вуз практически идентичны обычным школьным требованиям при ответе у доски или контрольной работе.
При сдаче же экзаменационных тестов критерии оценки и сама атмосфера сдачи принципиально отличаются от школьного обучения. Да, если честно, вообще входят в диссонанс с нормальным образовательным пространством.
Здесь нас подстерегают четыре опасности:
- Талантливые чаще ошибаются. Эта закономерность известна тренерам, учителям и психологам. Талант и стабильность редко ходят парой. Считать клеточки, попадать в правый верхний угол клеточки, не скусить при заполнении бланка, не черкануть на полях, не ошибиться в интерпретации вопроса. Не волноваться. Кстати, о волнении. Есть известная физиологическая реакция человека на стресс: от волнения многим экзаменуемым приходится посещать туалет. Некоторым не один раз. При этом время выхода из кабинета входит в общий экзамен. Корреспондент на РТ по истории Беларуси выработала все время – все 90 минут. При этом я не волновалась – мой вуз уже окончен. Если бы мне нужно было унимать дрожь рук, утирать пот и бегать от волнения в туалет, отпущенного на тестирование времени явно не хватило бы.
- Из-за усредненной шкалы перевода первичных баллов в тестовые, а тестовых баллов – в оценку средние ученики еще больше наступят на пятки умным и талантливым. Подробнее об этом – читайте в номере «ВБ» за 15 марта («Что ЦЭ грядущий нам готовит?»).
- И самое главное. Сама школьная система начинает деформироваться, прогибаясь под требования ЦЭ. Уже в пятых-шестых классах появляются тесты на знание содержания литературного произведения: «Привыкайте, вам ЦЭ сдавать!». И драгоценное время урока по русской литературе – урока, который при правильной подаче может стать кирпичиком, формирующим нравственность и идеалы школьников, тратится на тыкание в буквы теста: Какого цвета ридикюль был у старухи-процентщицы? В какое время суток Онегин приехал в Татьяне? Как звали любимых гончих и борзых помещика Троекурова? А чуть позже уже «прошаренные», но так и не просвещенные классикой дети надувают губки и цедят: «Зачем нам нужна эта литература, ее даже в списке ЦТ нет! Давайте лучше второй урок языка возьмем. Нам по нём ЦТ сдавать!»
- Происходит обесценивание важных мировоззренческих или развивающих предметов, которых нет ни на ЦТ, ни в перечне возможных ЦЭ, например, уроков литературы, трудового обучения, физической культуры, музыки, изобразительного искусства. В РФ, кстати, ЕГЭ по русской литературе проводится и является обязательным предметом для поступления на большинство филологических специальностей.
«Нужно прилежно учить предмет»
Что касается необходимости репетиторов, здесь, мне кажется, все не так однозначно. С одной стороны, многие говорят, что без индивидуальных занятий с репетитором разобраться во всех подводных камнях хитро составленных заданий практически невозможно. С другой стороны, моя старшая дочь в 2018 году сдала русский язык на 97 баллов без всяких дополнительных занятий. Только потому, что любила родной язык, много занималась и имела прекрасного преподавателя. (Спасибо, Алла Николаевна! Низкий Вам поклон!) Такой же положительный опыт имеют многие ее друзья.
Неужели наши примеры — исключение? Мы снова обращаемся за консультацией к знакомому учителю русского языка и литературы одной из сельских школ Брестчины:
— Знаете, мы, учителя, тоже регулярно сдаем и РТ, и ЦТ.
— ?!
— Не столько проверить свои знания, сколько ради того, чтобы почувствовать требования к нашим бедным выпускникам «на своей шкуре».
— И что скажете?
— Одно можно утверждать с уверенностью: при подготовке к экзаменам не стоит опираться на тренажеры по тестированию. Тренажеры, возможно, показывают общий уровень требуемых знаний и сам принцип построения, «конструкт» теста. Не более того. Задания и вопросы могут быть совершенно иными. Чтобы хорошо сдать ЦТ, прежде всего, нужно прилежно учить предмет.
— Когда я готовилась к экзамену на водительские права, то при подготовке теории не пользовалась модными компьютерными тренажерами, просто учила правила, один раз прорешала бумажные билеты. И сдала без ошибок с первого раза. Сработает ли «просто хорошая учеба» при подготовке к ЦЭ?
— Думаю, да. Такого на моей памяти не было, чтобы школьник хорошо учил русский язык и плохо сдал экзамен. Практика показывает, что любой выпускник, знающий предмет, может прийти на ЦТ и нормально сориентироваться. Но, конечно, желательно перед этим сходить на РТ, возможно, не один раз, чтобы понимать специфику тестовой системы, не потеряться в ее требованиях, уметь заполнить экзаменационный бланк с первого раза. Кроме того, важно помнить, что любой тест всегда имеет подводные камни. Я всегда обращаю на это внимание учеников.
— То есть некоторые задания составлены некорректно?
— Задания составлены нормально. Таких заданий, чтобы однозначно пришлось чем-то возмутиться, на моей памяти не было. Но есть психологические подвохи.
— Например?
— Например, обратная визуализация. Перевод зрительного образа в мысленный. Срабатывает как подсказка при интерпретации задания и влияет на вероятность неправильного ответа. Задание может быть сформулировано так: «две буквы н пишутся в словах: кошен(нн)ый, скошен(нн)ый». Ребенок на стрессе, торопится, не успевает вчитаться в смысл задания и ловит глазом одну выделенную энку. Он зацепил ее вниманием, и все – мозг на автомате ищет в тексте слова с одной «н». В результате ответ ошибочный, хотя в сочинении, в диктанте выпускник написал бы грамотно. Многие коллеги считают, что такая формулировка заданий – психологический ход, связанный с учетом закона визуализации. Но опять же, как авторов теста в этом обвинить, они же пишут черным по белому: «две буквы «н»». Скажут, нужно внимательно читать задание. Но с учетом восприятия человека логично было бы выделить жирным именно две буквы: «две буквы «нн» пишутся в словах:…».
— Столько нюансов нужно учитывать детям…
— И на все из них мы стараемся обратить внимание учеников, когда готовим их к тестам. При сдаче тестирования очень важно не торопясь вычитать задание, вникнуть в него, и тогда гораздо проще получить хорошую оценку.
Юлия ЛОГАШЁВА
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.