Вопреки моде на престижные профессии, в Беларуси требуются специалисты инженерного профиля. Ведь в нашей стране вовсю работают предприятия, создающие сложные механизмы и отдельные узлы к ним. Например, делают свою тяжеловесную работу Брестский электромеханический завод и «Брестсельмаш», пинский «Кузлитмаш», барановичский «Атлант» и т.п., не говоря уж про столичные «МАЗ» и «БелАЗ».
Сложным производствам жизненно необходима подпитка инженерными кадрами, и удовлетворению этой потребности препятствует только одна рейтинговая заморочка. «Быть заводским инженером? — переспросит иной молодой человек, стоящий на жизненном распутье. — А кто это такой?» В фильмах, как некогда их советские ровесники, они такого примера не видывали, в книгах не читывали, в песнях не слыхивали, так что им бы чего-нибудь «поайтишнее».
НА ВСЕХ НЕ ХВАТАЕТ
Конечно, ситуация со специалистами не так уж плачевна, ведь молодые инженерные кадры успешно готовит машиностроительный факультет Брестского государственного технического университета. Его выпускники котируются на трудовом рынке с профицитом: на сотню выпускаемых факультетом «технарей» приходится полторы сотни приглашений на работу от производственных предприятий.





По словам декана факультета Сергея Онысько, набор абитуриентов проходит даже с небольшим конкурсом и довольно стабильно, но сотрудники кафедр по 3-4 раза в учебном году посещают средние школы для бесед о профориентации. Вуз заинтересован в отборе наиболее способных и мотивированных ребят. При этом в рекламе не нуждаются в основном такие профилизации, как «Автосервис» или «Цифровое производство». А вот про «Технологию машиностроения», «Технологическое оборудование машиностроительного производства» приходится рассказывать отдельно как о не менее достойных науках для лучших учеников в школе.
СОВЕРШЕНСТВО НА ПОТОКЕ
Мир машин необъятен и разнообразен. Изучается этот пласт поэтапно, от общих сведений о материалах до понятий о конструкторских чертежах, изготовлении, термообработке, упрочнении и т.д. Далее от отдельных узлов познание переходит к целым машинам и агрегатам. Каждая, транспортная или производственная, машина отвечает определенной потребности практики, решает конкретные человеческие задачи, и тут ремесло производителя неотделимо от интересов бесконечного усовершенствования.
У эксплуатирующих машины промышленников вопросы к их оборудованию появляются систематически. И, поскольку предприятия тесно сотрудничают с вузами, они отправляют ученому миру свои заявки на улучшение или создание конкретных свойств того или иного технического звена. По мере возможностей студенты старших курсов, аспиранты и магистранты эти задачи решают. Заодно подготавливается база для дальнейшего трудоустройства способного ученика.
Только в последнее время мозговой штурм факультета подключен к проектам от «Кузлитмаша», Кобринского завода агропромышленного машиностроения, барановичского «Атланта». В результате сотрудничества заводчане приобретут приспособление для полирования наружных поверхностей деталей, автоматизацию опрессовки провода с установкой защитного чехла, разработку 3D-модели технических санок и формы для литья под давлением. Ежегодно от разных предприятий на университет поступает более 20 предложений на разработки.
…А ЛАВРЫ ПРИТЯНУТСЯ
Другая интересная функция знатоков механизмов – диагностика. На периодически проходящих конкурсах профмастерства от студентов требуется обнаружить неисправности в подопытных машинах и вернуть тестовым экземплярам рабочее состояние. В прошлом году на таком соревновании в Гродненском университете студенты БрГТУ Александр Ясюкевич и Максим Бойко были отобраны в число девяти финалистов из 137 участников, а на следующем конкурсном этапе они заняли соответственно первое и второе места.
Поскольку современному машиностроителю никак нельзя оставаться без водительских прав, при университете действует собственная автошкола с автодромом, и у ребят есть возможность бесплатного обучения вождению.
Дети не зря обожают играть с конструкторами. Благо с годами этот живой интерес пропадает не у всех, ведь взрослое машиностроение тоже имеет дело с конструированием. Собрать из отдельных элементов определенным образом целое или добавить в него свое улучшение – и оно оживает, будучи способным приносить пользу. Разве инженеры не волшебники?
Хотите оставить комментарий? Пожалуйста, авторизуйтесь.