Он всегда жил интересной, насыщенной жизнью, где не оставалось ни минуты для скуки. И когда начинал сельским учителем в глубинке, и потом, когда вернулся в свою родную Каменецкую СШ №2. Благодаря ему, здесь регулярно ковались призеры и чемпионы республики по спортивному ориентированию, а некоторые воспитанники вошли в состав юношеской сборной страны. С человеком, который спускался на байдарках по рекам, изучал пещеры вместе со спелеологами, поднимался на лыжах в Карпаты, – с таким человеком поневоле научишься радоваться солнцу, ветру, дождю…
Классический физик-лирик, Макоед на заре своего учительства поставил цель выводить ребят на высшие ступени пьедестала предметных олимпиад. Его первой «звездочкой» стал сын друзей – Максим Лицкевич. Будучи учеником непрофильного класса Каменецкой школы, в 2013 году Максим отправился на международную олимпиаду по физике в Копенгаген и привез оттуда серебряную медаль. Сегодня Максим Лицкевич учится в Принстонском университете, где когда-то преподавал Эйнштейн. Хобби соединил с учебой и занимается наукой – физикой сверхнизких температур.
Классного учителя и неравнодушного человека в свое время заметила тогдашний директор лицея №1 Светлана Николаевна Семенова. Михаила Михайловича Макоеда пригласили в Брест, но он какое-то время не решался на переезд. Тогда дирекция лицея привела «убедительный аргумент» в пользу областного центра: Макоеду предоставили арендное жилье с возможностью оплаты услуг по коэффициенту 0,1 (выходит немногим более 10 рублей в месяц). Забота о талантливом учителе окупилась сполна: с легкой руки МихМиха кабинет физики стал пополняться современным оборудованием, а библиотека распухла многочисленными томами для увлеченных предметом. И, конечно, «звездные» ученики Макоеда стали приносить свои медали в копилку лицея.
– Это замечательные дети, – так характеризует юных физиков Михаил Михайлович, — они привели меня к хорошим результатам.
За этой фразой – его принципиальная позиция. Успех учителя не бывает без талантливого ученика. Когда берутся высоты международных олимпиад, эти победы нужно честно делить на два. В 2017 году его ученики Никита Игнатюк и Павел Курач на международной олимпиаде в Индонезии взяли награды лидеров: Никита – серебряную медаль, Павел – бронзовую. Спустя два года Макоед закрепил свои позиции: его ученик Андрей Коцевич привез бронзу олимпиады по физике из Тель-Авива. В 2020 году Роман Глаз стал победителем заключительного этапа республиканской предметной олимпиады и вышел на международный уровень. Но из-за пандемии международный форум был отменен. Это было серьезное огорчение, которое Михаил Михайлович разделил со своим учеником – годы подготовки не нашли своего логического результата. И в этот грустный момент пришла такая необходимая награда – орден Франциска Скорины как признание профессиональных и личностных устремлений Михаила Макоеда.
– Еще один подарок своей страны я получил в шикарном 2019 году, когда в группе учителей-физиков, в том числе российских, попал на Большой адронный коллайдер, – рассказывает Михаил Михайлович. – В течение недели мы изучали его работу, находясь в недрах БАКа, который размещается около Женевы на границе Швейцарии и Франции. Смотрели работы ученых. Там работают тысячи ученых, инженеров из разных стран. На самом коллайдере несколько тысяч специалистов снимают данные о движении частиц. Эти данные посылают в сотню институтов мира, где они подвергаются обработке. Установка, которую человечество создало своими руками, буквально потрясает. Я увидел, как человечество пытается «раскусить» основы мироздания мира – вживую видел. Это было потрясающе. Ничего больше сравнить с этим событием как физик не могу. Но важнее всего: я увидел людей, которые заряжены идеей «разложить мир на кусочки», людей, которые работают ради того, что им интересно. Миру пытаются найти антимир. Думаю, мы стоим перед открытием понятия «антиматерия».
Большой адронный коллайдер является самой крупной экспериментальной установкой в мире. В исследованиях участвуют ученые и инженеры более чем из 100 стран мира, в том числе из России – 12 институтов и 2 федеральных ядерных центра.
Большой адронный коллайдер постоянно принимает гостей – на его территории размещаются что-то вроде гостиниц, куда со всего мира приезжают заинтересованные специалисты. Вход – режимный. Некоторые из гостей хотят остаться работать на БАКе, другие несут информацию о нем в свои государства, города… Учителей физики приглашают на коллайдер, чтобы информация о новых возможностях человека приходила к молодому поколению.
– Первый вопрос про коллайдер: зачем это надо? – продолжает Михаил Михайлович. – Легко отвечу: для развития науки. Сначала нужно найти что-то, а потом искать ему применение. Поясню: в свое время Генри Герц открыл электромагнитную волну, «отдал» ее научному миру – условно, «возьмите, я открыл электромагнитную волну, что с ней делать, не знаю». Сейчас на основе его открытия создана мобильная связь: звук «посадили» на электромагнитную волну, и она, как локомотив, несет его в пространстве на огромные расстояния. Звук тут выступает в качестве «пассажира», а телефон – это «станция». Герц не подозревал, что сможет соединить своей электромагнитной волной людей по всему миру. Просто зафиксировал передачу энергии из одной точки пространства в другую. И мы сегодня не знаем, какие практические результаты принесут человечеству открытия современной науки. Там, в недрах коллайдера, нам говорили: будем благодарны, если ваши ученики заинтересуются, будут помогать двигать науку вперед. Я не стремлюсь к тому, чтобы все мои умницы были победителями олимпиад. Много других хороших ребят. Сегодня важно создать для них условия, когда в поисках реализации они захотят работать на развитие своей страны.
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.